Вторник, 16.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Забытые герои советской эпохи
Отношение к истории большинства взрослых людей в России определилось в те десятилетия, когда обществу навязывалась подробнейшим образом разработанная мифология. Конечно, в советскую эпоху не все целиком и полностью принимали официальную истории. Но каждый советский гражданин точно знал, как следует и как не следует рассматривать те или иные исторические проблемы. Но очевидный факт, что «будущее нашего прошлого» зависит уже не от старших поколений, а от тех юношей и девушек, которым сегодня по пятнадцать- шестнадцать лет, тех, кто не застал советскую эпоху.
Поэтому один из проектов мы назвали «Забытые герои советской эпохи», в котором хотели рассмотреть один из самых неоднозначных вопросов, жизнь героя советских людей Павлика Морозова.
Студентки, когда начали работу над проектом, сначала обратились в библиотеки города, но информации о Павлике Морозове ни в одной из них не оказалось. А в одной из библиотек ответили, что о предателях материала нет. И эта тема очень заинтересовала студентов. Была проведена большая работа по подбору материала, проведен опрос среди разных возрастных категорий и, в итоге, сделана презентация, где озвучены различные точки зрения. Проект был представлен для студентов 1 курса.
Проблемные вопросы:
1.Как через работу над учебными проектами привить интерес к истории страны?
2. Как использовать возможности Интернета в целях поиска нужной информации?
Учебные вопросы:
1.Как вы считаете, Павлик Морозов герой или предатель?
2.Как отразился поступок Павлика Морозова, на события, произошедшие в 30-е годы в нашей стране?
Образовательные стандарты
Проект ориентирован на государственные стандарты по истории и направлен на достижение следующих целей:
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, межпредметного учебного проекта.
формирование навыков участия в проектной деятельности;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Дидактические цели
В результате данного проекта учащиеся познакомятся на примере жизни исторического героя, с событиями, происходившими в нашей стране в конце 20-х начале 30-х гг.;
научатся понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
План проведения проекта
Продолжительность проекта 1 -2 недели.
Этапы проекта:
1 этап: Ознакомление студентов с правилами работы по учебным проектам. Стимулирование мотивации к деятельности. Формирование группы. Знакомство с критериями оценивания работы. Обсуждение общего плана проекта, планирование работы в группе.
II этап: Аналитическая и исследовательская самостоятельная работа. Группа представляют свой план работы. Повторение правил работы в сети Интернет, правил соблюдения авторских прав. Повторение алгоритма поиска информации. Представление списка информационных ресурсов. Анализ информации, отбор материалов. Подготовка информации для представления результатов в форме презентации. Корректировка планов работы в группах.
III этап: Анализ и отбор материалов исследовательской работы. Обсуждение и систематизация собранного материала. Совместная работа группы по созданию итоговой презентации и текста исследовательской работы. Анализ результатов с точки зрения выполнения поставленной цели и задач. Подготовка к защите, распределение ролей. Защита проекта. Подведение итогов работы.

