Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей
младшего и среднего дошкольного возраста

Статникова Ольга Валерьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» г. Долинск

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники в качестве любимых занятий называют развлечения связанные с просмотром телевизионных передач (сериалов «Дом 2», «Счастливы вместе», взрослых программ «Жди меня», «Пусть говорят» и др.) и компьютерными играми (стрелялки, гонялки и прочее). Современные мультфильмы отличаются засильем иностранных слов и каскадом гипертрофированных образов, что способствует размыванию нравственных норм и ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Прослушивание популярных песен опять-таки взрослого репертуара, отражается на детской песенной субкультуре. Все это меняет роль живого слова в жизни ребенка, отношение к нему и его восприятие. Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка-дошкольника.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Интерес к проектной деятельности краеведческой направленности был вызван возможностями, которые мы рассмотрели в использовании материалов краеведения в целях речевого развития детей.
Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.
Однако не все вызывает у дошкольника интерес. Степень его проявления и осознанность зависят от характеристик объекта: новизны, сложности информации, присутствие в ней когнитивной карты. На наш взгляд материалы краеведческой направленности обладают подобными характеристиками.
Любая территория страны, независимо от её размера, уникальна по своим историческим, культурным, природным, географическим характеристикам. Значимость этих характеристик, указывает на необходимость использования этой социокультурной составляющей в образовательном процессе (Н.Л. Васильев, В.П. Зинченко, Д.А. Пряхин и другие).
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды, а также краеведческой системы образования как важнейшего фактора развития ребенка. Краеведческий подход в дошкольном образовании дает возможность оптимизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в познавательном, коммуникативно-речевом и эмоциональном плане.
Рассказы людей старшего поколения, педагогов, родителей, формируют представление о деятельности и творчестве знаменитых горожан, воспитывая чувство гордости и причастности к достижениям земляков. Знакомство с флорой и фауной родного края, развивает эмоциональную отзывчивость на красоту природы своей малой родины. Своеобразие городской среды воспитывает привязанность и эмоционально-ценностное отношение к родному городу, его достопримечательностям. При ознакомлении с ближайшим социальным, предметным, природным миром у дошкольника пробуждается интерес к истории и культуре родного города, к людям, чьи имена носят улицы, к событиям, в честь которых воздвигнуты памятники, к жителям, с достижениями которых они знакомятся и т.д. Это в свою очередь имеют определённую ценность, как условие для развития детской вопросительности, и формирования умения выражать свою познавательную потребность в слове. Дети начинают увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть у них развивается познавательный интерес, позволяющий упорядочивать, систематизировать, категорировать представления о событиях, о людях, предметах, их развитии в природе, культурно-историческом наследии малой родины. И чем старше дошкольный возраст, тем ярче проявляется познавательно-речевая активность, которая переходит от аффективного любопытства к интеллектуальному, самостоятельному словесно-логическому мышлению.
Таким образом, содержание краеведческого компонента в проектной деятельности призвано способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала и исследовательской активности, развитию эстетических чувств и обогащению эмоций, формированию познавательных ценностей и коммуникативных навыков. А использование возможностей данного направления в совместной детско-взрослой деятельности, позволит родителям приобрести опыт содержательного взаимодействия с собственным ребенком, стать ближе друг другу, посредством организации процесса живого общения с малышом. То есть, коммуникативно-диалоговое пространство как способ познания региональных особенностей своего края, мы рассматриваем средством, способствующим развитию речевой компетентности и формированию познавательной активности ребенка-дошкольника.
Более двух лет, нами, педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» г. Долинска, Сахалинской области, внедряются в практику работы проекты краеведческой направленности.
Так, ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, реализовывали совместные краеведческие проекты, направленные на приобщение воспитанников к природе островного края в рамках формирования их познавательно-речевого развития. К ним можно отнести мини-проекты «Удивительное под ногами», «О чем рассказали деревья в лесу?», «Где обедал воробей?» и краткосрочные проекты «В нашем море есть кораллы?», «Кто живет у нас в лесу?».
Культурно-историческое своеобразие Сахалинской области имеет свои особенности исторического развития, специфические черты культуры. Знакомство с ними в рамках проектной деятельности, позволяло активизировать у воспитанников познавательный интерес и сформировать привязанность к малой родине, позитивное отношение к прошлому и настоящему родного края, овладеть навыками речевого общения и расширить словарь детей. Такими проектами были совместные детско-взрослые мероприятия «Знаменитые люди о. Сахалин», «Достопримечательности родного края», «Город, в котором я живу», «Сахалин-земля моя родная».
В жизни и системе ценностей большинства современных дошкольников семья занимает особое место, родители, близкие люди – самые важные и значимые для них люди. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и передаче определенных знаний и формированию ценностно-потребностной сферы личности ребенка является ведущей на протяжении всего периода становления детской личности. Поэтому, огромную роль в воспитании у детей интереса к истории, культуре, природе своей малой родины отводим родителям и ближайшим родственникам ребенка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании и ознакомлении с традициями своей социокультурной среды. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, заложить основы свойств личности, определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, нами были реализованы проекты познавательно-речевого и социально-нравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семья традициями сильна».
Предлагаем в качестве примера рассмотреть несколько проектных предложений.
