Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект: "Влияние групповой работы на развитие навыков, умений и способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин"
Проект на тему:
«Влияние групповой работы на развитие навыков, умений и способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»
Выполнила: учитель истории
МОБУ СОШ с.Октябрьское
Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Крылова Людмила Викторовна

2014 г

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава I. Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности……………………………………………………………………………...6
Глава II. Содержание опытно – экспериментальной работы……………………….. 11
Констатирующий эксперимент……………………………………………………….. 11
Формирующий эксперимент…………………………………………………………...14
Контрольный эксперимент……………………………………………………………..18
Выводы…………………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………...22
Используемая литература………………………………………………........................23
Приложение……………………………………………………………………………..25

Введение
Последний век ушедшего тысячелетия со всей очевидностью продемонстрировал, что человеческие отношения являются не только постоянно углубляющейся болевой проблемой человечества, но и такой, неуправляемое развитие которой приводит людей Земли к глобальным катаклизмам. Еще древние правители провозгласили: «…все премудрости государственной политики и вся дальновидность правителей – в воспитании потомков». Поэтому одним из инструментов решения глобальных проблем - образование.
В условиях рыночной экономики учителю обществоведческих дисциплин предстоит всесторонне осмыслить характер грядущих изменений в жизни российской школы, а также определиться и продумать свои конкретные практические шаги по организации учебного процесса, введению ФГОС. Очевидным является то, что учителю истории, обществознания необходимо будет ознакомиться с организационно – педагогическими, теоретико – методологическими, содержательными и методическими аспектами модернизации образования, отраженными в новых нормативно – правовых документах.
Актуальность.
В центре внимания всех участников, обеспечивающих образовательный процесс, должен быть человек, живущий в XXI веке, в веке, предъявившем новые, более сложные, чем прежде требования к нему. Важно помнить, что выпускникам школ предстоит жить в быстро изменяющемся, противоречивом и сложном мире. Им труднее будет определить свое место и свою роль в обществе. Их успехи будут зависеть от умения воспринимать новые, современные подходы в процессе жизнедеятельности. Сегодня важное значение приобретают умения преодолевать устаревшие стереотипы мышления и поведения. Человек должен научиться четко определять свои жизненные перспективы. Уметь проявлять лидерские качества, умение работать в команде и с командой, принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Как известно, наиболее распространённые формы учебной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и фронтальная. Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет задания самостоятельно, а фронтальная работа предусматривает участие всего класса. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная обеспечить этого практически не в состоянии. Реальным является наличие определённой части детей, не принимающих активного участия в работе. В таких условиях невозможно воспитать человека, который может реализовать себя в условиях современного мира.
Поэтому новизна содержания требует радикально новых методов и форм работы. К такому перспективному направлению по введению ФГОС относятся групповые технологии.
Так как деятельность школьников является коллективной, на уроке учащиеся любят работать парами, советоваться. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении, работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределении обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого, а это является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
Таким образом, тема: «Влияние групповой работы на развитие навыков, умений и способностей учащихся на уроках истории» является актуальной.
Цель данного исследования: выявить влияние содержания групповой работы на развитие у учащихся умений, навыков и способностей на уроках истории.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние данной проблемы в теории и практике психолого – педагогического образования.
2. Выявить уровень направленности учебной мотивации.
3. Выявить уровень умений и навыков учащихся на уроках истории.
4. Разработать правила работы в группах на уроках истории.
5. Проверить эффективность применения групповой работы в процессе обучения учащихся 11А и 11 Б класса.
Объект: процесс развития у учащихся навыков, умений и способностей на уроке истории в ходе групповой работы.
Предмет: содержание, методы, формы организации и средства развития умений и способностей учащихся старших классов на уроке истории.
Гипотеза: процесс развития умений, навыков и способностей учащихся 11 класса будет протекать успешно и эффективно, если использовать групповую форму работы.
С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы психолого – педагогического исследования: тестирование, анкетирование, изучение педагогической документации, эксперимент.
Методологическая основа исследовательской работы заключается в изучении трудов А.В. Петровского, Ланцберга В.И., КордонскогоМ.Б., Чередова И.М. Леонтьева А.А., М.А.Данилова и др.
Исследование проводилось в образовательном учреждении МОБУ СОШ с. Октябрьское. В исследовании принимали учащиеся 11 А и Б класса.

Нормативно – правовое сопровождение проекта
Правовую основу данного проекта составляют:
1) Декларация прав ребенка (1959 год)
Статья 7. «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
2) Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 г).
Статья 31 . 1. «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».
Статья 13 .1. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».
3)Конституция Российской Федерации.
Ст.29. п. 1. «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
Ст. 43. п. 1. «Каждый имеет право на образование».
4) Конституция Республики Башкортостан.
Ст. 33. «Гражданам Республики Башкортостан гарантируется свобода мысли и слова…»
Ст. 52. «Граждане Республики Башкортостан имеют право на образование…»
5) Закон Российской Федерации «Об образовании»
Ст.2. «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
Ст. 14. «…обеспечение самоопределение личности, создание условий для самореализации».
6) Закон Республики Башкортостан «Об образовании».
Ст. 3. « … гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности…».
Ст. 14. «…обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…»
Материалы данной работы могут быть использованы педагогами – предметниками, классными руководителями, школьными психологами, студентами педагогических вузов и колледжей.

ГлаваI. Психолого-педагогические основы
групповой формы организации учебной деятельности
Учеными-педагогами установлено, что между фронтальной организацией учебного процесса и индивидуальными способами усвоения содержания существует противоречие, которое в массовых школах смягчается за счет дифференциации детей в разного типа учебных группах и общеобразовательных учреждениях. В сельской малочисленной школе малая численность учеников не позволяет такого сделать, и тем самым обостряется противоречие: в условиях резкой дифференциации учащихся одного класса снижается планка требований, падает качество и мотивация к учению. Сложилась парадоксальная ситуация: малое количество учеников в классах, а качество обучения не обеспечивается. Перед учителем стоит проблема включенности каждого ребенка в учебный процесс. Чтобы эта проблема решалась, необходимо прежде всего работать с сознанием субъектов предстоящей деятельности путем включения в процессы совместного обсуждения и совместной деятельности, рефлексии индивидуального и коллективного опыта. Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее. Причем эффективность касается не только академических успехов учеников, но и нравственного и интеллектуального развития.
При групповой форме организации учебной работы учащихся класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Свое задание каждая группа выполняет сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Организация групповой работы предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Работая в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Групповая организация деятельности учащихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде оперативной помощи сильных учеников более слабым. Коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект – прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает каждому ученику возможность развития его задатков.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. При организации групповой работы задача учителя не сводится к передаче знаний, а приобретает совершенно иное значение. Учитель становится организатором самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он учит учащихся самостоятельно добывать нужные знания и критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их, решать возникающие проблемы, располагая необходимыми фактами.
Основные идеи группового обучения: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Психологи давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше.
При организации групп большую значимость приобретает мотивация самостоятельной учебной деятельности учащихся, так как учителю необходимо не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо добиться того, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Можно подвести верблюда к водопою, но нельзя заставить его напиться!» Объединение учащихся в группы как раз и способствует усилению мотивации учебной деятельности, так как участие человека в деятельности группы диктуется:
- потребностью в общении;
- желанием чему-либо научиться;
- информационной потребностью;
- жаждой реализации своих способностей.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности и представляет собой неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремление, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д.
Особое значение имеет разделение учебной мотивации на внутреннюю и внешнюю. К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).
К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление класса, ожидание будущих благ и т.д. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения общественных или других основных целей (избегание неприятного, достижение общественных или личных успехов, выгоды, карьера, удовлетворения честолюбия).
Существуют различные подходы к определению понятия «мотив». С точки зрения А. Маслоу, он соотносится с потребностью, по мнению С.Л. Рубинштейна, - с переживанием этой потребности и её удовлетворением. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, всё то, в чём нашла воплощение потребность
Каждый ученик воспринимает информацию индивидуально, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование различных явлений, процессов. С точки зрения поэтапного формирования знаний наиболее эффективное осмысление учебного материала учащимися осуществляется в форме внешней речи для других. Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному осмыслению, выделению существенного и обобщению знаний.
Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли (исполнителя, лидера, организатора и т. д.) В ходе реализации всех этих уровней и возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения: деятельность – взаимодействие – общение – контакт.
Школьники испытывают потребность в общении. «Работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».
Результаты показывают, что продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы. Такие группы чаще формируются на уроках естественно-математического цикла. Объясняется это хорошо развитыми навыками самостоятельной работы. Испытывая интерес к учебе, такие учащиеся тщательно анализируют изучаемый материал, сравнивают, обобщают, делают выводы.
При правильно организованной групповой работе хороших результатов достигают группы, созданные из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Учащиеся, контактируя между собой, дополняют друг друга, усваивая материал в одном темпе. Группы, работающие в одном темпе, чаще организуются при изучении гуманитарных предметов.
Если сформировать группу из учащихся с низкими учебными возможностями, то ее работа не принесет положительного результата из-за недостатка опорных знаний для анализа содержания изучаемого материала, из-за слабых навыков самостоятельной работы, из-за отсутствия лидера, задающего пример в познавательной деятельности.И все же оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп.
Учебные занятия в малых группах имеют ряд психологических преимуществ перед другими формами организации учебной деятельности.
Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).
Возможность ученика обсуждать воспринимаемую информацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, приводящая к интериоризации знаний, взглядов, мировоззрения, т.е. превращению их в собственное достояние, в убеждения, - еще одно преимущество групповой работы.