Пример продукта проектной деятельности студентов

Происхождение и семья

(слайд 1) Безвестный мальчик из затерянного в глуши маленького поселка Герасимовка Свердловской области, он донес на своего отца и был впоследствии убит в лесу вместе со своим младшим братом Федором. После страшной смерти он превратился в коммунистическую икону и был навечно вписан в историю пионерии под номером 001. Времена изменились. Его имя стало символом предательства, сам он превратился в Иуду, хотя был всего лишь ребенком.
В истории жизни и смерти Павлика действительно много неясного, и по прошествии нескольких десятков лет уже трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с «кулаками», укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи.
Павлик Морозов родился 14 ноября 1918 года в селе Герасимовка Туринского уезда Тобольской губернии.
Отец Павлика до 1931 года был председателем Герасимовского сельсовета. Вскоре после занятия этой должности Трофим Морозов начал пользоваться ей в корыстных целях. Согласно показаниям свидетелей, Трофим стал присваивать себе вещи, конфискованные у раскулаченных. Кроме того, он спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам.
Вскоре отец Павла бросил жену с четырьмя детьми и стал сожительствовать с женщиной, жившей по соседству — Антониной Амосовой. По воспоминаниям учительницы Павла, отец его регулярно пил и избивал жену и детей как до, так и после ухода из семьи. Со слов Алексея (брата Павла), отец «любил одного себя да водку», жену и сыновей своих не жалел, не то что чужих переселенцев.
В 1931 году отец, уже не занимавший должность, был осуждён на 10 лет за то, что «будучи председателем сельсовета, дружил с кулаками, укрывал их хозяйства от обложения, а по выходе из состава сельсовета способствовал бегству спецпереселенцев путём продажи документов». Трофим Морозов, будучи в заключении, участвовал в строительстве Беломоро-балтийского канала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, а затем поселился в Тюмени.
Согласно воспоминаниям, собранным и представленным в своей книге Юрием Дружниковым, Павел был физически слабым, болезненным, нервным и неуравновешенным мальчиком. Согласно записи Соломеина, Павлик «любил хулиганить, драться, ссориться, петь песни нехорошие, курил». Дружников, ссылаясь на слова Зои Кабиной, пишет, что Павел учился плохо и редко посещал школу, любил играть в карты на деньги и петь блатные песни. Любил дразнить, травить кого-либо: «Сколько ни уговаривай, отомстит, сделает по-своему. По злобе часто дрался, просто из склонности к ссорам». Ввиду нищеты семьи, ходил в лаптях и драном отцовском пальто; был самым грязным в классе, редко мылся. Был косноязычен: говорил с отрывами, гэкая, не всегда понятно, на полурусском-полубелорусском языке, вроде: «Ѓн ведь бальша нэ прыйдеть». Дружников указывает, что в 1931 году Павел в третий раз поступил в первый класс и в середине года был переведён во второй, так как наконец-то научился читать и писать. Однако, следует учесть, что зачастую Павлу было не до учёбы — как старшему в семье ему нужно было много работать, чтобы накормить оставленную отцом многодетную семью и попытаться вырваться из нищеты.
О всеобщей ужасающей бедности в селе Герасимовка учительница Павла вспоминала: «Школа, которой заведовала, работала в две смены. О радио, электричестве мы тогда и понятия не имели, вечерами сидели при лучине, керосин берегли. Чернил и то не было, писали свекольным соком. Бедность вообще была ужасающая. Когда мы, учителя, начали ходить по домам, записывать детей в школу, выяснилось, что у многих никакой одежонки нет. Дети на полатях сидели голые, укрывались кое-каким тряпьем. Малыши залезали в печь и там грелись в золе.
Организовали мы избу-читальню, но книг почти не было, очень редко приходили местные газеты. Некоторым сейчас Павлик кажется эдаким напичканным лозунгами мальчиком в чистенькой пионерской форме. А он из-за бедности нашей эту форму и в глаза не видел, в пионерских парадах не участвовал и портретов Молотова, как Амлинский, не носил, и «здравицу» вождям не кричал».
Вынужденный в таких тяжёлых условиях вместо отца обеспечивать семью, Павел, тем не менее, неизменно выказывал стремление учиться. Со слов его учительницы Л. П. Исаковой: «Очень он стремился учиться, брал у меня книжки, только читать ему было некогда, он и уроки из-за работы в поле и по хозяйству часто пропускал. Потом старался нагнать, успевал неплохо, да еще маму свою грамоте учил…»

