Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проекты на уроках информатики
Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся на уроках информатики

Творческое мышление – мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Развитие творческих способностей учащихся происходит тогда, когда строится целостная система педагогических условий, в которой творчество выступает как личностная ценность, а учащийся становиться субъектом обучения, активно вовлекаясь в результативную деятельность. Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Проектный метод обучения предполагает получение некого результата. Для подросток характерно стремление к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности.
Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что проектный метод обучения эффективно способствует развитию творческих способностей учащихся. Использование проектного метода обучения в практике преподавания информатики явилось поиском путей решения проблемы развития творческих способностей учащихся, активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.
В рамках курса информатики учащиеся выполняют различные проектные творческие задания, например:
- создание компьютерного рисунка (графические редакторы KidPix, «Раскрашка» (из пакета Роботландия), Перволого, Paint).
- оформление грамот, открыток, титульных страниц, рекламных объявлений, буклетов; создание стендов, визиток, бейджиков (Microsoft Word, Publisher 2003);
- создание товарного знака, логотипа, разработка условной символики гимназии, класса (герб, нагрудный знак и т.п.), компьютерных иллюстраций к любимым литературным произведениям (Paint, PrintArt);
- разработка мультимедийных презентаций (PowerPoint);
- фотомонтаж, обработка фотографий, создание художественных фотографий, восстановление старых и повреждённых фотографий (Аdobe Photoshop, Визаж)
- создание компьютерного рисунка графическими средствами языков программирования (QBasic, Visual Basic).

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, когда мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Проектный метод обучения позволяет учащимся подходить к заданию творчески и нестандартно, создавать новое, проявлять свои способности, раскрывает потенциал каждого.
Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектное обучение в информатике создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности. Именно в работе над проектом деятельности ученик наиболее ярко проявляет свои способности, приобретает опыт исследования, творчества. Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий, проблем и проблемных задач для решения их учащимися. Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного творческого проекта.
Ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе командной деятельности появляется совместной продукт. Индивидуальные проекты предоставляют учащимся право наиболее полной самореализации.

Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов
Для развития творческих способностей в 5-6 классах ребята знакомятся с простыми графическими редакторами: ПервологоЛого, KidPix, «Раскрашка». Их использование упрощает рисование, дает возможность накопления опыта, появляется уверенность. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии.



Соблюдая принцип обучения от простого к сложному и возможность самостоятельного творчества, задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.


Учащиеся осваивают инструментарий, овладевают приемами и методами работы в редакторах. Как завершающий этап работы с графическими редакторами проводиться конкурс на лучший рисунок. Темы: иллюстрация к сказке, мои любимые животные, зимняя открытка, поздравительная открытка, и др.


Большой интерес вызывает у учащихся рисование на олимпийскую тематику (талисманы, символика, олимпийские объекты) в редакторе Paint. Требуется «введение» в тему и подача информационного блока перед выполнением творческого задания.

Развитие творческих способностей учащихся в программе Microsoft Office Word
Проект «Моя фирма» позволяет более детально изучить возможности программы и расширить свои представления о профессиях. Учащиеся работают в группе. Выбирают самостоятельно, чем будут заниматься их фирма, разрабатывают пакет документации: название, логотип фирмы, рекламный буклет, визитную карточку фирмы, бэйджики, идентифицирующие сотрудников, штатное расписание, шаблон документов фирмы, рекламное объявление.
Знакомство с возможностями встроенного векторного редактора я начинаю с построения генеалогического дерева ребенка. С большим интересом учащиеся выполняют проекты: «Цветы», «Аквариум», поздравительные открытки, моделирование квартиры, школьного двора. Работа над этими проектами вызывает у ребят необходимость дальнейшего углубления и расширения знаний возможностей векторной графики программы Microsoft Word. Учащиеся, пытаясь решить возникшую проблему, сами приходят к пониманию необходимости изучать новые возможности. Даже те учащиеся, которые переживали, что вообще не умеют рисовать, приложив немного старания, проявив творчество, получают хороший результат.
Наиболее удачные в структурном построении и в художественном решении работы в

конце урока распечатываются и демонстрируются на школьном стенде.

