Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи по проектной деятельности

Яндекс.Метрика

Курс на созидание

Еще один урок кризиса.

 

Говорят, кризис родился в Америке, а ударил по другой части света. Вопрос – почему?

Ответ - у нас собственная база для кризиса и пора это признать. Единая схема получения прибыли в стране, описываемая формулой: купил за рубль, продал за два, три, десять, сто… оказалась неэффективной. Как только основной нацтовар перестали покупать за сто, рухнули и остальные подвязанные последователи этой формулы. Они, правда, пытаются решить свои проблемы, но, как всегда, за счет клиентов. И это не вина их, а беда. Просто по-другому они не умеют.

 

У этой формулы есть еще одно негативное последствие. Она культивирует примат разрушения. Это формула разрушения. Какова цель у последователей этой формулы – как можно больше купить за рубль и побыстрее продать за два, три, десять и т.д.  При этом, не вкладывая ни рубля. Девиз – «После меня хоть потоп». Правда, стали задумываться о потомках, да только за забором от кризиса не спрячешься, и потомкам может ничего не остаться.

Двадцать лет назад учительница на уроке химии говорила – «Скоро нефть перестанут использовать в качестве топлива, это не эффективно. Всю нефть будут использовать для нефтехимии, перерабатывать в полезные продукты для различных отраслей народного хозяйства». Но для вышеназванной формулы этого не требуется. Поэтому недра просто опустошаются, а земля вокруг них разрушается.

Давно известно, что продавать круглый необработанный лес невыгодно. Стране невыгодно, а тем, кто использует формулу разрушения выгодно. Главное, чтобы кругляка было побольше для удвоения, утроения, капитала. И теперь вместо тайги пустошь, покрытая редким кустарником. А производством из этого кругляка, созиданием, занимаются в других странах. Кстати, мы потом у них и покупаем, например, мебель, но уже не за два и даже не за три, а гораздо дороже. А свои природные ресурсы развитые страны берегут, бережно используют, чтобы и последующим поколениям хватило.  

Перечень примеров можно продолжить. Но уже ясно – примат разрушения, как и причины кризиса – в головах.

 

Задача – заменить разрушение созиданием. И кризис самое подходящее время, чтобы начать перезагрузку.  Поскольку, теперь будет уже недостаточно старой формулы для появления добавленной стоимости, необходимо будет подключать мозги и созидание. Созидание, направленное на обеспечение устойчивого развития как отдельно взятого человека или организации, так и, в целом, отрасли, экономики, общества, страны.

В основе созидания – знания, умения, опыт, умноженные на творчество и ясные цели. Эта новая формула созидания уже не зависит от объемов сырья. В Японии с природными ресурсами вообще туго, однако, со всем остальным у них изобилие. Причем, для всего общества, а не только для прикрепленных к сырью. Просто формула созидания у них давно уже в качестве базовой. И все делается для того, чтобы формула действовала безотказно на всех уровнях и во всех областях.

 

Примеры успешного использования формулы созидания есть, с чего начать внедрение?  Здесь не требуется изобретать велосипед – в тех странах, где запасы природных ресурсов не столь богаты, общество и экономика сделали ставку на человеческий капитал – знания, умения, опыт, творчество. Именно этот капитал обеспечивает выигрыш в любой ситуации, в том числе, кризисной. И именно этот капитал надо активно приращивать нашему обществу с тем, чтобы обеспечить реальное и прочное внедрение формулы созидания.

 

Приращивать как в школе, так и после выпуска из школы, в том числе, высшей. Подрастающее поколение должно не только обучаться, но и воспитываться на формуле созидания, с тем, чтобы созидание стало принципом и установкой по выходе из школы. Воспитывать сформировавшуюся личность сложнее, но создать условия для качественного и эффективного обучения после школы можно и нужно. Пока образование взрослых в нашей стране продвигается за счет энтузиастов. В тех странах, где образование взрослых поддерживается государством, результаты говорят сами за себя, взять, к примеру, Швецию или Германию. Наше же государство все еще размышляет – стоит ли вкладываться в обучение тех, кто имеет базовую профессиональную подготовку. Хотя уже предельно ясно – имеющаяся у большинства наших сограждан базовая подготовка морально устарела. И не только потому, что в вузах мы учились по старым программам и таким же старым учебникам. Потребности в знаниях в информационном обществе меняются очень быстро. Так, если сумма человеческих знаний в 50-60-е годы удваивалась каждые десять лет, а в 70-е - каждые пять, то в начале ХХI века удвоение информации происходит каждые два года. Сегодня, чтобы обеспечить соответствие наших знаний и умений современным потребностям необходимо постоянно обучаться.

Именно поэтому принцип непрерывного обучения внедряется во всех развитых странах, а образование взрослых названо ключом к 21 веку. И нам необходимо безотлагательно начать заниматься внедрением непрерывного образования, обучения на протяжении всей жизни, если мы не хотим все время оставаться недоразвитым сырьевым придатком. Очень обидно, когда смеются над страной и потешаются над людьми, живущими в ней. Но в этой ситуации никто, кроме нас не виноват. И только мы сами сможем эту ситуацию изменить.