25 ноября 1931 - совершил свой «подвиг» Павлик Морозов

Как записано в материалах дела 374, «Морозов Павел подал заявление следственным органам о том, что его отец Морозов Трофим Сергеевич, будучи связанным с местными кулаками, занимается подделкой документов и продажей таковых кулакам-спецпереселенцам».
(слайд 2) Вскоре в здании местной школы состоялся судебно-показательный процесс. Тогда-то и прозвучала широко известная речь пионера Морозова, старательно записанная стенографистом: «Дяденька, мой отец творил явную контрреволюцию. Я как пионер обязан это сказать - мой отец не защитник интересов Октября, а всячески помогал кулаку, стоял за него горой. И я не как сын, а как пионер прошу привлечь к суровой ответственности моего отца, чтобы в дальнейшем не дать повадку другим скрывать кулака и явно нарушать линию партии. И еще добавляю, что мой отец сейчас присваивает кулацкое имущество: взял койку кулака Кулуканова Арсения и у него же хотел взять стог сена. Но Кулуканов не дал, а сказал, что пускай сено лучше возьмет казна».
Правда, отметим, что этот эпизод в материалах дела не значится; его вполне могли придумать потом. А вот то, что пионер Павлик ходил с учительницей по деревне, агитировал сдавать хлеб государству за гроши, а заодно высматривал, куда крестьяне хлеб прячут, - это было.
По некоторым сведениям, именно Татьяна Морозова, желая отомстить бывшему мужу, подучила сына написать на него донос. 25 ноября 1931 г. мальчик подал в милицию заявление о том, что Трофим Морозов, пользуясь своим служебным положением, продавал справки спецпереселенцам - раскулаченным крестьянам из Европейской России. Трофима осудили и отправили отбывать срок на Крайний Север, где он и погиб.
В сентябре 1932 г. Павлик и его младший брат Федя пошли за ягодами в лес и пропали. Мать, приехавшая из Тавды через день, позвала милиционера; тот собрал народ, и вся деревня отправилась на поиски. Братьев нашли на дороге; они были мертвы, кругом была кровь и куча рассыпанной клюквы.
Донос Павлика на отца был использован советской властью для насаждения морали, отрицавшей все библейские заповеди - в первую очередь заповедь о почитании родителей.
После дела Морозовых стали формироваться особые группы пионеров, призванных следить за своими родителями и соседями. Юных доносчиков награждали новыми ботинками, велосипедами, поездками в пионерский лагерь Артек. (видео «Легенды СССР»)

