Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект как одна из форм исследовательской работы
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Научно-исследовательской работой могут заниматься школьники с высоким уровнем обучаемости и обученности, но на современном этапе именно исследовательская и проектная деятельность стала показателем качества образования в учебном заведении, хотя есть мнение, что нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников. Однако у нас нет выбора. Концепция профильного обучения, реализация ФГОС предполагают включить в учебный план старших классов исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную. Кроме того, не секрет, что падает познавательная активность детей. Как пробудить у школьников интерес к поисковой деятельности? Среди технологий, позволяющих организовать этот процесс, особое место занимают открытые образовательные технологии: «Дебаты», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Метод проектов» и другие. Их цель - научить школьников использовать приобретённые знания и умения в разнообразных ситуациях, вырабатывать умения принимать решения в проблемных ситуациях, развивать готовность к самообразованию. Среди них мы бы выделили метод проектов, который эффективен как в урочной, так и в неурочной деятельности, так как, во-первых, начинать проектную деятельность можно уже в начальной школе, во-вторых, практика работы показала, что метод проектов результативен в самой обычной школе, где в классе – 3-4 ребёнка с высоким уровнем обучаемости, где есть дети из неблагополучных семей и дети, для которых русский язык не является родным. В-третьих, метод проектов способствует усилению связи учебного процесса, ориентированного на исследовательские методы обучения, с системой внеурочной деятельности, использованию межпредметных связей. А главное – в основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, практический или теоретический. Чем проект отличается от исследо¬вания? Проектирование — это прежде всего творчест¬во, которое необходимо для того, чтобы со¬здать красивый проект, представить законченный вид изделия, определить последовательность . и технологические этапы выполнения объекта. Проект создаётся творчески, в направлении разрешения конкретного вопроса. Внимание обращено на качество, глубину и оригиналь¬ность выполненной работы. В конечном счёте, ещё до начала выполнения изделия, в эскиз¬ном варианте необходимо определить содер¬жание и вид проекта. В исследовании работа продвигается в направ¬лении объективного получения неизвестного результата, в этом случае значимым является применение методов научного исследования, постановки эксперимента, сопоставления полученных результатов, их графическое отображе¬ние, аналитическая оценка, выводы, Типологические черты сохраняются в проектной работе и исследовательской работе. С введением элективных курсов возникла потребность в учебных пособиях и для учителя, и для учащихся. Так родилась в прошлом году идея создания пособия «Как сделать свою речь выразительной». Каждая группа, а всего их было пять (по модулям: «Языки, которые меня окружают», «Я слушаю», «Я говорю», «Я читаю», «Я пишу»), определила для себя цели и задачи работы. Десятиклассники учились работать с информацией: отбирать главное, систематизировать материал, оформлять его на электронных носителях и т.д. На элективном курсе по русскому языку в конце занятия слушали отчёты руководителей групп, учитель информатики выделил несколько уроков на сбор и обработку материала. Во внеурочное время школьники работали в библиотеках, читальных залах, обсуждали ход своей деятельности. Важно составить чёткий план над проектом с определением сроков его выполнения, указанием своего конкретного продукта на каждом этапе и распределением обязанностей. Каждый член группы должен знать, что он предоставит к концу того или иного этапа работы. На завершающем этапе группы готовили презентацию своего модуля. В общем, проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Таким образом, каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности – достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения, компетенции и ценности. Не меньший интерес вызывают и проекты по литературе, особенно мультимедийные, сочетающие в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование сети Интернет и новейших информационных технологий. По сложившейся традиции одиннадцатиклассники готовят один раз в год проект по творчеству писателя ХХ века. Из наиболее удачных можно назвать «Уроки Михаила Булгакова», «Феномен В.Пелевина». В самом названии проекта уже заложена проблема, часть которой будет решать группа, обозначив её как подпроблему, например, «Меж верой и сомнением» (по роману «Мастер и Маргарита», «Проблема дома в «Белой гвардии» и т.д.(подпроблемы проекта «Уроки М.Булгакова). Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в ре¬зультате чего образовательный процесс демократизи-руется, увеличивается ответственность каждого участ¬ника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. Библиография 1. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. – 2006. – №7. – С.49-53. 2. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (Поисковая деятельность) // Русский язык в школе. – 2007. – №3. – С. 10-11. 3. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе // Литература. – 2005. – №1. – С. 30-31. 4. Нефёдова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – №4. – С. 61-66. 5. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: Исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. – 2006. – №4. – С. 108-114. 6. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе // Литература в школе. – 2004. – №12. – С. 25-28. 7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80с.. (Метод. биб-ка).
Категория: Учебные проекты | Добавил: марина74 (07.12.2016) | Автор: Ткацкая Марина Михайловна E
Просмотров: 1603 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Уважаемая Марина Михайловна!
Сообщаю, что Ваша статья не допущена к участию в Международной научно-методической конференции "Проектная деятельность на службе ФГОС" в связи с нарушением пункта 8.2 Положения Конкурса, а именно: статья представлена не в соответствии с формой, представленной в Приложении к Положению Конференции; статья размещена не в соответствии с Инструкцией по размещению статей.
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета и осенней программы факультета проектной деятельности и фандрайзинга, о которых Вы можете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Серебряков Сергей Николаевич.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz