Использование проектной деятельности в професиональной ориентации старшеклассников.
К. Д. Ушинский писал: «Овладев чем-нибудь, не надо оставлять его без приложения к делу». Это приложение к делу, имея в виду учебную работу, состоит, прежде всего, в использовании полученных знаний в новых условиях, в новых связях и сочетаниях. Учебный проект «Предприятие» проводится на уроках информатики с учащимися 11 классов и позволяет применить знания и умения, полученные ими в школе. Кроме того, он требует привлечения знаний не только по одному предмету, но и по другим дисциплинам (информатика, математика, экономика, обществознание). По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности. Учащиеся в ходе работы над проектом, во-первых, анализируют экономическую ситуацию той местности, где они проживают и выбирают деятельность, которая будет приносить им доход, во-вторых, выбирают себе профессию, с основами которой они хотели бы познакомиться и пробуют свои силы в этой профессиональной деятельности. Описание проекта: Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы • Что выгодно производить в условиях нашей местности? • От чего зависит доход предприятия?
Дидактические цели проекта: - формирование критического мышления, навыков работы в команде; - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; - установление взаимосвязи между спросом у населения и доходом предпринимателя.
Методические задачи: Формировать навыки самообразования, развития способности к академической мобильности учащихся. Развивать умение сформулировать цель своего исследования в соответствии с выдвинутой проблемой. Формировать навыки самоконтроля. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Формировать умения и навыки критического мышления при работе с большими объемами информации. Решение задач по экономике методом математического моделирования с применением ЭТ и баз данных. Представление информации в виде презентаций, сайта, буклета. Продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственных связей.
Этапы и сроки проведения: 1. «Мозговой штурм» (формулирование темы исследования учащихся) (1 урок) Учитель перед учащимися формулирует проблему: "Как стать богатым в нашем городе?" Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждая группа анализирует ситуацию в своем городе и выбирает тот вид деятельности, который будет востребован в их местности и позволит получить прибыль. 2. Формирование групп, выбор «должностей» в группах, выдвижение гипотез решения проблемы. (1 урок) Внутри группы распределяют должности: директор, бухгалтер, менеджер, делопроизводитель, начальник конструкторского бюро. В дальнейшем, учащиеся, работая в группе над созданием своего предприятия, формулируют цель своего исследования, в соответствии с поставленной задачей. 3. Обсуждения плана работы учащихся индивидуально или в группе. (1,2 уроки) Учащиеся вместе обсуждают и выбирают тип предприятия, которое они будут создавать. В дальнейшем, работая в группе над созданием своего предприятия, учащиеся формулируют цель своего исследования, в соответствии с поставленной задачей: • Какая должна быть нормативно-правовая база у предприятия? (директор и делопроизводитель отвечают за разработку и создание устава, шаблонов документов - работа с текстовыми и табличными документами). • Какие затраты у предприятия? Будет ли иметь доход предприниматель от своей деятельности? Как повысить свой доход? (бухгалтер - расчеты заработной платы, доходов и расходов предприятия в электронной таблице). • Как наладить связи с другими предприятиями? (менеджер - создание сайта, рекламы). • Как разрекламировать свой товар? (начальник конструкторского бюро - создание рекламных буклетов в графических редакторах, Microsoft Publisher, презентаций в MS Office Power Point и др). 4. Поиск путей решения проблемы. (2-6 уроки) В ходе выполнения проекта, учащиеся, выполняя свое индивидуальное задание, знакомятся с тонкостями выбранной ими специальности, беседуя с профессионалами (в школе практически все специалисты есть, либо они находят специалистов среди знакомых, родственников, а также консультируются с родителями, учителем). 5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. 7. Сбор информации. 8. Анализ информации. Консультация с учителем. (2-6 уроки) Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. 9. Подготовка отчета по индивидуальным исследованиям. (5 урок) 10. Подготовка группового отчета. (6 урок) После того, как проведены индивидуальные исследования, группа должна подготовить презентацию о своем предприятии. Каждый участник создает слайд в общей презентации, в котором отражает основные выводы своего исследования. 11. Представление группового отчета и формулировка общего вывода по учебной теме проекта с учетом всех исследований. (7-8 уроки) На итоговом занятии учащиеся презентуют свое предприятие, рассказывают о том, с какой целью оно было создано, как функционирует, какова его рентабельность, заинтересовывают присутствующих стать их клиентом или работником.
Работа учащихся оценивается по следующим критериям:
№ Параметры оценивания Групповая работа: 1 Актуальность выбранной темы 2 Глубина раскрытия темы 3 Понимание механизма функционирования предприятия 4 Обоснованность выводов 5 Правильность и грамотность оформления 6 Аккуратность и дизайн оформления Выступление на защите: 7 Умение изложить самое интересное и ценное 8 Умение отвечать на вопросы 9 Умение защищать свою точку зрения 10 Включение в обсуждение других предприятий (грамотно формулирует вопросы, вопросы по существу) Индивидуальное задание 11 Содержательность приложения 12 Правильность и грамотность оформления 13 Аккуратность и дизайн оформления 14 Обоснованность выводов Итоговая отметка