Четверг, 26.11.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 405
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Технология учебного проекта как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средней школе
Технология учебного проекта как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средней школе
Есина Валентина Александровна

Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, к стратегии социального проектирования и конструирования, к раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Провозглашена компетентностная системно-деятельностная парадигма образования [3, 6].
Особое место занимают изменения в преподавании иностранных языков, в частности английского, что связано с активной интеграцией нашей страны в систему мировой рыночной экономики, с необходимостью воспитывать конкурентоспособных людей в условиях рынка.
Авторы ФГОС констатируют, что в 5-9 классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением, в этом возрасте формируется основа умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами, мыслить абстрактно-логически, не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами [2, 5].
Развитие рефлексии выступает как осознание подростком собственных интеллектуальных операций, речи, внимания, памяти, восприятия и управление ими.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, отстаивать свои идеи) [2, 5].
Требования к сформированности названных способностей определяются системой требований к личностным и метапредметным действиями программой формирования универсальных учебных действий [2, 4].
Следует отметить, что в разных странах растет интерес к таким формам итогового контроля, как проектное исследование. Многие школы засчитывают экзамены по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, что стимулирует учащихся не просто к изучению текстов школьных учебников, но и к творческому самостоятельному познанию [3, 39].
Таким образом, примерная Программа по английскому языку для основной общей средней школы определила особое место проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе в связи с большими воспитательными, развивающими и дидактическими возможностями данных педагогических методов. В соответствии с положениями Программы, широкое внедрение этих методов позволит повысить мотивацию обучающихся к учению, поскольку именно эти методы максимально соответствуют психологическим особенностям подростков.
Новая форма аттестации педагогических работников предъявляет высокие требования к методической подготовке учителя, к его профессиональной компетентности, к его знаниям современных педагогических технологий, уровню владения ими учителем, умению их применения и аналитического осмысления.
Однако следует отметить, что учителя не всегда могут объяснить сущность той или иной педагогической технологии, определить разницу между ними, так например, отличие метода учебного проекта от других форм самостоятельной работы учащихся: сочинений, рефератов, эссе или изготовления поделок.
Проектная форма учебной деятельности нашла свое воплощение во всех современных учебно-методических комплектах по английскому языку. Преимущественно, это, так называемые мини-проекты.
Проект – это самостоятельное познание учащихся через действие, планирование своей деятельности для достижения желаемой цели. Метод учебного проекта прекрасно описан рядом авторов [1], [4].
С точки зрения учителя, проект – это замечательное современное дидактическое средство, которое имеет свои специфические черты, обуславливающие его высокую эффективность в воспитании и обучении школьников, средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения какой-либо проблемы, выработать алгоритм поведения в любой ситуации, повышающее автономность и конкурентоспособность человека на рынке труда.
Для ученика проект- это возможность самовыражения, самоутверждения, возможность принести пользу и показать публично свои достижения, возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя, создателя и носителя новых знаний.
Принципиальным отличием проекта от других видов творческих самостоятельных работ является формулировка учителем только общей области или проблемы проекта, которая дает учащимся возможность выбора и конкретизации, доформулирования темы проекта. Не все дети в состоянии определить тему работы и ее направление. Поэтому иногда приходится наталкивать учеников на нужную идею, используя «скрытое манипулирование». Тема проекта должна быть присвоенной проблемой для самих учащихся. Учитель использует педагогический и дидактический потенциал метода, предоставляя возможность ученику формулировать личностно значимую цель и планировать ее достижение. Метод проектов формирует и развивает социально-политическую компетенцию учащихся.
На мой взгляд, предпочтение следует отдавать групповым формам проекта. Такая форма проектов дает возможность приобрести социальный опыт выстраивания деловых отношений, взаимного обучения, толерантности, максимально приближая учебную ситуацию к реальной [4, 25], иными словами реализуются воспитательные и развивающие возможности метода проектов, формируется социокультурная компетенция школьника.
Отличительной чертой проекта о других форм самостоятельной творческой деятельности является изначальное определение конечной цели деятельности, т.е. продукта проекта, который нужно создать. Огромную педагогическую и дидактическую нагрузку несет результат проектной деятельности - продукт проекта, т.е. то материальное, что дети могут предъявить на защите проекта. Продукт проекта должен иметь пролонгированную социальную значимость: пособие для уроков, спектакль для малышей или родителей, коллекция фотографий и прочее, т.е. быть не одноразовым. Социализация продукта проекта должна пройти через систему детских конкурсов, фестивалей, конференций. Дети должны не только доказать состоятельность своей работы, но и получить положительный заряд от результатов работы в виде грамот, подарков, публикаций. Это – логическая точка проекта, которая важна не только для школьников, но и для учителя в рамках требований новой системы аттестации.