Глава II. Содержание опытно – экспериментальной работы
Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось в МОБУ СОШ с. Октябрьское. В исследовании принимали участие учащиеся 11 «А» - количество учащихся 12 и 11 «Б» классов- количество учащихся 12.
Цель: выявить уровень знаний учащихся при индивидуальной и фронтальной форме работы на уроке истории.
Методы исследования:
1. Тестирование на выявление направленности учебной мотивации учащихся.
2. Тесты и задания на выявление знаний и умений учащихся по истории.
3. Анализ документации.
1. Тестирование учащихся.
Цель: Выявить уровень направленности учебной мотивации учащихся 11 А и 11 Б классов МОУ СОШ с. Октябрьское.
Методика: учитель предложил учащимся тест по методике Дубовицкой Т.Д., которая состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо в специальном бланке, либо на простом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. (См. приложение 1)
Результаты теста представлены в таблице 1.
Ф.И. рус.яз лит ист биол хим геог мат анг баш физ инф
1.Артамонова Е. 17 17 18 14 14 10 11 15 6 14 12
2. Асфандиярова И. 10 15 16 12 10 15 11 8 8 12 12
3.Ахмадеева З. 15 19 14 19 12 19 14 15 10 8 14
4. Вахитов М. 5 7 8 6 5 7 16 5 6 11 10
5. Гайнуллина А. 10 10 12 11 15 10 13 8 7 11 13
6.Коропецский М. 5 7 5 6 5 7 16 5 6 11 10
7. Крылов А. 11 8 11 15 15 10 18 12 4 18 13
8.Лукин А. 7 6 11 5 5 9 12 6 2 10 11
9. Перепелкин В. 10 10 12 11 15 10 13 8 7 11 13
10.Рахматуллин Р. 16 16 14 17 16 16 19 17 11 19 18
11.Муллагулова А. 7 9 15 15 17 10 18 13 4 15 13
12. Хайретдинов М. 5 7 5 6 5 7 16 5 6 11 10
13. Агайдаров Р. 6 7 4 10 7 7 11 5 4 4 7
14. Ахметшина А. 9 17 13 7 9 10 8 13 3 8 14
15. Ахмадеев Р. 6 7 5 10 7 7 11 5 4 4 7
16. Ганиева А. 15 16 13 16 17 15 16 13 15 15 14
17.Зделюева А. 19 19 18 20 20 20 20 20 13 20 20
18. Павлова А. 6 7 5 10 7 7 11 5 4 4 7
19. Смолева И. 16 18 14 19 18 17 16 11 13 13 19
20. Фролов В. 6 7 5 10 7 7 11 5 4 4 7
21. Фролова Т. 8 19 12 4 6 19 6 7 6 11 6
22. Халиева З. 12 17 13 18 18 15 20 18 8 16 17
23. Файзуллин Р. 9 9 5 9 7 7 10 6 5 10 10
24. Ярмеева А. 6 10 4 7 7 10 6 7 11 6 10

