Тема: «Закрепление, обобщение темы: "Величины» Цель: обобщить представлнеия о величинах и свойства величин (на примере величин длина, масса, объем)
Результаты Предметные: умение отличать свойства предметов, которые являются величинами, от тех свойств, которые не являются величинами знания о том, что можно делать с величинами: сравнивать, измерять, выполнять арифметические действия умение сравнивать величины и их числовые значения умение практически измерять длину и объем; умение выполнять сложение и вычитание величин умение применять знания о свойствах равенства величин (симметричность: если а = б, то б = а, транзитивность: если а = б, б = с, то а = с) и неравенства величин (антисимметричность: если а < б, то б > а, транзитивность: если а < б, б < с, то а < с) Метапредметные результаты: умение сравнивать объекты умение работать в группе Личностные: развивать интерес (мативацию) к изучению математики
Оборудование: Л.Г. Петерсон «Математика. 1 класс», учебник (УМК «Перспектива»); Л.Г. Петерсон «Математика. 1 класс», рабочая тетрадь «Учусь учиться»; А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 класс», учебник; Компьютер и мультимедийный проектор; Презентация к уроку; Карточки с заданиями группам
Ход урока I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний. Выполни действия 5 л + 4 л = 4 см + 3 см = 9 кг – 4 кг = 9 л – 5 л= 6 см + 2 см = 8 кг – 2 кг = 2 кг – 0 кг= 3 л + 0 л =
(Учащиеся на листе для ученика записывают ответы. Проверяют по эталону на слайде).
5 л + 4 л = 9 л 4 см + 3 см = 7 см
9 кг – 4 кг = 5 кг 9 л – 5 л = 4 л 6 см + 2 см = 8 см 8 кг – 2 кг = 6 кг 2 кг – 0 кг = 2 кг 3 л + 0 л = 3 л
- Какие действия с величинами мы выполняли? = Складывали, вычитали.
- Откройте учебник с.18 №1. Рассмотрите схему. - Назовите величины. = Масса, длина, объем, время, температура. - Почему они являются величинами? = Их можно измерить.
III. Повторение и закрепление пройденного.
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? = Мы будем говорить о величинах. - Чтобы узнать побольше о них, я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит свое задание, в котором нужно выполнить практическую работу. - Работая в группе мы должны соблюдать правила. В группе должен быть ответственный. Один говорит – другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Работать должен каждый на результат.
Задание 1 группе 1) Вставь число, которое соответствует массе животного 8, 5 и 2. КОТ СОБАКА КОТЁНОК
2) Поставь знаки больше, меньше или равно.
8 кг 5 кг 2 кг 5 кг
3) Сравни массу мешочков с кормом для животных (К – кот, С – собака) Вставь знак
К С, то С К
Задание 2 группе
1) Измерь длину рыбки по линейке и запиши. 2) Соотнеси их длину с длиной отрезка. 3) Восстанови запись:
М Г, Г Д , М Д
4) Найди лишнее: (Слайд №9)
Локоть вершок пуд сажень дюйм
Задание 3 группе
1) Измерь на рисунке длину лыж и палок, используя разные мерки (полоски: Б – большая, М – маленькая). (Слайд №10) 2) Запишите количество мерок. 3) Восстанови запись:
Л П, П Л
Задание 4 группе
Выполни практическую работу. 1) Измерь объём кружки, стакана, банки, используя мерку – кружку и запиши данные. 2) Восстанови запись:
К С, С Б, К Б
3) Расположи старинные меры жидкостей в порядке уменьшения.
Бочка кружка ведро
IV. Обобщение. Выводы по группам.
1 группа
- Какая величина была в вашем задании? = Масса. - Что вы делали с единицами массы? = Соотносили, сравнивали. - В каких единицах измеряли массу? (кг) - А какие старинные единицы массы вы знаете? - Что можете сказать про массу мешочков с кормом? = Массы равные (масса корма кота равна массе корма собаки).