При реализации кратковременной информационной детско-родительской деятельности «Моя семья», основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными. В ходе работы использовать речевые игры: «Обратись к папе, маме, брату, сестре ласково», «Какой цвет подходит твоей маме (папе и т.д.)?», «Кто я?», «Комплименты» и другие. А также беседы «Кто живет со мной в квартире?» (узнавание, называние животных, знакомство со внешними особенностями и правилами обращения с ними) и «Маму я свою люблю, ей по дому помогу» (узнавание, называние бытовой техники и правилами обращения с ними). В эту деятельность включали специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники; упражнения на различение и употребление существительных в единственном и множественном числе; упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводили работу по обогащению словаря воспитанников. Итогом этого проекта стало составление семейных панно и их «защита» на итоговом совместном мероприятии. Семейные панно отличались индивидуальностью и собственными отличительными особенностями. Например, не традиционным оглавлением, а в форме пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе, и душа на месте», «Дети - цветы жизни», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». Они были оформлены сюжетами детских изображений, семейными фотографиями, высказываниями ребят о членах своей семьи. Презентация панно проходила в форме семейного монолога-повествования, где ребята договаривали начатую мамой (папой) фразу. Некоторые воспитанники смогли без помощи взрослого, самостоятельно «презентовать» совместную работу, с гордостью рассказывая о своей семье, и как они создавали панно.
Примером ознакомления детей с историей своей социокультурной среды служит познавательно-исследовательский проект «Родословная моей семьи». На вводном – мотивационном этапе проекта, перед детьми была поставлена проблема, стимулирующая интерес ребят к её изучению, «Кто такие родные? Что такое родословная?». Были высказаны интересные предположения, но большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос. Поэтому следующим шагом нашей работы стало проведение занятий и бесед с детьми о том, что такое родословная, кто такие родные, формировалось представление о составе семьи, знаний имен и отчеств не только родителей, но и бабушек, дедушек, проведение мини-викторин. Для некоторых ребят было открытием то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и папы. На этом этапе было решено множество коммуникативных и речевых задач.
Затем предложили детям найти ответ на свой вопрос (Что такое родословная?) вместе с родителями. На втором этапе, в течение двух недель ребята собирали информацию, охотно делились ею с педагогами группы и своими сверстниками.
Презентация результатов деятельности по проекту, проходила в виде интересного интерактивного представления, в ходе которого, воспитанники, знакомили присутствующих с эскизами оформления семейного древа. В качестве идеи оформления семейного древа были и гроздь винограда – как образ дружной и сплоченной семьи, и семейная подкова – как символ счастливой и прочной семьи, и кораблик – как образ единства, помощи и заботы. Этот проект показал интерес к истории своей семьи всех её членов, открыл творческие и речевые способности у детей и родителей.
Итогом данного проекта стало формирование у детей базовой познавательно-исследовательской компетенции, элементарных навыков работы с информацией, обогащения словаря детей, активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий. (Приложение 1. Фотография защиты проекта).
Хотим отметить еще один совместный практико-ориентированный проект, творческого характера «Сахалин - земля моя родная», направленный на формирование этнокультурной осведомленности детей и ценностное отношение к природе, культуре родного края. На мотивационном этапе, мы решали следующие задачи по развитию общению и речи детей:
-развитие умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения;
-развитие умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения.
Которые реализовывались через коммуникативные ситуации, познавательно-речевые игры, беседы.
На проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием стало обогащение представлений воспитанников по теме проекта посредством чтения произведений Сахалинских авторов, просмотр видеофрагментов этнокраеведческой направленности с последующим обсуждением, рассматривание картин островных художников с последующей беседой.
Параллельно шло развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со взрослыми деятельности: поиск иллюстраций, создание альбома «Мой край родной», составление описательных рассказов по представленным фотографиям, интервьюирование родителей об их отношении к малой родине, родному городу, ответов на проблемные вопрос «Что такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?».
Совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной). Данный этап проекта стал основой для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих способностей. На этом этапе были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей:
-обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,
-развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),
-развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы,
-развитие грамматически правильной и выразительной речи,
-развитие всех групп коммуникативных умений: информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных.
В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей и педагогов нашей группы, посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, музеях, журналах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и подготовке его к публичной презентации.
Критерием успешности проекта «Сахалин – земля моя родная», стало достижение всех задуманных результатов, количество семей, принявших участие в этой деятельности и, конечно же, особая организация презентационного этапа. Силами детей и родителей были созданы замечательные поделки, отразившие историческое и культурное прошлое родного края, ставшие достоянием и гордостью выставки, организованной в нашем детском саду в декабре прошлого года. Кроме этого, в целях развития речевого творчества детей, предлагалось каждому воспитаннику публично презентовать свою работу. (Приложение2. Фотография поделок.).
Подводя итог вышесказанному отметим, что опыт работы по использованию краеведческих проектов в образовательном процессе предоставляет широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.
Считаем, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых// Детский сад: теория и практика №1/2011. Стр. 28-36.
2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких// Детский сад: теория и практика №1/2011. Стр. 64-73.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.:ТЦ «Сфера», 2006.
4. Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников// Детский сад: теория и практика №9/ 2012. Стр. 6-15.
5. Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2012. Стр. 26-35.
6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пос. М.: Изд.центр «Академия», 2000.
8. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2012. Стр. 6-17.
9. Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины/ Детский сад: теория и практика №9/2011. Стр. 60-65.
10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании/ Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18.
Категория: Учебные проекты | Добавил: Nastja67 (20.06.2013) | Автор: Nastja67 E
Просмотров: 7326 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]