 

С тем, чтобы формула созидания заработала, необходимо вернуть уважение к образованию. И, в первую очередь, этим надо заниматься тем, кто в системе образования работает. Просто ждать от государства, когда оно, наконец, уделит должное внимание сфере, создающей человеческий каптал, неразумно. Необходимо самим активно действовать. Объединять усилия, осваивать современные эффективно работающие знания и умения, учиться защищать и отстаивать свои права, продвигать свои идеи в обществе и экономике. Обучающееся общество и экономика, основанная на знаниях – уже устоявшиеся термины. Пока не у нас, но ничто не мешает нам продвигать эти принципы. 

 

Формула созидания должна заработать, в том числе, и в сфере образования. Сейчас любому здравомыслящему учителю ясно, что старые формы и методы обучения и воспитания не соответствуют сегодняшним потребностям. Результаты применения созданной столетия назад классно-урочной системы не удовлетворяют ни выпускников, ни их родителей, ни общество в целом. Потребности этих целевых групп, потребности страны сегодня другие. Уже в школе необходимо закладывать и развивать знания, умения и качества человека, способного эффективно жить и созидать в новых условиях. А для этого необходимо организаторам обучения, методическим центрам, самим учителям ставить новые цели, осваивать новые подходы, новые принципы и технологии обучения. Да, эти процессы пошли, но их темпы пока слишком малы. А потребности в новом образовании уже сформированы и требуют полноценного удовлетворения.

 

Ребенок, играя в песочнице, созидает и радуется своим первым, пока еще игрушечным, пирожкам. Вместе с ним радуются его родители. Школьник, выполняя свой первый проект, творит и создает новую реальность. Он это понимает и гордится своими первыми реальными достижениями. Вместе с ним радуется и гордится его учитель. Это их совместная заслуга. Это их вклад в реализацию формулы созидания. Это их вклад в развитие и процветание мира, в котором они живут. Обучаясь, взрослый совершенствует не только себя. Внедряя в практику новые знания и умения, он совершенствует свою деятельность, деятельность всего предприятия, повышает качество и разнообразие  производимых товаров и услуг. В это направление есть смысл вкладываться.

 

Всего два процента россиян решили сократить свои расходы на образование в связи с кризисом. Это означает, что и наше общество начало доверять образованию, почувствовало его силу, признало его значение в современном мире.  Образованию надо достойно ответить на это признание. Образование должно работать для созидания, это главная цель, в этом заинтересованы все здравомыслящие люди. Курс – на созидание! 

 

 

Тимофей Лазарев,

директор по развитию МИР «ЭкоПро»

 

Категория: Статьи по проектной деятельности | Добавил: Ирина (24.03.2009) | Автор: Тимофей Лазарев E
Просмотров: 2886 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 6
6  
Alakazaam-information found, problem solved, thakns!

5  
Всего два процента россиян решили сократить свои расходы на образование в связи с кризисом - откуда беруться такие данные? )

4  
привет из великого Новгорода!
согласна со всем и всеми.
вчера ездили на семинар в "глубинку". пытались говорить на эти же темы: созидание, создание "продукта" на основе ресурсов территории. но увы... люди еще есть, молодежи в почти нет, Россия вымирает. поля зарастают... все ударились в бега в города. мало кто сеет и пашет... сельской Росии нет...
мы, конечно, оптимисты. двигаем и двигаемся. устали от общения с чиновниками.

3  
Согласна с автором. Я - эколог, давно наблюдаю с тоской на разрушение природы нашей страны. Все так. Умные люди давно это поняли. Но беда в том, что эти самые "разрушители", действующие по принципу "после меня хоть потоп", находятся во власти. И собственная нажива для них превыше всего. И этот кризис их ничему не научит, они опять его преодолеют за наш счет (посмотрите на господдержку строительных компаний, взметнувших цены на недвижимость до заоблачных высот, у них были гигантские прибыли! И спасают их!). Наш общественный строй исключает обратную связь народа с властью. Они от нас не зависят и им на нас наплевать. Никакие созидатели в верхах не появятся, пока они не будут вынуждены изменить свое поведение, а значит и госполитику. Боюсь, что когда это произойдет, наша страна уже перейдет грань, за которой можно существовать в этом мире.

2  
Старая система образования была идеологическим инструментом государства. Все составяющие образовательно-воспитательного процесса были направлены на формирование личности "строителя коммунизма", основные качества которого были четко прописаны в "Моральном кодексе" этого самого "строителя". Автор статьи призывает формировать личность "созидателя". Это похвально, и образование вкупе с воспитанием должны все усилия направить именно в этом направлении. Нужно только четко представлять какие качества, присущие "созидателю" будут формироваться?! "Разрушитель" тоже получил образование, и, наверное, не самое плохое... Но знание, как известно, может быть направлено как на благо, так и во вред... Прав, как мне представляется, автор предыдущего коментария без четкой государственной позиции по этому вопросу нам никак не обойтись!

1  
согласен с автором на 90%. Это так и есть. Только вот толку от того, что мы так много ГОВОРИМ на эту тему, а так мало делаем. Конечно, делаем, но на уровне региональном, местном.. Это тоже хорошо, но МАЛО. КАТАСТРОФИЧЕСКИ мало. Люди прийдут к тому, что надо объединяться. мудрые уже так давно и делают - смотрите на толковых сетевиков, не мелкие сети, а большие сетевые кампании. Они объединили своих людей, пменяли их мышление и - толк есть!
Вот все это и надо переносить на государственный уровень все чиновники будут поддерживать все это до тех пор, пока они будут в зоне комфорта, но как только зона комфорта начнет суживаться....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]