Величина Современные ед. измерения Старинные ед. измерения Масса 1 кг берковец пуд фунт
- Для чего человек это должен знать? = При покупке товаров в магазине. (При ответах детей заполняется таблица.)
2 группа
- С какой величиной работали вы? = Мы работали с длиной. - Какие действия вы выполняли? = Соотносили, измеряли линейкой. = Сравнивали длину рыб. - Что у вас получилось? = Меченосец больше Гуппи, Гуппи больше Данио, а значит Меченосец больше Данио. - Какое свойство вы применили? - Прочитайте цепочку старинных единиц измерения, какое слово оказалось лишним? = Пуд.
Величина Современные ед. измерения Старинные ед. измерения Длина 1 см Дюйм вершок локоть сажень
3 группа
- А с какой величиной работали вы? = Длиной. - Какая единица измерения длины была у вас? = Мерка. - Почему у вас получилось разные числа при измерении? = Разные мерки. Чем больше мерка, тем меньше число. - Сравните длину лыж и палок. = Лыжи длиннее палок, а палки короче лыж. - Какое свойство вы применили? - Зачем нам надо знать длину лыж? = Для подбора их для нашего роста. - А эта мерка нам поможет при выборе лыж? = Нет. - Кто из вас помнит, как мы подбирали лыжи и палки на уроке физкультуры? = Лыжи подбираем на высоту поднятой руки,а палки по подмышку.
4 группа
- С какой величиной работали вы? = Объемом. - Какой меркой вы пользовались? = Кружкой. - Что у вас получилось при сравнении кружки, банки, стакана? = Объем кружки равен объему стакана, объем стакана равен объему банки, объем кружки равен объему банки. - Кружка – это старинная единица измерения жидкости. - А какой единицей измерения мы пользуемся сейчас? = Литром. - Где нам могут пригодится эти знания? = В магазине при покупке товаров: молока, кваса, сока… = При приготовлении пищи. - Прочитайте старинные меры измерения жидкостей в порядке уменьшения? = Бочка, ведро, кружка.
Величина Современные ед. измерения Старинные ед. измерения Объём 1 л Бочка ведро кружка
Вывод делается по таблице которая получилась в ходе ответов уч-ся.
Величина Единицы измерения Старинные ед. измерения Свойства величин Масса 1 кг Берковец пуд фунт если а=б то б=с Длина 1 см Дюйм вершок локоть сажень если а>б, б>c, то а>с
если a>б, то б<а Объём 1 л Бочка, ведро, кружка если а=б, б=с, то а=с
- Какие действия мы выполняли с величинами?> = Измеряли, соотносили, сравнивали величины, сравнивали единицы величин. Повторение свойств по таблице
V. Работа над задачей. - А сейчас при решении задачи мы будем использовать арифметические действиями с величинами.
Емеля отправился за водой. В одном ведре у него было 8 л, а в другом на 2кг меньше. Сколько литров было во втором ведре?
- Это задача? = Да, но она не имеет решения. В задаче разные единицы измерения. - Измените условие так, чтобы она имела решение. = Надо кг заменить на л. - Выбери нужную схему и реши задачу.
VI. Срезовая работа по вариантам. 1 вариант. Выберите действия с единицами массы и вычисли. 2 вариант. Выберите действия с единицами длины и вычисли. (Слайд №15) 7 кг – 2 кг – 1 кг 4 см + 4 см – 3 см 6 л – 3 л + 0 л 8 кг + 0 кг – 7 кг 2 см + 3 см – 5 см
Проверка по слайду. - С какими единицами измерения мы действия не выполняли? = Литрами. Какую величину измеряют литрами?
Итог.
- Длина, масса, объем – это ... - Какие единицы измерения этих величин вы знаете? = Киллограмм, сантиметр, литр. - Какие действия можно выполнять с ними? = Сравнивать, измерять, складывать, вычитать. - Из каких уроков мы использовали задания в группах? = Окружающий мир, физкультура. - Где эти знания нам пригодятся? = В жизни.