Выводы: Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 балла – низкий уровень внутренней мотивации;
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Таким образом, низкий уровень внутренней мотивации по предмету история у 8 учащихся, средний уровень внутренней мотивации показали 11 учащихся и лишь 4 учащихся показали высокий уровень внутренней мотивации.
2. Тесты и задания по истории на тему: «Россия в начале XX века» (1901 – 1904 гг.)
Цель: Выявить уровень знаний, навыков и умений учащихся 11 а и 11 Б класса по данной теме (24 учащихся).
Методика: учитель после изучения блока на тему «Россия в начале XX века», используя индивидуальный и фронтальный формы работы на уроке истории, предложил учащимся выполнить тесты и задания на знание фактов, понятий, установление причинно – следственных связей, установление соответствий, работа с источником и т.д. (См. приложение 2)
Диагностика результатов представлена в таблице 2.
Ф.И. учащихся 11 А и 11 Б класса Количество правильных ответов по 1 пункту(на определение фактов и понятий) Количество правильных ответов по 2 пункту (на установление соответствий) Количество правильных ответов по 3 пункту(работа с источником) Общее количество баллов
1.Артамонова Е. 7 6 2 15
2. Асфандиярова И. 7 6 2 15
3.Ахмадеева З. 5 4 1 10
4. Вахитов М. 4 3 2 10
5. Гайнуллина А. 5 3 2 10
6.Коропецский М. 3 3 - 6
7. Крылов А. 4 5 2 11
8.Лукин А. 4 5 2 11
9. Перепелкин В. 5 4 1 10
10.Рахматуллин Р. 5 4 2 11
11.Муллагулова А. 7 6 2 15
12. Хайретдинов М. 4 3 1 8
13. Агайдаров Р. 4 4 1 10
14. Ахметшина А. 5 4 1 10
15. Ахмадеев Р. 4 5 1 10
16. Ганиева А. 6 5 2 13
17.Зделюева А. 5 4 2 11
18. Павлова А. 3 2 1 6
19. Смолева И. 4 4 2 10
20. Фролов В. 2 2 1 5
21. Фролова Т. 4 4 2 10
22. Халиева З. 7 6 2 15
23. Файзуллин Р. 4 3 1 8
24. Ярмеева А. 3 1 - 4

Вывод: диагностика знаний, умений и навыков обучения по истории учащихся 11 А и 11 Б класса по теме « Россия в начале XX века» показала, что из общего количества баллов в сумме 22 баллов, выполнили работу 22 – 19 баллов «5» - 0 учащихся; от 18 – 15 баллов «4» - 4 учащихся; от 14 – 10 баллов «3» - 14 учащихся; от 9 – 1 балла «2» - 6.
Успеваемость – 75%; качество обучения – 16, 6%.
3. Анализ документации.
Цель: на основе анализа тематического планирования, поурочного планирования, методических пособий учителя, выявить формы работы учащихся на уроке истории в 11 А и 11 Б классе.
Методика: были изучены тематическое планирование по истории учителя истории МОУ СОШ с.Октябрьское, поурочные планы по истории в 11 классах, методические пособия.
Выводы: при изучении темы «Россия в начале XX века» в 11 классах, учитель пользуется тематическими планами, составленными на основе примерного тематического синхронного интегрированного планирования Антонова А.А., где данная тема занимает 5 урок после изучения «Мир в начале XX века».
Поурочные планы имеют систематический характер, формы, которые используются при самостоятельной работе учащихся индивидуальные и фронтальные, редко групповые.
На разных этапах урока используются дифференцированные задания.
Методические разработки разнообразные, также используются учителем при составлении поурочных планов.
Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать выводы и выявить ряд проблем, которые наблюдаются у учащихся 11 – х классов:
1. Низкий уровень направленности учебной мотивации учащихся 11 А и 11 б классов.
2. Успеваемость – 75%; качество обучения – 16, 6%. – а значит низкое качество обучения.
3. Учитель использует однообразные формы работы учащихся на уроке истории, что ведет к низкому качеству обучения и низкой мотивации учащихся.
В ходе анализа предыдущего опыта, мы пришли к выводу о необходимости создания системной работы по развитию групповых форм на уроке истории в 11 –х классах.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент проводился с целью повышения качества знаний учащихся, формирование навыков, умений и т.д. при групповой форме работы учащихся, решая следующие задачи:
 Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
 Повышение познавательной мотивации
 Обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
 Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.
Ход работы:
1. Особенности состава группы.
Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (разнородность учебных успехов), где создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. В зависимости от содержания и характера предстоящей работы, для достижения максимально эффективного результата состав группы может меняться. Однако, по данным И. М. Чередова, процесс адаптации учащихся занимает до 10 уроков, что доказывает нецелесообразность частой смены состава группы. Оптимальное количество учащихся в группе 4 -7 человек (из статьи Осмоловской И.М. «Групповая работа на уроке»).
Исходя из этого учащиеся 11А и 11 Б классов разделились по группам, получилось в каждом классе 3 гетерогенные группы по 4 человека. В каждой группе определены лидеры, которые отвечали за успешность работы группы. А также отвечал за распределение ролей между участниками группы. Например, один ученик в роли организатора, другие – собственно участники. Независимо от того, кому принадлежит идея или исполнение решения, любой член группы может быть вызван для презентации результата и его защиты перед оппонентами.
Таким образом, роль учителя при организации групповой работы сводится к таким функциям как консультант, контролер, помощник, наблюдатель, создатель мотивации и т.д.
2. Составлена структура занятия по группам:

а) Вводная часть:
а) постановка задачи, проблемы (создание проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы; (Приложение 5)
в) раздача дидактического материала по группам.
б) Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
в) индивидуальное выполнение задания;
г) обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;
д) обсуждение общего задания группы;
е) подведение итогов группового задания и его оформление.
в) Заключительная часть:
а) отчет групп о выполненной работе, о решении поставленной перед коллективом задачи;
б) анализ выполнения поставленной задачи группами и коллективом в целом; рефлексия.
в) общий вывод о групповой работе и достижении цели, поставленной в начале занятия.
3.Пример одного из уроков истории в 11 классе и деятельности групповой работы учащихся.
Тема: «Государство и общество в начале XX века». Программы политических партий.
Действия учителя Действия групповой работы
I этап. Организационный.
Здравствуйте ребята!
II этап Изучение темы.
Учитель ставит актуальность темы.
Каждая группа получает задания:
1. Прочитайте программу партии. Укажите, какое политическое направление представляет партия (социалистическое, либеральное, монархическое).
2. На основе анализа источников определите:
А) основные цели, непосредственные задачи и методы деятельности;
Б) интересы какого слоя выражает партия.
3. Выясните по учебнику количество членов партии.
4. Результаты работы систематизируйте в таблице «Характеристика партии..»
Таблица на дискете показана на компьютере.
III этап. Закрепление материала.

IVэтап. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Vэтап. Оценивание.

1.Готовятся к уроку, достают все принадлежности.

2.Учащиеся в группах определяют тему, цели, задачи урока: на основе документов партий определить цели, задачи и методы деятельности партий в начале 20 века.

3.Организуется работа в группах
I группе анализ документа Устав общества «Союз русского народа». Зарегистрирован 7 августа 1906 г.
II группе анализ документа Программа партии «Союз 17 октября». Первый съезд партии состоялся в феврале 1906 г.
III группе анализ документа Программа партии социалистов – революционеров. Принята 1 съездом партии в январе 1906 г.

4. Организатор или лидер группы распределяет дифференцированно работу в группе по тем заданиям, которые даны учителем.

5. Закрепление материала . Результаты работы систематизируются в таблицу «Характеристика партии».
6. Выступление от имени группы.

7. Учащиеся фиксируют в тетради:
- Что узнали нового?
- Что бы хотели узнать больше?
- Понравился урок?
- Какое настроение было на уроке?

8. Оценивание проходит по критериям групповой работы.
Вывод: занятия по группам использовались при изучении новой темы, при систематизации, тематическом обобщении знаний, при отработке умений и навыков, закреплении материала. Таким образом, были использованы на уроке истории в 11А и 11Б классе такие виды групповой работы:
- подготовка вопросов друг другу;
- обсуждение проблемных ситуаций и вопросов;
- составление задач;
- опрос, взаимоопрос внутри группы,
- подбор фактов, примеров для доказательства теоретических положений;
- интеллектуальные бои;
- постановка вопросов после изложения нового материала;
- подбор дополнительного материала к уроку и т.п.
4. Схема работы учащихся в группе, где о – обозначен условно учащийся, который дополняет и передает свои знания другому учащемуся, таким образом происходит обмен знаниями, т.е. коллективная работа, где каждый участник познавательного процесса принимает действие и является соучастником.

5. Оценивание в группах. Разработана таблица оценивания учащегося в группах. Лист оценок, с помощью которого каждый учащийся сможет определить свою деятельность и оценить ее. (См. приложение 6).

Контрольный эксперимент
Третьим этапом исследовательской работы является контрольный эксперимент, цель которого определить эффективность проведенной работы и выявить изменения связанные с развитием навыков, умений, способностей учащихся в группах.
Методы исследования:
1. Тестирование на выявление направленности учебной мотивации учащихся.
2. Тесты и задания на выявление знаний и умений учащихся по истории.
Цель: Выявить уровень направленности учебной мотивации учащихся 11 А и 11 Б классов МОУ СОШ с. Октябрьское.
Методика: учитель предложил учащимся тест по методике Дубовицкой Т.Д., которая состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо в специальном бланке, либо на простом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. (См. приложение 1)
Результаты теста представлены в таблице 3.
Ф.И. рус.яз лит ист биол хим геог мат анг баш физ инф
1.Артамонова Е. 17 17 20 14 14 10 11 15 6 14 12
2. Асфандиярова И. 10 15 20 12 10 15 11 8 8 12 12
3.Ахмадеева З. 15 19 19 19 12 19 14 15 10 8 14
4. Вахитов М. 5 7 13 6 5 7 16 5 6 11 10
5. Гайнуллина А. 10 10 12 11 15 10 13 8 7 11 13
6.Коропецский М. 5 7 7 6 5 7 16 5 6 11 10
7. Крылов А. 11 8 11 15 15 10 18 12 4 18 13
8.Лукин А. 7 6 11 5 5 9 12 6 2 10 11
9. Перепелкин В. 10 10 12 11 15 10 13 8 7 11 13
10.Рахматуллин Р. 16 16 15 17 16 16 19 17 11 19 18
11.Муллагулова А. 7 9 19 15 17 10 18 13 4 15 13
12. Хайретдинов М. 5 7 8 6 5 7 16 5 6 11 10
13. Агайдаров Р. 6 7 6 10 7 7 11 5 4 4 7
14. Ахметшина А. 9 17 13 7 9 10 8 13 3 8 14
15. Ахмадеев Р. 6 7 6 10 7 7 11 5 4 4 7
16. Ганиева А. 15 16 19 16 17 15 16 13 15 15 14
17.Зделюева А. 19 19 20 20 20 20 20 20 13 20 20
18. Павлова А. 6 7 7 10 7 7 11 5 4 4 7
19. Смолева И. 16 18 14 19 18 17 16 11 13 13 19
20. Фролов В. 6 7 7 10 7 7 11 5 4 4 7
21. Фролова Т. 8 19 12 4 6 19 6 7 6 11 6
22. Халиева З. 12 17 18 18 18 15 20 18 8 16 17
23. Файзуллин Р. 9 9 9 9 7 7 10 6 5 10 10
24. Ярмеева А. 6 10 6 7 7 10 6 7 11 6 10

Выводы: Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 балла – низкий уровень внутренней мотивации;
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Таким образом, высокий уровень внутренней мотивации у 8 учащихся, средний уровень внутренней мотивации показали 16 учащихся, с низким уровнем мотивации учащихся по предмету история нет.
2. Цель: выявить уровень знаний, способностей и умений учащихся при выполнении заданий различного уровня.
Методика: учитель после изучения блока на тему «1917 год в судьбе России», используя групповые формы работы на уроке истории, предложил учащимся выполнить дифференцированные задания на знание фактов, понятий, установление причинно – следственных связей, установление соответствий, работа с источником и т.д. (См. приложение 4)
Диагностика результатов представлена в таблице 4.
Ф.И. учащихся 11 А и 11 Б класса Количество правильных ответов по 1 пункту(на определение фактов и понятий) Количество правильных ответов по 2 пункту (на установление соответствий) Количество правильных ответов по 3 пункту(работа с источником) Общее количество баллов
1.Артамонова Е. 9 8 3 20
2. Асфандиярова И. 9 9 3 21
3.Ахмадеева З. 8 8 3 19
4. Вахитов М. 7 6 3 16
5. Гайнуллина А. 7 6 3 16
6.Коропецский М. 6 6 2 14
7. Крылов А. 8 7 3 18
8.Лукин А. 9 8 3 20
9. Перепелкин В. 8 8 3 19
10.Рахматуллин Р. 8 8 2 18
11.Муллагулова А. 10 8 3 21
12. Хайретдинов М. 7 6 3 16
13. Агайдаров Р. 6 6 2 14
14. Ахметшина А. 7 7 2 16
15. Ахмадеев Р. 7 5 2 14
16. Ганиева А. 8 8 3 19
17.Зделюева А. 9 9 3 21
18. Павлова А. 6 5 1 12
19. Смолева И. 7 7 2 16
20. Фролов В. 5 4 1 10
21. Фролова Т. 6 5 2 13
22. Халиева З. 9 9 3 21
23. Файзуллин Р. 5 5 1 11
24. Ярмеева А. 5 5 1 11

Вывод: диагностика знаний, умений и навыков обучения по истории учащихся 11 а и 11 б класса по теме « 1917 год в судьбе России» показала, что из общего количества баллов в сумме 22 баллов, выполнили работу 22 – 19 баллов «5» - 7 учащихся; от 18 – 15 баллов «4» - 7 учащихся; от 14 – 10 баллов «3» - 10 учащихся; от 9 – 1 балла «2» - 0.
Успеваемость – 100%; качество обучения – 58%.
Выводы по второй главе
После проведенного нами исследования, можно сделать выводы:
- проводимое нами исследование по выявлению мотивации учащихся, показало, что до формирующего эксперимента мотивация учащихся была низкой, проделав работу по формированию групп в классах, формированию навыков, умений и способностей на уроке истории в группах, а также учащиеся оценивали свои знания в группе, можно выявить несколько правил для достижения положительного эффекта в обучении:
- оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга.
- учебные занятия в малых группах имеют ряд психологических преимуществ перед другими формами организации учебной деятельности.
Во-первых, происходит резкое повышение мотивации к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков коммуникативной культуры.
- повышается качество и успеваемость обучения учащихся.
Основные идеями группового обучения являются: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Таким образом, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше.

