Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Август » 5 » Организация проектной деятельности по предмету «Музыка» в рамках ФГОС НОО, как одно из направлений системы поддержки одаренных детей.
12:14
Организация проектной деятельности по предмету «Музыка» в рамках ФГОС НОО, как одно из направлений системы поддержки одаренных детей.
В современном образовании проектная деятельность обозначена актуальным направлением, более того, в начальном звене она является обязательной как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся, так как приучает к самостоятельному добыванию знаний и применению их на практике. Проектная деятельность дает возможность воспитать самостоятельную личность, ответственную за свои поступки в социуме, развивает умственные и творческие способности, развивает коммуникативные навыки сотрудничества. Коллеги, в Дискуссионном клубе я хочу представить вам свой опыт работы в области проектной деятельности по предмету «Музыка».

Тема проектной деятельности не нова, и я, конечно, не открою Америку, просто хотелось бы поделиться «небольшим багажом» знаний в этой области. Ведь когда мы читаем или слушаем друг друга, появляются новые идеи, новые стремления. А это и есть ЗДОРОВО!

Шесть лет назад, когда активно стала развиваться проектная деятельность, я заинтересовалась этим направлением, но мне было сложно представить, что же такое, на самом деле, проект, и как его можно претворить в жизнь. Почитала литературу, что-то прояснилось, но не осозналось. Само слово ПРОЕКТ мне казалось каким то заоблачным, недосягаемым и непонятным. Первым настоящим опытом стало участие в конкурсе проектов младших школьников «Малая академия». Конечно, участвовала не лично я, а мой ученик, но мне конкурс дал не меньше, чем его участнику. В зональном туре мой воспитанник занял первое место, принимал участие и в областном туре.
Сегодня я постараюсь ответить на такие вопросы, которые помогут вам и вашим ученикам создать и реализовать успешный проект. Вот эти вопросы:
- Что такое ПРОЕКТ?
- Как РАЗРАБОТАТЬ проект?
- Размышления на тему ПРОЕКТА.
- Как реализовать проектную деятельность, работая с целым классом?
- Как проектная деятельность применима в системе работы с одаренными детьми?


Так что же такое ПРОЕКТ?


На самом деле каждый из нас в своей жизни совершает эти самые проекты постоянно.
Каким образом? У многих из нас есть мечты, идеи, цели в жизни ... они представляют лично для нас особую ценность, и мы, несомненно, хотим их реализовать - воплотить - свершить ...
Для того чтобы достичь, того о чем мечтаем мы в уме вырабатываем целую стратегию, что нам нужно сделать, чтобы воплотить эту мечту. То есть мы проектируем. По сути, ПРОЕКТ – это поэтапная реализация мечты или идеи.

Как РАЗРАБОТАТЬ проект?

1.Найдите сильную идею!

Идея может уже существовать в умах детей или стать результатом планомерного поиска. В основе идеи может лежать мечта или просто желание чего-нибудь, но идея может быть основой решения серьезной проблемы. Идея является движущей силой проекта. Она вдохновляет на создание проекта и ведет в процессе реализации задуманного. Сила идеи определяет силу проекта.

2. Проведите всесторонний анализ проблемы!


Какую проблему поможет решить проект? Определите стартовую проблему, то есть, самую главную и основную проблему, которую будет решать проект.

3. Сформулируйте цель и задачи, определите пути достижения!

Цель – это четко сформулированное, предельно ясное и конкретное представление о результате проекта. Правильно сформулированная цель – половина успеха!

Как сформулировать цель проекта, чтобы показать, что именно она решит стартовую проблему? -Трансформируйте формулировку стартовой проблемы в положительное утверждение – это и будет цель проекта.

4. Определите участников проекта и их отношение к проекту!

Даже самый маленький проект – это серьезная деятельность, которая может затрагивать интересы различных людей.

5.Определите стратегию проекта!


Стратегия проекта – это оптимальный вариант достижения цели проекта с учетом имеющихся возможностей. К цели проекта обычно ведут несколько путей. Определите возможные варианты достижения цели, сравните их, и выберите оптимальный. Составьте план действий.

6.Приступите непосредственно к реализации!

Выполните все пункты по плану.

7. Защитите проект!

Представьте готовый результат.

Размышления на тему ПРОЕКТА.

Вообще, проектом может стать любое дело. Разработка урока - это, по сути, проект. Организация праздничного ужина для семьи – это тоже проект. Главное здесь - дойти до результата, воплотить в реальность мечту, идею. Возьмем простой пример даже не из музыки, а из жизни. Допустим, у меня есть мечта сделать качественный ремонт в кухне. Может эта мечта стать проектом? Ответ - да. Попробуем определить все составляющие, которые и являются собственно, проектом. Но на которые в обычной жизни мы просто не обращаем внимания.
Мечта или идея сделать ремонт уже есть.
Далее следует умственный анализ проблемы (То есть, для чего мне нужен ремонт? Какую проблему он решит? Например, текут трубы, вышла из строя плита, устарел кухонный гарнитур).
Представляем, какой результат необходимо получить и ставим четкую цель, задачи: заменить трубы, установить новую плиту и гарнитур.
Далее определяемся с участниками этого проекта. (То есть, кто будет делать ремонт? Я одна? Или найму бригаду мастеров?)
Нужна выработка стратегии (то есть я просчитываю, как лучше сделать: например, минимальными затратами, минимальными силами и т.д.), и конкретный план, что конкретно мне необходимо, чтобы сделать ремонт. Например, нужно купить новые трубы, позвонить мастеру т.д.
Наконец, все обдумав, то есть спроектировав, приступаем к реализации задуманного.
И вот она - защита! В данном случае здесь представляем результат. Вам же хочется похвастаться родственникам, подругам, как ВЫ СДЕЛАЛИ РЕМОНТ!
На самом деле все достаточно просто. Нужно лишь данную схему применить в работе с детьми. Выполнив все вышеперечисленные этапы, Вы с учеником создадите успешный проект. А если Вы этому научите детей, то они будут создавать проекты самостоятельно.

Как реализовать проектную деятельность, работая с целым классом?

В рамках ФГОС НОО проектная деятельность является ведущей, так как учит ребенка творчески мыслить, ставить цели и достигать результата. Я работаю в начальной школе по программе Баклановой Т.И. «Музыка», где в саму программу уже заложены примерные темы проектов. Каждый ребенок может сам выбрать, какой проект будет ему наиболее интересен для реализации. Кто рисует, кто участвует в инсценировках, кто сочиняет песенки, кто создает презентации или фильмы (конечно, совместно с родителями), кто разучивает танцы. Главное, заинтересовать детей, ведь, как мы выяснили в основе проекта на первом плане - мечта, желание или идея.
В течение года я практиковала мини-конкурсы «МОЙ ПРОЕКТ» внутри одного класса (проходили они в конце учебной четверти и с привлечением родителей). В начале четверти объявляла детям о конкурсе проектов и предлагала выбрать тему, в течение всей четверти подогревала мотивацию детей, что будут призы, станете лучшими, и о вас будут знать не только в школе, но и в поселке, что Вы сможете заработать отличную оценку, показывала мотивационные мультфильмы, видеоролики. Конкурсы для детей начальной школы с небольшими призами способны большую часть детей заинтересовать, развить желание «победить», «быть первым», «быть лучшим». В этом выражается успех ребенка. В рамках конкурса готовилась выставка рисунков-проектов и фильмов-проектов, на которой каждый ученик, защищал свой проект.
В конце года провела конкурс «ЛИДЕРСКИЙ ПРОЕКТ», где выявились победители и призеры. Конечно, уровень проектов у ребят очень разный, многим на первоначальном этапе в 1 классе помогают родители. Я также стараюсь помочь, если ученик попросил меня о помощи. Но каков результат! Какой успех и гордость за свое творение испытывает ребенок, когда защищает свой проект.

Как проектная деятельность применима в системе работы с одаренными детьми?

В настоящее время запрос государства таков: воспитать личность творческую и успешную, способную самостоятельно и творчески решать проблемы, воспитать лидера. Именно лидеры способны видеть перспективу, смотреть в будущее. Не так важно, к какой области в начальном звене тяготеет ребенок, к математике или к музыке, главное, чтоб он был лидером. Он потом определится, что ему важнее. В этом проявляется социализация ребенка.
Если рассматривать одаренных детей с позиции успешных детей, то большинство одаренных детей – это лидеры. Они стремятся быть первыми и лучшими. А потому у них многое получается.
В классно-конкурсной системе я уже выявила лидеров. Это дети, с которыми можно работать на более продвинутом уровне. Предлагать им темы для проектирования серьезнее, сложнее и выходить на уровень участия в зональных, областных и региональных конкурсах.
В конкурсной системе проектов по предмету «Музыка» выявляются дети, тяготеющие к предмету, музыкально одаренные дети. Бывает, что в финал выходят и дети, которые любят музыку, но профессионально не занимаются, не играют на музыкальном инструменте, не занимаются вокалом. Любовь же к музыке они могут проявить в проектах о музыке. А, со временем, проектная деятельность может привести их и в музыкальную школу, и на вокал, и танцы.
В качестве примера приведу самый первый проект «Музыка и школа в жизни моей семьи», проба пера, так сказать: Исследовательский проект ученика 4 класса Денисова Дмитрия "Музыка и школа в жизни моей семьи"

Источники:
1. Бесплатный электронный курс «Как выиграть грант?!» Ссылка на курс

Ссылка на статью, размещенную на гугл-диске: Статья
Категория: Дискуссионный клуб "Учебный проект: от теории к практике" | Просмотров: 248 | Добавил: ПановаЕЕ | Теги: ПРОЕКТ, музыка., ФГОС НОО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Отчет системы Антиплагиат: https://yadi.sk/i/GyH1SGDwtzfyf

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]