Исходя из приоритета социальной значимости проекта, вырабатывается и система оценки. Если мы проект сделали только для себя, положили в ящик и забыли, или выбросили тут же – оценка одна. Если проект не стыдно показать другим людям, к нему можно многократно возвращаться – оценка другая. Кроме того, в соответствии с процедурой этапа оценивания проекта, оценка складывается из самооценки своего труда, взаимооценки работавших в одной группе учащихся и внешней оценки учителя. Данный подход формирует адекватную самооценку ребенка, самопознание своих сильных и слабых сторон, сбалансированности притязаний и возможностей.
Обязательный элемент метода - публичная презентация проекта с целью публичного признания значимости продукта проекта. Мини-проекты не имеют этой социальной значимости, т.к. продукт этих проектов не имеет не только большой социальной значимости, но и персональной для автора, т.к. чаще всего идет в корзину. У школьников не возникает глубокой заинтересованности в продукте своего труда. Мини-проекты, может быть, нужны только для отработки алгоритма действий при изучении технологии и этапности работы.
Большие серьезные проектные работы требую времени и выходят за рамки урочных взаимодействий. Это – самостоятельная работа, внеурочная деятельность или деятельность в рамках элективных курсов, факультативов, кружков, творческих мастерских. Дидактическая сущность метода проектов выражается в том, что каждый проект – это реализация большого количества межпредметных связей, интегрированного обучения в действии. В ходе работы над проектом совершенствуется не только информационная компетенция разработчиков проекта, но и формируется их готовность к обучению, познанию нового и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Мини-проекты, рассчитанные на урок, не дают возможность спланировать действия, продумать их, найти оптимальный способ достижения цели, изготовить продукт проекта, презентовать его, отрефлексировать весь процесс.
Основная цель любого проекта на английском языке – коммуникация, формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Поэтому следует провести не заслушивание доклада, а презентацию проекта с последующим обсуждением, в которое должны быть вовлечены как авторы проекта, так и рецептивная аудитория. Более живому обсуждению должен предшествовать предварительный просмотр продукта проекта, дневника проекта, паспорта проекта или других рабочих материалов. «Эксперты» или «рецензенты» готовят вопросы для обсуждения, формулируют замечания, оценки. Вопросы «экспертов» сообщают авторам проекта для подготовки ответов или корректировки проекта.
Специфическая черта метода проектов: большая рефлексивная составляющая. По завершении проекта учитель обязан организовать команду, выполнившую проект, на обсуждение хода работы, осознания своего эмоционального состояния и когнетивной составляющей работы над проектом. Таким образом, педагог обучает учащихся аналитическому осмыслению деятельности, умению выстраивать причинно-следственные связи.
Многообразна роль учителя в процессе работы над проектом. Он и консультант, и арбитр, и коллега, и скрытый манипулятор, т.к. учитель преследует определенные свои педагогические цели, которые скрыты от учащихся [4, 23].
Какова дальнейшая судьба проектной работы? Проектные работы – это часть коллекции творческих работ ученика. Сейчас много говорят о Портфолио достижений ученика, о том, что Портфолио должно стать альтернативной оценкой или существенной составляющей частью оценки школьных успехов ученика, отражающих динамику его интеллектуального, творческого, профориентационного развития на протяжении всей школьной жизни. Можно вспомнить время, когда ученые степени присуждались по совокупности научных работ. Может быть, и Портфолио когда-нибудь станет системой альтернативной оценки учащихся. А пока, достойное будущее для проектных работ учащихся: публикации, коллекции в кабинете иностранного языка, использование продуктов проектов в качестве наглядных пособий. Наличие авторских детских работ в кабинете, которые используются в учебном процессе выполняю две функции: это и учебные пособия, используемые как дидактические средства обучения, и предметы, имеющие большое воспитательное значение, т.к. являются позитивным примером для подражания.
Если Вы правильно оценили возможности ваших учащихся, не пожалели времени, то используя метод проектов, Вы получите замечательный результат: моральное удовлетворение от своего труда, неповторимые авторские работы школьников, которыми будете гордиться и Вы и Ваши ученики.
Таким образом, метод проектов сочетает в себе достоинства большого количества педагогических технологий: проблемного обучения, обучения через деятельность, приемы адаптивной технологии, личностно - ориентированного подхода и многих других. Этим и объясняются большие педагогические и дидактические возможности метода учебных проектов. Метод проектов обеспечивает высокую мотивацию к обучению за счет учета стремления подростков к ранней социализации, позитивность которой должен обеспечить учитель. Метод проектов не нов, но он очень удачно вписывается в тенденции развития современного образования.

Литература
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреж¬дении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005.
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г., Материалы курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции.М.: Педагогический университет «Первое сентября».2006.
4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября.2010.

Приложение

Презентация к статье размещена на Яндекс Диске http://yadi.sk/d/FlVtZqlY6gXZG

Источник: http://yadi.sk/d/FlVtZqlY6gXZG
Категория: Учебные проекты | Добавил: valentina-yesina (10.07.2013) | Автор: Есина Валентина Александровна E
Просмотров: 2491 | Теги: ФГОС ООО, английский язык, Технология учебного проекта | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz