Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи по фандрайзингу

Яндекс.Метрика

Фандрайзинг: мифы и реальность

"Фандрайзинг" — понятие, хорошо известное узкому кругу лиц. Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору, знает о нем. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о чем не говорит. Являясь калькой с английского (fund — средства, финансирование, raise — нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования. Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг — это поиск источников финанасирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.

Фандрайзинг может быть "внутренним" и "внешним". В первом случае речь идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НПО занимаются самостоятельно. Во втором случае — это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, и прежде чем перейти к предметному разговору о нем, приведем несколько общих определений, имеющих непосредственное отношение к нашей теме.

Благотворительность — добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности — меценатство и спонсорство.

Меценат — физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.

Спонсор — юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Донор — юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант — благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Бесприбыльный (некоммерческий) проект — комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Основные "действующие лица" на рынке фандрайзинга и направления их деятельности представлены на следующей схеме: Консалтинговые услуги — Информация — Стратегии фандрайзинга - Виды финансирования -Обучение.

Таким образом, в сфере фандрайзинга задействованы:

НПО, подразделяющиеся согласно украинскому законодательству на шесть групп в качестве основных производителей и одновременно потребителей фандрайзинговых услуг;

- разнообразные по своим целям, задачам и характеру деятельности финансирующие (в том числе донорские) организации;

- оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие структуры — фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы (обучение), фандрайзинговые информационные центры (предоставление информации).

Основная задача НПО в сфере фандрайзинга — разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и т.д. В странах СНГ уже накоплен значительный (успешный и не очень) опыт поиска финансирования для НПО. Мы призываем наших "маститых" читателей поделиться своими достижениями и знаниями в этой сфере. С другой стороны, для многих (особенно начинающих) организаций фандрайзинг остается недостаточно изученной сферой деятельности.

Перейдем к рассмотрению традиционных пяти основных источников финансирования неприбыльных организаций. Это

— благотворительные фонды и международные донорские организации;

— предпринимательские структуры;

— органы исполнительной власти и местного самоуправления;

— физические лица;

- другие НПО.

Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не единственное место. В целом можно выделить следующие виды ресурсов: финансы; материальные (техника, оборудование); информационные; человеческие (работа волонтеров).

Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности — 47 процентов; государственное финансирование — 43 процента; благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования — 10 процентов. Нетрудно заметить, что подавляющую часть поступлений НПО (90 процентов) составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ источники — хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций, благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют лишь 10 процентов. 

Иная картина наблюдается в странах СНГ. Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России", предоставленного Еленой Абросимовой (Москва), усредненный бюджет НПО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы — 18 процентов; индивидуальные пожертвования — 12 процентов, спонсорские взносы — 12,6 процента; средства российских фондов — 2,8 процента; средства иностранных фондов — 22,7 процента; государственные источники — 8,9 процента; средства политических организаций — 5,1 процента; собственные доходы от услуг — 0,6 процента; прочие источники — 9,3 процента.

Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные фонды и международные донорские организации — 25,5 процента; предпринимательские структуры — 12, 6 процента; органы исполнительной власти и местного самоуправления — 8,9 процента; физические лица — 30 процентов; другие НПО — 5,1 процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций. Благотворительные фонды и международные донорские организации

Благотворительные фонды (далее БФ) — наиболее распространенный источник финансирования НПО, по крайней мере в странах СНГ. Согласно данным Центра Европейских Фондов (EFC), в США зарегистрировано около 40 тысяч подобных организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тысяч. Годовые бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов долларов. Но даже если принять за средний бюджет полмиллиона долларов, то можно только представить, о каких суммах, выделяемых на финансирование общественных инициатив, идет речь. Существуют несколько классификаций БФ. Исходя из источников финансирования, БФ подразделяются на ассоциированные (корпоративные) фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой (например, IBM Foundation). Это наиболее распространенный вид БФ; государственные (межгосударственные) фонды (донорские организации), которые создаются и финансируются правительством одной или нескольких стран (USAID, TACIS); независимые (частные) фонды, которые создаются и финансируются частным лицом или группой лиц, как правило, связанных родственными узами (MacArthur Foundation).

Широкое распространение во всем мире БФ, и в первую очередь корпоративные, получили в силу ряда причин. Отметим наиболее важные: Льготы по налогообложению. Законодательство многих стран допускает использование доли прибыли (дохода) коммерческих структур на благотворительные цели вместо уплаты соответствующих налогов. Аргументы с позиции правительства достаточно очевидны: БФ выделяют средства на финансирование социально значимых программ и проектов, реализуемых, как правило, через НПО. Таким образом, организации берут на себя выполнение части задач государственных органов: оказание помощи инвалидам, малообеспеченным, работа с детьми и молодежью, просвещение граждан и т.д. * *

Решение социальных задач и развитие местного сообщества. БФ решают важную социальную задачу — оказание помощи по развитию гражданских инициатив, решению социально-экономических проблем местных сообществ и обществ.
 

Источник: Владислав Кучерносов "Вестник благотворительности" No 9 (51) сентябрь 2000

Категория: Статьи по фандрайзингу | Добавил: bicharova (02.04.2009)
Просмотров: 5054 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]