Развитие творческих способностей учащихся в программе Microsoft Office Publisher
В этой программе учащимся предлагаются следующие проекты:
Выпустить номер школьной газеты, создать буклет о себе, своем микрорайоне, городе, оформить рекламное объявление, создать поздравительные листы, выпустить праздничные открытки, разработать дизайн карточки учащегося гимназии.
Групповой проект «Школьная газета» всегда вызывает живой интерес учащихся. Создание готового продукта способствует развитию самостоятельного творчества, анализу своей деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся средствами программы Microsoft Power Point
Предлагаю выполнить небольшие проекты: рассказать о себе, своей семье, собрать человечка из частей, одеть его, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию, сделать новогодний пейзаж с падающими снежинками, нарисовать аквариум с плавающими рыбками, оживить сражение и т.п. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучать программу с интересом.
Создание серий межпредметных мультимедийных проектов не только стимулирует развитие творческих задатков учащихся, но развивает навыки самообразования, учит работать с большими потоками разнообразной информации.

Развитие творческих способностей учащихся средствами программы Adobe PhotoShop.
Возможности этой программы предоставляют безграничный простор для творчества. Хочу отметить, что изучение этой программы выводит учащихся за рамки программы. Учащиеся, увлекаясь изучением этой популярной программы, обращаются к дополнительным источникам информации, углубляют знания, полученные на уроках.
Большой интерес у учащихся вызывают ежегодные конкурсы компьютерного рисунка и выставки творческих проектов. К различным школьным праздникам ребята выполняют и презентуют творческие проекты, делают выставки.
Развитие творческих способностей учащихся средствами языков программирования
Изучение достаточно сложной темы «Программирование» я начинаю с знакомства с графические возможностями языков программирования QBasic, Visual Basic. Наглядный результат работы программы позволяет «увидеть» работу команд и операторов, посмотреть выполнение программа. Учащиеся увлеченно создают различные рисунки.
Изучение базовых операторов ветвления и цикла, я также начинаю с использования их в графике. Такой подход значительно упрощает понимание алгоритмических конструкций и программ, повышает интерес учащихся к изучению темы, развивает творчество детей и позволяет облегчить дальнейшее изучение программирования.


Развитие творческих способностей учащихся средствами «Web технологий»
Работая с Интернет-ресурсами учащиеся сталкиваются с проблемой поиска и отбора информации, с ее анализом, систематизацией и упорядочиванием. Информационная среда способствует притоку впечатлений, познанию мира, воспитанию художественной образности мышления, креативности. Мощным толчком для развития творческих способностей становиться работа над проектом «Моя Web-страничка».
Результативность
Критериями результативности может быть: динамка развития каждого учащегося; разнообразие творческих достижений; удовлетворенность учащихся собственными достижениями.
Компьютерные проекты учащихся: победители районного конкурса «Я выбираю жизнь»; участники Всероссийских конкурсов «Экология в цифре», «Электронное перо», компьютерной графики, фотографии; победители городской научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Эффективность проектного метода на уроках информатики определяется также готовностью и желанием учащихся познавать и творить. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции.
Результаты мониторинга позволяют говорить о развитии творческих способностей учащихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений. Учащиеся с интересом берутся за выполнение сложных проектов, находят интересные способы их решения, проявляют инициативу.
Выполнение творческих проектов не должно носить эпизодический характер. Только планируя выполнение таких работ при изучении каждой темы, можно получить педагогический эффект. Каждый урок должен иметь творческую составляющую.
Использование метода проектов содействует развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности, творчества.
Категория: Учебные проекты | Добавил: lysy (06.03.2013) | Автор: Струтинская-Федорова Людмила Анатол E
Просмотров: 3570 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz