Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках физики
"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились"
Я.А. Коменский.
На сегодняшний день система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Результатом развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемость, самообразованность и саморазвиваемость, т.е. компетентность в сфере образования.
Универсальные учебные действия являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию. Перед учителем стоит задача найти наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования универсальных учебных действий.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил определить основные пути формирования общих умений и навыков в процессе обучения:
- исследовательская деятельность
- проблемно-диалогические технологии
- тренинг учебных умений
- компетентностный подход
- проектный метод
Я остановлюсь на сущности проектного метода.
Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской модели обучения, самообучение в процессе познания.
Проект – это «пять П»
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.
Опыт проектов показывает, что тематика проектов затрагивает не только физику или информатику, но и такие науки: химию, историю, литературу, географию, математику и другие.
Вот как можно применить метод проектно-исследовательской деятельности в 10классе при изучении темы «Трение и его значение в жизни человека».
Цель: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явлении, какова его природа.
Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; выяснить природу силы трения, закономерности трения; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие зависимость силы трения от силы нормального давления, от свойств соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения тел.
По длительности - среднесрочный проект длится около 1,5 мес.
По виду деятельности – информационно – исследовательский с элементами практико – ориентированного (т.к. одна из групп ставит перед собой задачу: создание новых демонстрационных опытов).
По предметной деятельности – межпредметный проект.
По числу учащихся – групповой.
Класс разбивается на 4 группы, каждая ставит перед собой цель и важное правило для всех: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
1группа – исследователи общественного мнения
Цель: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы (обыватели) знаем об этом явлении?»
Группа изучает пословицы, поговорки ( Тяжело против воды плыть. Терпенье и труд все перетрут, ит.д), сказки, в которых проявляется сила трения , покоя, качения, скольжения (Колобок полежал, полежал, взял да и покатился, и т.д), изучает человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением, собирает информацию о проявлениях трения или его отсутствия во время гололеда, в городской больнице о преломах, ушибах и ДТП.
2группа – теоретики
Цель: изучить природу сил трения; исследовать факторы, от которых зависит трение; рассмотреть виды трения, показать роль сил трения в технике и в повседневной жизни.
Группа объясняет причину явления трения, объясняет от каких факторов оно зависит, какие виды существуют.
3группа – экспериментаторы
Цель: выяснить зависимость силы трения скольжения от следующих факторов:
• От нагрузки
• От площади соприкосновения трущихся поверхностей;
• От трущихся материалов (при сухих поверхностях)
Группа выясняет на практике, как сила трения зависит от выше перечисленных факторов и по результатам исследования строит графическое представление силы трения от этих факторов.
4группа – конструкторы
Цель: создать демонстрационные эксперименты; объяснить результаты наблюдаемых явлений.
Группа изучая литературу, продумывает эксперименты, изготавливает приборы и объясняет результаты (Деревянную линейку горизонтально кладут на указательные пальцы рук, и не торопясь, пальцы начинают сближать. Линейка не движется равномерно по двум пальцам сразу. Она скользит то по одному, то по другому пальцу. Почему? Под линейкой скользит лишь тот палец, который дальше от центра масс линейки, так как он испытывает меньшую нагрузку и меньшее трение. Его скольжение прекращается как только он оказывается ближе к центру масс линейки, и тогда начинает скользить второй палец. Так пальцы движутся к центру тяжести линейки поочередно.).
На уроке – отчете каждая группа делится своей проделанной работой и представляет результат работы в виде презентации или публикации (2 группа).
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Умения, которые оказывают наибольшее влияние в проектной деятельности при изучении темы «Трение и его значение в жизни человека»:
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- - умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;
Навыки оценочной самостоятельности.
- умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Информационные умения
- умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт
Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Менеджерские умения и навыки
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение;
- умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Можно сделать вывод, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ученика планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.[i][b]
Категория: Учебные проекты | Добавил: katerina23111978 (27.01.2014) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 1582 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]