Проектная деятельность в практике дошкольного учреждения
Проектная деятельность в практике дошкольного учреждения
Емченко Светлана Александровна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Вестеровская Лидия Александровна, воспитатель компенсирующей группы (для детей с нарушениями речи) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий. [9] То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потен-циалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интере-сов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проработка разнообразных источников позволила нам сделать собственный вывод, о данной технологии. • Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с детьми. • Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у ребенка определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки, и в то же время развивать качества личности, необходимые для установления элементарных, отношений с социумом - миром людей, природы, собственным внутренним миром. • Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей дошкольника через оптимизацию детско-родительских отношений. Помимо указанных фактов, интерес к проектной деятельности мы объясняем введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников; комплексно оценивать достижения ребенка в логике компетентностного подхода. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образова-тельный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. Анализ теоретических и практических источников показал, что в настоящее время описан опыт работы исследователей, практиков по реализации детьми дошкольного возраста исследовательских (А.И. Савенков, 2000; А.И. Данюкова и др., 2001) и экологических проектов (Н.А. Рыжова, 2002; З.С. Шабалина, И.Н. Воскобойник, Т.И. Петренчук, О.А. Михайлова, Л.А. Князева, 2005). Организации продуктивной деятельности (В.Б. Хозиев, 2002) и трудовой деятельности (Д.А. Костиков, 2004) старших дошкольников. Авторами Т.К. Смыковской, В.Н. Журавлевой, А.Л. Ховяковой, Н.Е. Веракса, Л.Д. Морозовой, проект представлен как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий. Можно говорить о том, что проект может быть направлен на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, развитие творческого мыш-ления и познавательного интереса к различным областям знаний, формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков. Применение проектной деятельности в работе с детьми имеющими нарушения речи, на наш взгляд, относится к эффективному и доступному средству совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, спо-собствующему формированию потребности в речи и её удовлетворению, а также повышению познавательной активности у воспитанников. Правильная организация детской деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и развития творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции развития, как мотивации детской речи, так и обогащения её средств и форм. [8] Предлагаем проектное предложение практико-ориентированной направленности.
Проект «Здоровьесберегающий фотомодуль»
1.Обоснование актуальности Современные дети живут в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности. Включение компьютера в образовательную среду являются для ребенка-дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира. Известно, что возраст активных пользователей медиа год от года снижается, и что за последние годы число дошкольников, умеющих пользоваться современной техникой, в том числе компьютером, увеличилось в десять раз, как отмечают многие исследователи, эта тенденция будет ускоряться. Развитие детей тесно связано со здоровьем, только здоровый ребёнок может правильно, полноценно развиваться и обучаться. А поскольку с появлением разнообразных технических устройств возникают определенные опасности в жизни ребенка: гиподинамия, ухудшение зрения, нарушения осанки, отставание в речевом развитии, снижение коммуникативных способностей, негативное влияние на детскую психику и другие, то это актуализирует задачу сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Понимая всю значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, мы целенаправленно начали работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ища новые современные методы и приёмы. Специфика реализации проблемы здоровьесбережения дошкольников при взаимодействии с современными техническими средствами, обусловливается разными подходами. Одним из них выступает эколого-валеологическое образование, интегрирующее в себе различные виды деятельности, цель которых формирование основ экологического мировоззрения и формирование на этой основе здорового образа жизни. Перспективным направлением является формирование у детей знаний о факторах влияния современных технических средств на здоровье человека и роли комнатных растений в улучшении микро экологических условий по-мещения и здоровья человека. Но проблема заключается в том, что дошкольники в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей не в состоянии самостоятельно организовать здоровьесберегающую среду, наполненную знаниями, терминологией и атрибутами эколого-валеологического характера. Поэтому, актуальность нашего проекта заключается в создании такой учебно-воспитательной среды, которая приведет к развитию эмоционально-ценностного отношения к здоровью, формированию знаний о факторах, влияющих на здоровье и овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями, основанными на активизации речевой и познавательной деятельности воспитанников.
2. Анализ теоретических источников Проблема формирования эколого-валеологических знаний и развития здоровьесберегающего пространства изучаются представителями различных областей научного знания – медицины, психологии, педагогики, философии, экологии. При рассмотрении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, опирались на теоретические разработки Н.Н. Куинджи, Т.С. Комаровой, В.А. Деркунской, Л.И. Греховой, Г.И. Кулик, Л.Г. Горьковой, О.А. Степановой, М.Ю. Картушиной, И.М. Новиковой и других. Результаты исследований указывают, что детский возраст, это благоприятный период для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды. Это подчеркивает и к.п.н, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунская, «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности». В работах В.Т. Кудрявцева, А.В. Кочергиной, М.Л. Лазарева, И.А. Анохина, Н.В. Полтавцева, Б.Г. Ананьева, В.В. Гогуадзе, Л.Г. Татарниковой представлены механизмы формирования эколого-валеологических знаний, умений и навыков у дошкольников. В современных исследованиях И.П. Золотухина, Л.И. Новиковой, А.В. Гаврилиной здоровьесберегающая среда рассматривается в качестве педагогической категории и важнейшего фактора развития личности ребенка (Н.Л. Селиванова). Современные представления о создании здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, изложены в работах Л.И. Алешиной, Т.В. Волосниковой, И.П. Золотухиной, Ю.К. Чернышенко. Анализ литературы так же показал, что специфика формирования совре-менных представлений о здоровье человека неразрывно связана с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью к вербальному выражению своих мыслей и чувств. Среди авторов выделим Н.С. Антонова, М.С. Асимова, И.П. Яковлева, Н.В. Нищеву, С.Д. Сажину, которые отмечают, что взаимопроникновение структурных элементов различных областей знаний приводит к расширению эвристических и познавательных способностей детей, способствует становлению их речи, обеспечивая позитивный результат обучения и воспитания в итоге.
3. Характеристика инновационной составляющей Всесторонняя проработка литературных источников (учебников, журналов, пособий, интернет- сайтов) позволила отобрать необходимую информацию по интересующей нас теме и выстроить тактику дальнейших действий, с учетом следующих положений. Разработать проект эколого-валеологической направленности, в основу которого положить игровой и развивающий методы, метод убеждения и эвристических ситуаций, методы проектирования и моделирования. Включить в содержание мероприятий информации о факторах, влияющих на здоровье при взаимодействии с современными техническими средствами, о роли комнатных растений в жизни человека, навыков ухода за ними. Осуществить реализацию проекта, основанного на активизации по-знавательно-речевой и ценностно-ориентированной деятельности. В целях повышения производительности обучения, увеличения динамизма и выразительности излагаемого материала, в образовательной деятельности предусмотреть использование средств мультимедиа. Наш проект не претендует на новизну, но с точки зрения включения пре-зентационных инструментальных средств и регионального компонента в учебно-воспитательную среду эколого-валеологической направленности, это инвариантность (т.е. новый подход), которая не достаточно широко применяется в практике дошкольных учреждений.
4. Цель и задачи Проекта Цель: Создание условий для реализации совместной детско-взрослой дея-тельности, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Разработать и сформировать фитомодуль группового помещения, с использованием специально подобранных растений- биологических очистителей, для оздоровления микро экологических условий помещения и здоровья воспитанников. 2. Знакомство детей и родителей с комнатными растениями –биологическими очистителями Сахалинской области, навыками работы по их размножению и уходу за ними. 3. Самостоятельное выращивание растений - биологических очистите-лей детьми, при непосредственном участии родителей. 4. Углубление представлений о полезных свойствах комнатных растений – биологических очистителях у детей и родителей 5. Расширение познавательных интересов, наблюдательности, бережного отношения к природе через различные виды совместной деятельности. 6. Распространение полученных знаний в дошкольном учреждении и за его пределами через организацию фотовыставок, выставок комнатных растений и собственных исследовательских проектов.
5. Сроки реализации Проекта Сроки реализации Проекта: 01.10.2012 – 26.12.2012г.
6. Формы и методы реализации Проекта Выставка познавательной литературы «Знакомые незнакомцы» Фотовыставка «Мой зеленый друг» Конкурс «Лучший фитодизайн» Экспозиция самостоятельно выращенных растений «Цветочный вернисаж» Совместные мероприятия: подготовка подпроекта, домашние задания Конкурс рисунков «Мой зеленый друг» Дидактические настольные игры Познавательно-развивающие занятия для детей Собрание-студия «Растем здоровыми» Собрание-практикум «Будем радоваться вместе» Информационный стенд для родителей «Компетентные родители: компьютер и дошкольник» Беседы с детьми Буклеты
7. Ожидаемые результаты Проекта 1. Активное включение ребенка-дошкольника в здоровьеформирующий процесс как субъекта здоровьесберегающей деятельности. 2. Приобретение детьми знаний о свойствах комнатных растений, навыков выращивания и ухода за ними. 3. Активизация речевой и познавательной деятельности воспитанников. 4.Вовлечение родителей в эколого- валеологическую деятельность. 5. Выявление интересных и креативных идей по фитодизайну помещения группы. 6. Создание группового фитомодуля. 7.Распространение практики здоровьесберегающего фитодизайна в окру-жающий социум.
8. Практическая значимость для участников Проекта 1. Повышение уровня здоровьесберегающей компетентности и личностного роста, развитие социальной и коммуникативной компетентности, заложены основы эколого-валеологических знаний и умений детей. 2.Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению здорового образа жизни, за счет выработанных здоровых стереотипов у воспитанников. 3.Повышение уровня родительской компетентности в вопросах приобщения ребенка к здоровому образу жизни и формирования основ экологического мировоззрения у детей. 4. Использование навыков, полученных детьми и родителями для озеленения своих квартир(комнат, в которых имеются технические устройства). 5. Получено удовлетворение всеми субъектами от проделанной работы.
9.Содержание Проекта Проект «Здоровьесберегающий фитомодуль» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, за счет часов отведенных на дополнительную деятельность с воспитанниками (1 раз в неделю во вторую половину дня). Участниками проекта являются: 18 детей старшего дошкольного возраста, посещающих компенсирующую группу (для детей с нарушениями речи). 25 родителей. 2 педагога - воспитатели компенсирующей группы (для детей с нарушениями речи). 1 педагог-эколог со станции юных натуралистов. 1 педагог-психолог ДОУ. Мероприятия Проекта
1.Объявление-приглашение 2.Подготовка к совместно-му мероприятию 3.Собрание–студия «Растем здоровыми»: -обсуждение предвари-тельного анкетирования, - сообщение первого вос-питателя по теме собра-ния «Значение комнатных растений в нашей жизни», - выступление педагога-психолога «Развитие ис-следовательских способ-ностей детей при уходе за комнатными растениями», - выступление второго воспитателя «Знакомь-тесь, растения–биологические очистите-ли», - выступление педагога-эколога «Агротехниче-ские особенности выра-щивания комнатных рас-тений». 05.10. 4.Конкурс «Лучший фито-дизайн» 5.Выставка познавательной ли-тературы «Знакомые-незнакомцы» 6.Наблюдение «Здравствуй, мой зе-леный друг» 7.Рассказ-беседа о комнат-ных растениях, их роли в жизни человека «Зеленые друзья спешат на по-мощь» 8.Домашнее задание «Цве-точная мозаика» 9.Конкурс рисунков «Мой зеленый друг» 10. Подготовка к совместно-му мероприятию 11. Беседа-презентация «Цветочная азбука» 12. Подпроект «Вырасти себе зеленого друга» 13. Эколого-валеологическая игра «Цветочный светофор» 14 Домашнее задание «Сло-варь языка цветов» 15 Познавательно-развивающее занятие «Герань и компания» 16 Домашнее задание «Письмо зеленому другу» 17 Рассказ-беседа «Растут цветы, не только для кра-соты» 18 Домашнее задание «О чем рассказал цветок» 19. Познавательно-развивающее занятие «Мои друзья, домашние растения» 20 Фотовыставка «Мой зеленый друг» 21 Подготовка к совместно-му мероприятию. Выставка «Цветочный вернисаж» 22 Собрание-выставка «Бу-дем радоваться вместе»: -организационная часть «Цветы в нашей группе», - основная часть: защита детско-родительских проектов «С новосельем, друг», - заключительная часть: награждение победите-лей.
Ресурсная база реализации Проекта Мотивационная Продукт деятельности (выращенные цветы, отслеживание результатов). Стимулирующие средства (призы, похвала). Персональный компьютер и мультимедийные презентации Успех от увиденного результата Организационно-просветительская Распространение буклетов экологического содержания Организация совместных мероприятий Оформление материалов на информационном стенде Методическая Составление плана мероприятий по реализации проекта Подборка познавательной и популярной литературы для детей Подборка методической и практической литературы для родителей Интерактивные консультации по проблеме для родителей Оформление учебно-методического материала Аналитическая Проведение анализа деятельности по Проекту Информационная Городская библиотека Информационные объявления Материально-техническая Групповая комната логопедической группы МБДОУ «Солнышко» Музыкальные зал МБДОУ «Солнышко» СТС: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, цифровая камера Развивающие наглядные пособия для детей эколого-валеологической направленности Дидактические пособия и игры эколого-валеологической направленности Познавательная литература эколого-валеологической направленности
Список использованной литературы 1. Грехова Л.И. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. 5-е издание, стереотипное.- М.: ЦГЛ, Ста-рополь: Сервисшкола, 2003. 2. Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.А. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2004 3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ авт.Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. 4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 5. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников/ Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова.- СПб.: Детство-пресс, 2003. 6. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. МОЗАИ-КА-СИНТЕЗ, Москва 2009г. 8. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном учреждении.-М.:ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»). 9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании//Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18. 10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: Игра, обучение, развитие, развлечение).