Проектная деятельность на уроках физической культуры
Проектная деятельность и урок физической культуры Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность (1, 3). Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский) (4). Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культурой на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта (2). Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает (5): 1. проведение управленческих мероприятий (проектное управление). 2. решение специализированной задачи: • разработка продукции для заказчика. • решение внутренних задач. В нашем случае проектное управление – это деятельность учителя, который направляет, подсказывает, помогает. Запланированный результат - это аттестация ученика по предмету. Чтобы этого добиться необходимо решить специализированную задачу. Самое главное, чтобы учение было с увлечением и практической пользой для ученика. Хочу поделиться опытом по данному вопросу. Работу мы начинаем от простого к сложному. Ученики начинают с простого исследования – это с сообщений, рефератов, докладов. Например, сообщение «Влияние физических упражнений на органы зрения». Ребенок выясняет можно ли заниматься физическими упражнениями при заболевании глаз, а затем составляет комплекс упражнений для себя. Результатами делимся с классом в начале урока. Для учеников разработаны темы сообщений на выбор, хотя они могут предложить и свои. Этот раздел я назвала «Познай себя». Темы разработаны по всем разделам программы. Следующий этап это презентации и написание инструкций. К презентациям ученики приступаю после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий. Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными учениками, но и с учениками, у которых что-либо не получается. Например, у ребенка не получается верхний прием и передача мяча в волейболе. Для этого ему предлагается написать инструкцию. Предварительно ученику объясняется, на что необходимо обратить внимание. Причем задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем вместе и исправить ошибки или научить одноклассника. Приведу пример одной из таких инструкций. Инструкция Передача и прием мяча сверху Основой правильного выполнения передачи мяча является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения: • Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди • Туловище находится в вертикальном положении • Голова приподнята • Руки согнуты в локтях • После передачи мяча ноги и руки выпрямляются Правильная техника постановка кистей рук: • Поднять кисти рук приблизительно на 15 см выше головы • Пальцы рук должны быть расставлены • Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник • Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами • Ладонь руки никогда не должна соприкасаться с мячом К инструкции может быть приложен рисунок. Вместе с получением информации ученик учится правильно излагать материал, оформлять, выступать перед одноклассниками. И наконец, самое трудоемкое – это написание проекта. Опыт у нас с ребятами небольшой. Но мы знаем, что у нас обязательно получится. Последний проект, к которому мы приступили – это «Физика, физическая культура и спорт». Решили для рассмотрения этот вопрос взять раздел физики «механика» и физкультуры «легкая атлетика». Вот так мы аттестовываем наших освобожденных учеников с помощь проектной деятельности. В заключении хочется сказать, что в ходе проектной деятельности мы получим: • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека; • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); • освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим. Библиографический список 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.philippov.ru/news/27/224 2. Падикова М.В. «Проектная деятельность в школе». Статья. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/624317/ 3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с. 4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E5%EA%F2