Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

Использование проектной деятельности в професиональной ориентации старшеклассников.
К. Д. Ушинский писал: «Овладев чем-нибудь, не надо оставлять его без приложения к делу». Это приложение к делу, имея в виду учебную работу, состоит, прежде всего, в использовании полученных знаний в новых условиях, в новых связях и сочетаниях.
Учебный проект «Предприятие» проводится на уроках информатики с учащимися 11 классов и позволяет применить знания и умения, полученные ими в школе. Кроме того, он требует привлечения знаний не только по одному предмету, но и по другим дисциплинам (информатика, математика, экономика, обществознание).
По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности. Учащиеся в ходе работы над проектом, во-первых, анализируют экономическую ситуацию той местности, где они проживают и выбирают деятельность, которая будет приносить им доход, во-вторых, выбирают себе профессию, с основами которой они хотели бы познакомиться и пробуют свои силы в этой профессиональной деятельности.
Описание проекта:
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
• Что выгодно производить в условиях нашей местности?
• От чего зависит доход предприятия?

Дидактические цели проекта:
- формирование критического мышления, навыков работы в команде;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- установление взаимосвязи между спросом у населения и доходом предпринимателя.

Методические задачи:
Формировать навыки самообразования, развития способности к академической мобильности учащихся.
Развивать умение сформулировать цель своего исследования в соответствии с выдвинутой проблемой.
Формировать навыки самоконтроля.
Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
Формировать умения и навыки критического мышления при работе с большими объемами информации.
Решение задач по экономике методом математического моделирования с применением ЭТ и баз данных.
Представление информации в виде презентаций, сайта, буклета.
Продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственных связей.

Этапы и сроки проведения:
1. «Мозговой штурм» (формулирование темы исследования учащихся) (1 урок)
Учитель перед учащимися формулирует проблему: "Как стать богатым в нашем городе?"
Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждая группа анализирует ситуацию в своем городе и выбирает тот вид деятельности, который будет востребован в их местности и позволит получить прибыль.
2. Формирование групп, выбор «должностей» в группах, выдвижение гипотез решения проблемы. (1 урок)
Внутри группы распределяют должности: директор, бухгалтер, менеджер, делопроизводитель, начальник конструкторского бюро. В дальнейшем, учащиеся, работая в группе над созданием своего предприятия, формулируют цель своего исследования, в соответствии с поставленной задачей.
3. Обсуждения плана работы учащихся индивидуально или в группе. (1,2 уроки)
Учащиеся вместе обсуждают и выбирают тип предприятия, которое они будут создавать. В дальнейшем, работая в группе над созданием своего предприятия, учащиеся формулируют цель своего исследования, в соответствии с поставленной задачей:
• Какая должна быть нормативно-правовая база у предприятия? (директор и делопроизводитель отвечают за разработку и создание устава, шаблонов документов - работа с текстовыми и табличными документами).
• Какие затраты у предприятия? Будет ли иметь доход предприниматель от своей деятельности? Как повысить свой доход? (бухгалтер - расчеты заработной платы, доходов и расходов предприятия в электронной таблице).
• Как наладить связи с другими предприятиями? (менеджер - создание сайта, рекламы).
• Как разрекламировать свой товар? (начальник конструкторского бюро - создание рекламных буклетов в графических редакторах, Microsoft Publisher, презентаций в MS Office Power Point и др).
4. Поиск путей решения проблемы. (2-6 уроки)
В ходе выполнения проекта, учащиеся, выполняя свое индивидуальное задание, знакомятся с тонкостями выбранной ими специальности, беседуя с профессионалами (в школе практически все специалисты есть, либо они находят специалистов среди знакомых, родственников, а также консультируются с родителями, учителем).
5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
7. Сбор информации.
8. Анализ информации. Консультация с учителем. (2-6 уроки)
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
9. Подготовка отчета по индивидуальным исследованиям. (5 урок)
10. Подготовка группового отчета. (6 урок)
После того, как проведены индивидуальные исследования, группа должна подготовить презентацию о своем предприятии. Каждый участник создает слайд в общей презентации, в котором отражает основные выводы своего исследования.
11. Представление группового отчета и формулировка общего вывода по учебной теме проекта с учетом всех исследований. (7-8 уроки)
На итоговом занятии учащиеся презентуют свое предприятие, рассказывают о том, с какой целью оно было создано, как функционирует, какова его рентабельность, заинтересовывают присутствующих стать их клиентом или работником.

Работа учащихся оценивается по следующим критериям:

№ Параметры оценивания
Групповая работа:
1 Актуальность выбранной темы
2 Глубина раскрытия темы
3 Понимание механизма функционирования предприятия
4 Обоснованность выводов
5 Правильность и грамотность оформления
6 Аккуратность и дизайн оформления
Выступление на защите:
7 Умение изложить самое интересное и ценное
8 Умение отвечать на вопросы
9 Умение защищать свою точку зрения
10 Включение в обсуждение других предприятий (грамотно формулирует вопросы, вопросы по существу)
Индивидуальное задание
11 Содержательность приложения
12 Правильность и грамотность оформления
13 Аккуратность и дизайн оформления
14 Обоснованность выводов
Итоговая отметка
Категория: Учебные проекты | Добавил: kamenskihla (02.02.2014) | Автор: Каменских Лариса Александровна E
Просмотров: 812 | Теги: профессиональная ориентация, предприятие, учебный проект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]