Заключение
Исходя из того, что веление времени требует радикальных перемен в обществе, и конечно же это затрагивает образовательную сферу. Урок является одним из важнейших элементов, который тоже нужно перестраивать с традиционной формы, на ту форму, где учащиеся смогут ощутить себя нужным коллективу, а значит и обществу. Такой формой является групповая. Именно групповая форма работы даст нам положительные результаты на формирование учащихся навыков, умений и способностей, а в свою очередь, и высокое качество обучения.
Поэтому, гипотеза, которая была выдвинута в начале исследования, что групповая работа влияет на формирование навыков, умений и способностей частично доказана.
Групповая работа была изучена А.В. Петровским, В.И. Ланцбергом, М.Б.Кордонским, И.М. Чередовым, А.А. Леонтьевым, М.А. Даниловым и др.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Групповое общение в учебной деятельности способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Поэтому, используя дифференцированный подход при работе в группах, можно достичь положительного результата.
В перспективе, мы хотим продолжить исследование над темой дифференцированная работа в группах на уроке истории.


Используемая литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
2. Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей.– Автореф. дис. … д-ра. псих. наук.– Новосибирск, 2006.– 44 с.
3. Барбаш Е.Ю. Исследование уровня учебной мотивации у учащихся средней школы: Дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2006.– 152 с.
4. Басина И.М. Мотивация учебной деятельности.– Режим доступа: http://www.tiei.ru/ppage/pages/57/HTML/Basina.htm
5. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981.
6. Дубовицкая Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: Дис. … докт. психол. наук. – Москва, 2004.– 350 с.
7. Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы. – Одесса-Туапсе, 1996.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М .,1996.
9. Мансурова Г.Н. Влияние профессиональной направленности учителя на учебную мотивацию учащихся // МОЛОДЕЖЬ. ПРОГРЕСС. НАУКА: Сб.материалов II межвуз. Науч.-практ.конф. молодых ученых, посвящ. 450-летию добровольного присоединения Башкирии к России // Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, 2–7 апреля 2007 г. / Отв.ред. А.Л.Галиев; Зам. Отв. Ред. А.В.Малолеткова.– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007.– С.221-222.
10.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. №5. С.129 – 138.
11.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 320 с.
12.Мотивация учения /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.
13.Назыров А.С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 21 с.
14.Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – Психология образования. – 608 с.
15Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого.– М.: Педагогическое общество России, 2005.– 608 с.
16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
17. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994. – 240 с.
18.Сибгатуллина И., Мантонина О., Попова А. Нравственно-этические ресурсы личности современного учителя // Наука и школа.– 2005.– № 2.– С. 11–13.
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.– М.: Школа-Пресс, 1995.– 384 с.
20. Стаханова Т.А. Почему учиться нужно? или об индивидуальном подходе к учебной мотивации.– Режим доступа: http://www.psilib.ru/stahanova/pnuch.html
21. Усков И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов. – Автореф. дис. … канд. пед. наук.– Рязань, 2006.– 22 с.
22.Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. №3. С.102 – 111.
23. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

Источник: http://$IMAGE1$
Категория: Учебные проекты | Добавил: Ludmilak (09.02.2014) | Автор: Людмила E
Просмотров: 3170 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ludmilak  
Проект актуальный, имеет практическую значимость при введение ФГОС в преподавании обществоведческих дисциплин. Поможет учителю выстраивать уроки таким образом, чтобы вовлечь всех детей класса в процесс усвоения знаний.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz