Еще один урок кризиса.
Говорят, кризис родился в Америке, а ударил по другой части света. Вопрос – почему?
Ответ - у нас собственная база для кризиса и пора это признать. Единая схема получения прибыли в стране, описываемая формулой: купил за рубль, продал за два, три, десять, сто… оказалась неэффективной. Как только основной нацтовар перестали покупать за сто, рухнули и остальные подвязанные последователи этой формулы. Они, правда, пытаются решить свои проблемы, но, как всегда, за счет клиентов. И это не вина их, а беда. Просто по-другому они не умеют.
У этой формулы есть еще одно негативное последствие. Она культивирует примат разрушения. Это формула разрушения. Какова цель у последователей этой формулы – как можно больше купить за рубль и побыстрее продать за два, три, десять и т.д. При этом, не вкладывая ни рубля. Девиз – «После меня хоть потоп». Правда, стали задумываться о потомках, да только за забором от кризиса не спрячешься, и потомкам может ничего не остаться.
Двадцать лет назад учительница на уроке химии говорила – «Скоро нефть перестанут использовать в качестве топлива, это не эффективно. Всю нефть будут использовать для нефтехимии, перерабатывать в полезные продукты для различных отраслей народного хозяйства». Но для вышеназванной формулы этого не требуется. Поэтому недра просто опустошаются, а земля вокруг них разрушается.
Давно известно, что продавать круглый необработанный лес невыгодно. Стране невыгодно, а тем, кто использует формулу разрушения выгодно. Главное, чтобы кругляка было побольше для удвоения, утроения, капитала. И теперь вместо тайги пустошь, покрытая редким кустарником. А производством из этого кругляка, созиданием, занимаются в других странах. Кстати, мы потом у них и покупаем, например, мебель, но уже не за два и даже не за три, а гораздо дороже. А свои природные ресурсы развитые страны берегут, бережно используют, чтобы и последующим поколениям хватило.
Перечень примеров можно продолжить. Но уже ясно – примат разрушения, как и причины кризиса – в головах.
Задача – заменить разрушение созиданием. И кризис самое подходящее время, чтобы начать перезагрузку. Поскольку, теперь будет уже недостаточно старой формулы для появления добавленной стоимости, необходимо будет подключать мозги и созидание. Созидание, направленное на обеспечение устойчивого развития как отдельно взятого человека или организации, так и, в целом, отрасли, экономики, общества, страны.
В основе созидания – знания, умения, опыт, умноженные на творчество и ясные цели. Эта новая формула созидания уже не зависит от объемов сырья. В Японии с природными ресурсами вообще туго, однако, со всем остальным у них изобилие. Причем, для всего общества, а не только для прикрепленных к сырью. Просто формула созидания у них давно уже в качестве базовой. И все делается для того, чтобы формула действовала безотказно на всех уровнях и во всех областях.
Примеры успешного использования формулы созидания есть, с чего начать внедрение? Здесь не требуется изобретать велосипед – в тех странах, где запасы природных ресурсов не столь богаты, общество и экономика сделали ставку на человеческий капитал – знания, умения, опыт, творчество. Именно этот капитал обеспечивает выигрыш в любой ситуации, в том числе, кризисной. И именно этот капитал надо активно приращивать нашему обществу с тем, чтобы обеспечить реальное и прочное внедрение формулы созидания.
Приращивать как в школе, так и после выпуска из школы, в том числе, высшей. Подрастающее поколение должно не только обучаться, но и воспитываться на формуле созидания, с тем, чтобы созидание стало принципом и установкой по выходе из школы. Воспитывать сформировавшуюся личность сложнее, но создать условия для качественного и эффективного обучения после школы можно и нужно. Пока образование взрослых в нашей стране продвигается за счет энтузиастов. В тех странах, где образование взрослых поддерживается государством, результаты говорят сами за себя, взять, к примеру, Швецию или Германию. Наше же государство все еще размышляет – стоит ли вкладываться в обучение тех, кто имеет базовую профессиональную подготовку. Хотя уже предельно ясно – имеющаяся у большинства наших сограждан базовая подготовка морально устарела. И не только потому, что в вузах мы учились по старым программам и таким же старым учебникам. Потребности в знаниях в информационном обществе меняются очень быстро. Так, если сумма человеческих знаний в 50-60-е годы удваивалась каждые десять лет, а в 70-е - каждые пять, то в начале ХХI века удвоение информации происходит каждые два года. Сегодня, чтобы обеспечить соответствие наших знаний и умений современным потребностям необходимо постоянно обучаться.
Именно поэтому принцип непрерывного обучения внедряется во всех развитых странах, а образование взрослых названо ключом к 21 веку. И нам необходимо безотлагательно начать заниматься внедрением непрерывного образования, обучения на протяжении всей жизни, если мы не хотим все время оставаться недоразвитым сырьевым придатком. Очень обидно, когда смеются над страной и потешаются над людьми, живущими в ней. Но в этой ситуации никто, кроме нас не виноват. И только мы сами сможем эту ситуацию изменить.
С тем, чтобы формула созидания заработала, необходимо вернуть уважение к образованию. И, в первую очередь, этим надо заниматься тем, кто в системе образования работает. Просто ждать от государства, когда оно, наконец, уделит должное внимание сфере, создающей человеческий каптал, неразумно. Необходимо самим активно действовать. Объединять усилия, осваивать современные эффективно работающие знания и умения, учиться защищать и отстаивать свои права, продвигать свои идеи в обществе и экономике. Обучающееся общество и экономика, основанная на знаниях – уже устоявшиеся термины. Пока не у нас, но ничто не мешает нам продвигать эти принципы.
Формула созидания должна заработать, в том числе, и в сфере образования. Сейчас любому здравомыслящему учителю ясно, что старые формы и методы обучения и воспитания не соответствуют сегодняшним потребностям. Результаты применения созданной столетия назад классно-урочной системы не удовлетворяют ни выпускников, ни их родителей, ни общество в целом. Потребности этих целевых групп, потребности страны сегодня другие. Уже в школе необходимо закладывать и развивать знания, умения и качества человека, способного эффективно жить и созидать в новых условиях. А для этого необходимо организаторам обучения, методическим центрам, самим учителям ставить новые цели, осваивать новые подходы, новые принципы и технологии обучения. Да, эти процессы пошли, но их темпы пока слишком малы. А потребности в новом образовании уже сформированы и требуют полноценного удовлетворения.
Ребенок, играя в песочнице, созидает и радуется своим первым, пока еще игрушечным, пирожкам. Вместе с ним радуются его родители. Школьник, выполняя свой первый проект, творит и создает новую реальность. Он это понимает и гордится своими первыми реальными достижениями. Вместе с ним радуется и гордится его учитель. Это их совместная заслуга. Это их вклад в реализацию формулы созидания. Это их вклад в развитие и процветание мира, в котором они живут. Обучаясь, взрослый совершенствует не только себя. Внедряя в практику новые знания и умения, он совершенствует свою деятельность, деятельность всего предприятия, повышает качество и разнообразие производимых товаров и услуг. В это направление есть смысл вкладываться.
Всего два процента россиян решили сократить свои расходы на образование в связи с кризисом. Это означает, что и наше общество начало доверять образованию, почувствовало его силу, признало его значение в современном мире. Образованию надо достойно ответить на это признание. Образование должно работать для созидания, это главная цель, в этом заинтересованы все здравомыслящие люди. Курс – на созидание!
Тимофей Лазарев,
директор по развитию МИР «ЭкоПро»
|