Версия Ю.И.Дружникова

В этом деле до сих пор нет ясности. Даже в тех материалах, которые доступны, можно найти несоответствия, но никакого повторного анализа не было проведено, - говорит председатель екатеринбургского отделения правозащитного общества «Мемориал» Анна Пастухова, которая считает, что дело Павлика Морозова, «ставшего разменной монетой в играх взрослых», закрывать еще рано.
В истории жизни и смерти Павлика действительно много неясного, и по прошествии нескольких десятков лет уже трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с «кулаками», укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи.
(слайд 4) Первую попытку совершить независимое расследование жизни Павлика предпринял еще в середине 80-х годов московский прозаик Юрий Дружников, впоследствии написавший книгу «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», переведенную на несколько европейских языков. Согласно утверждениям Ю. И. Дружникова, многие обстоятельства, связанные с жизнью Павла Морозова являются спорными. Дружников утверждает, что после показаний против отца, Павлик заслужил в деревне «всеобщую ненависть»; его стали звать «Пашка-куманист». Дружников считает преувеличенными официальные утверждения о том, что Павел активно помогал выявлять «зажимщиков хлеба», тех, кто укрывает оружие, замышляет преступления против советской власти и т.д. Как утверждает автор, по словам односельчан, Павел не был «серьёзным доносчиком», так как «доносить- это, знаете, серьёзная работа, а он был так, гнида, мелкий пакостник». По Дружникову подоплёка показаний в суде Павла его матери была бытовая: Татьяна Морозова хотела отомстить бросившему её мужу и надеялась, припугнув, вернуть в семью.
По версии Дружникова, убийство являлось результатом провокации ОГПУ, организованной, с участием помощника уполномоченного ОГПУ Спиридона Карташова и двоюродного брата Павла- осведомителя Ивана Потупчика. В связи с этим Дружников описывает документ, который по утверждению Дружникова был обнаружен им в материалах дела № 374 (об убийстве братьев Морозовых), который был составлен Карташовым, и представляет собой протокол допроса Потупчика в качестве свидетеля по делу об убийстве Павла и Фёдора. Как утверждает Дружников, документ датирован 4 сентября, то есть, согласно дате, составлен за два дня до обнаружения факта убийства. По мнению Юрия Дружникова, высказанному в интервью «Российской газете»: Следствия не было. Трупы приказали похоронить до приезда следователя без экспертизы. В качестве обвинителей на сцене сидели также журналисты, говорившие о политической важности расстрела кулаков. Адвокат обвинил подзащитных в убийстве и под аплодисменты удалился. Разные источники сообщают разные способы убийства, прокурор и судья путались в фактах. Орудием убийства назвали найденный в доме нож со следами крови, но Данила в тот день резал телёнка - никто не проверил, чья кровь. Обвиняемые дедушка, бабушка, дядя и двоюродный брат Павлика Данила пытались сказать, что их били, пытали. Основными доказательствами вины подсудимых были цитаты из докладов Сталина и Молотова о том, что классовая борьба на отдельных участках усиливается, и обвиняемые являлись иллюстрацией правильности их высказываний. Расстрел невиновных в ноябре 1932 года был сигналом к массовой расправе над крестьянами по всей стране.
Пионером он тоже никогда не был, его сделали пионером после смерти, - заявил Дружников «Известиям».
При этом существовали разночтения, когда и где Павел вступил в организацию: местная пресса утверждала, что в райцентре Тавда (120 км от Герасимовки), куда он якобы специально за этим ездил; впоследствии журналист Соломеин утверждал, что, по воспоминаниям учительницы Зои Кабиной, пионерский отряд был организован ею в самой Герасимовке. Об этом же свидетельствовала и учительница Павла Лариса Павловна Исакова:
«Пионерский отряд в Герасимовке я тогда не успела организовать, его создала после меня Зоя Кабина, но и я рассказывала ребятам о том, как борются дети за лучшую жизнь в других городах и селах. Однажды привезла из Тавды красный галстук, повязала его Павлу, и он радостный побежал домой. А дома отец сорвал с него галстук и страшно избил».
А самое главное - я выявил секретные документы, что убили Павлика и его брата не кулаки, а два сотрудника НКВД: один добровольный и второй профессионал. Убили и навесили вину на родственников, которые не хотели вступать в колхоз. Кстати, и кулаками осужденные не были. Их заставили вырыть для себя яму и расстреляли для примера. Так на местах осуществляли директиву Сталина о тотальной коллективизации. А пионер-герой понадобился через два года, когда был создан Союз писателей и мальчик был назван первым положительным героем соцреализма.
Сталин, мастер «политического пиара», действительно использовал смерть Павлика Морозова на полную катушку. Оставив в стороне действительные факты из жизни подростка и, отодвинув погибшего вместе с ним 9-летнего брата, писатели и журналисты, начиная от безвестных бездарей и кончая признанными талантами, такими, как Исаак Бабель, Сергей Михалков, принялись на все лады воспевать житие Павлика. (Песня о Павлике Морозове Автор: Музыка: Ф. Сабо, стихи: С. Михалков. Исполнитель: Пионерский ансамбль, 1938 г)
Сергей Эйзенштейн сделал фильм о жизни подростка, но он так и не появился на большом экране - ленту посчитали недостаточно идеологически убедительной. (слайд 6)
Мы не забыли Павлика Морозова, - сказал "Известиям" замглавы Тавдинской администрации Алексей Холин. - Но мы не хотим однозначно утверждать, хорошо или плохо поступил мальчик в той сложной ситуации. Точек зрения много. Однако поскольку интерес к теме есть - надо поддерживать память о тех временах. (слайд 7)
Имя пионера Павлика Морозова до сих пор носят улицы в десятках российских городов, хотя главный памятник герою со знаменем в руке уже давно снят со своего постамента в парке на московской Красной Пресне. Однако точка в истории Павлика Морозова не поставлена. (слайд 8-15)
Просмотр интервью людей разных возрастных категорий и обсуждение материала проекта студентами.

Учебные проекты необходимы, т.к. учащиеся более глубоко погружаются в исторический материал и события, происходившие достаточно давно, становятся более близкими и понятными.

Список используемых источников:
1. http://www.peoples.ru/state/citizen/morozov/
2. http://www.inosmi.ru/untitled/20021115/164157.html
3. http://ru.pokerstrategy.com/forum/thread.php?threadid=793961
4. http://www.nationalism.org/pioneer/pmorozov.htm
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://eternaltown.com.ua/content/view/4467/2/

Источник: http://yadi.sk/d/pLNhuch-5CwSL
Категория: Учебные проекты | Добавил: oljuchka (27.05.2013) | Автор: Овчинникова Ольга Вячеславовна E
Просмотров: 2618 | Теги: Герой СССР, коллективизация, павлик морозов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz