«Проектная деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников»
(слайд №1) «Проектная деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников».
В современной системе дошкольного образования сегодня происходят значительные перемены. В целях повышения качества дошкольного образования введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Переходный период и связанные с ним изменения в организации воспитательно-образовательного процесса, как правило, вызывают некоторые затруднения в практической деятельности педагогов. Согласно ФГТ планирование и содержание образовательной работы в ДОУ должно строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, что позволяет значительно повысить эффективность образования - «на малом учить многому». Реализация принципа интеграции требует от нас, педагогов, отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. У педагогов-практиков в этом случае возникает закономерный вопрос – как интегрировать и что интегрировать. Мой педагогический опыт показывает, что наиболее оптимальным методом, который отвечает федеральным государственным требованиям и условиям реализации примерной программы «Истоки», является известный и популярный метод проектов. Этот метод позволяет интегрировать как образовательные задачи и образовательные области, так и различные виды детской деятельности. Тематическое планирование при этом задает определенную тему, задачи развития и выступает объединяющей основой проектной деятельности. Метод проектов я использую в работе со старшими дошкольниками. Известно, что познавательная активность детей в этом возрастном периоде очень высока: дошкольников интересует широкий круг явлений окружающей действительности, и каждый ответ педагога рождает у воспитанников новые вопросы, что связано с существенной перестройкой умственной деятельности ребенка, необходимой для его успешного перехода к школьному обучению. Поэтому содержание образовательной области «Познание» используется нами как условие эффективного развития ребенка и в других направлениях: социально-личностном, физическом, речевом, художественно-эстетическом. В связи с этим, реализуемые нами проекты можно назвать проектами смешанного типа: в них присутствует интеграция различных образовательных областей и таких компонентов как творчество, исследование, игра, экспериментирование, сбор информации и т.д. (№2) Для планирования проектной деятельности используется календарь тематических недель и модель воспитательно-образовательной работы по видам деятельности. Так как результатом реализации любого проекта является какой-либо продукт: выставка, макет, коллекция и др., в модель воспитательно-образовательной работы внесена дополнительная строка «Продукт деятельности». Работа над проектом идет поэтапно. (№ 3) На I этапе основной задачей педагога является формулировка определенной проблемы в соответствии с темой и мотивация воспитанников на предстоящую деятельность. Приступая к работе с детьми, мне хотелось по-новому построить образовательный процесс, сделать его более увлекательным, эмоционально насыщенным и продуктивным. (№4) Чтобы привлечь внимание детей к предстоящей теме, мы используем «Календарь интересных дел и событий». В пятницу во вторую половину дня на календаре появляется символ – картинка, фотография, условный значок и т.д., обозначающий определенную тему. Так, например, перед тематической неделей «Книжкина неделя» на календаре были размещены: портрет К. Чуковского и некоторые знакомые иллюстрации к его произведениям. Естественно, у воспитанников возник вопрос: «Кто это?», «Почему рядом с портретом иллюстрации из знакомых произведений?». В процессе обсуждения ребята пришли к выводу, что это может быть портрет «придумывателя сказок» или художника, который нарисовал забавные картинки. (№ 5) Чтобы поддержать появившийся интерес, мы предложили воспитанникам и родителям принести из дома книги этого автора. Таким образом, в понедельник утром в группе совместно с детьми была оформлена выставка произведений К.Чуковского. Дети с увлечением демонстрировали свои любимые книги, обсуждали смешные отрывки, рассматривали иллюстрации. В этот момент была сформулирована проблема - оказывается, не все дети знают, что есть такой детский писатель и такие интересные и красочные книги. Ребята сразу придумали варианты выхода из проблемной ситуации: можно придумать рекламу, (№ 6) чтобы все дети узнали про книги этого писателя, можно сделать книжки-самоделки и подарить их, а можно показать детям из других групп спектакль. Таким образом, мотивация для дальнейшего знакомства с творчеством детского писателя была сформирована. (№7) На II этапе главной задачей воспитателя становится планирование предстоящей деятельности и объединение детей в подгруппы на основе интереса к тому или иному виду деятельности. Так, в ходе реализации этого краткосрочного проекта с опорой на интересы детей были созданы «рабочие» группы: (№8) творческая мастерская по изготовлению книжек-самоделок, театральная мастерская, художественная мастерская и рекламное агентство. (№9) Все воспитанники группы были включены в какой-либо вид деятельности. (№10) На III этапе реализации проекта воспитатель оказывает практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. В процессе работы творческих мастерских ребята узнали о первоначальной версии произведения К.Чуковского «Айболит», о настоящем имени и фамилии писателя; рассказывали понравившиеся отрывки, придумывали рифмовки к строчкам из произведений, (№ 11) знакомились с новыми произведениями, драматизировали, посетили детскую библиотеку района Кайеркан, где одной из наших воспитанниц вручили благодарственное письмо и присвоили звание «Мал да удал» - за интерес к знаниям и самый молодой читатель. Таким образом, реализуя проект, в различных видах совместной деятельности мы решили задачи из нескольких образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд». Учет интересов детей и различные формы организации совместной деятельности - в парах, подгруппами, позволили решить и некоторые задачи образовательной области «Социализация». (№ 12) IV этап работы над проектом является завершающим и представляет собой презентацию конечного продукта. Вместе с воспитанниками группы мы провели рекламную акцию для детей старших и подготовительных групп «Читайте книги Чуковского», показали небольшой спектакль и подарили книжки-самоделки ребятам средних групп. (№ 13) Дети нашей группы настолько увлеклись проектом, что он получил продолжение – в группе готовится к открытию «книжный магазин» и, как сказала одна из читающих воспитанниц: «Нужна библиотека, чтобы все могли полюбить книжки».(№ 14, 15, 16) Важно отметить, что систематическое использование метода проектов в работе с детьми повышает интерес к созданию чего-то инновационного, интересного, необычного, позволяет уйти от учебной модели, что способствует наилучшему усвоению общеобразовательной программы и формированию интегративных качеств дошкольника, а значит успешной личности. Список использованной литературы: 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2006. 3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании/ Детский сад: теория и практика №9/2012. 5.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.