Пятница, 26.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из опыта по формированию общих компетенций студентов СПО технического профиля через метод проектов.
Современное общество требует от будущих специалистов знаний не только в профессиональной области, но и умением ориентироваться и самостоятельно приобретать знания в различных областях науки, прогнозировать результаты деятельности.
Основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Согласно стандартов СПО третьего поколения преподавателю необходимо сформировать общие и профессиональные компетенции у студентов. Метод проектов как раз является средством формирования общих компетенций студентов при обучении студентов.
При традиционном подходе обучения студент подтверждает наличие фундаментальных и специальных знаний при этом слабо адаптируется в новых познавательных ситуациях. Все эти недостатки можно устранить, если на каждом уровне обучения, развивать исследовательские умения. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов:
-самостоятельно мыслить,
- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
-способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
- умения устанавливать причинно-следственные связи.
Важнейшим признаком метода проектов является самостоятельная деятельность студентов. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Всё это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности студентов. А преподавателю метод проектов отводит совсем иную роль – это помощник, заказчик, консультант и координатор процесса. При использовании данного метода он направляет деятельность студентов, помогает при обработке, сборе, хранении и передаче информации, а также в представлении полученного результата.
Одной из причин возникновения недостаточно сформированного уровня знаний по физике студентов является бездумное заучивание определений физических понятий и величин. Студент, знающий материал лишь формально, по заученным определениям, не способен анализировать задачи, пред¬сказывать характер протекания физических явлений, в том числе он никак не проявляет своих творческих способностей, не умеет использовать свои знания для выполнения нестандартных заданий. Знания, полученные в области физики, как правило, накоплены человечеством экспериментальным путем, поэтому, одной из самых про¬дуктивных форм приобретения знаний является исследовательская деятельность.
Формы проектной деятельности студентами при изучении физики могут быть самыми разнообразными. Эти формы зависят от интересов и склонностей студентов.
В общепринятой теории проекты делятся с помощью различных критериев.
В зависимости от количества учебных предметов, охваченных проектом, различают межпредметные, монопредметные.
Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета.
Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех.
Проекты можно различать по доминирующей деятельности студентов:
 практико-ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика;
 исследовательский – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
 информационный – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории;
 творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов.
В соответствии со временем выполнения и объемом работы над проектом делятся на:
 мини-проекты, которые могут укладываться в одно занятие или часть занятия;
 краткосрочные проекты, требующие выделения 4-6 занятий, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома;
 среднесрочные проекты выполняются в течение 30-40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели;
 долгосрочные проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.
При разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
Организация проектной деятельности студентов на уроках физики позволяет:
Создавать студентами сетевые проекты по отдельным темам физики;
Публиковать свои работы (в том числе и презентации);
Проверять свои знания, проходить тестовые задания;
Обмениваться мнениями, новостями по тематике физики.
Вся работа в проектной деятельности по дисциплине «Физика» спланирована на два семестра. В начале, проводиться вводный курс с целью, объяснения проведения и реализации проектов.
Затем, объясняю студентам, что их активное включение в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы реализации своих мыслей, творческих возможностей. Именно в этот момент меняется и роль студентов в учении, они становятся активными участниками процесса обучения. При выполнении проекта студенты попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их мыслительную и познавательную деятельность.
Далее в оставшейся части первого семестра произвожу диагностический процесс перед распределением проектных работ.
Выявляю творческие способности студентов, используя простую методику: напишите, что означает иероглиф, до этого даю примеры, что могут обозначать иероглифы, чем креативнее, интереснее ответы, тем более незаурядны студенты. ()
Другой эксперимент позволяет выявить не только творчески одарённых студентов, а ещё и интеллектуально развитых. Эксперимент состоит из трёх заданий, различных по своему характеру.
Первое задание – это серия задач различной сложности. Предлагается три задачи на выбор. После того как задачи будут решены, испытуемые могут переходить к следующему этапу.
Задачи следующего плана:
Скорость такси
Счетчик спидометра такси показывал 15951. Километраж, пройденный машиной, выражался симметричным числом, т. е. таким, которое читается одинаково в обе стороны.
- Занятно… – Пробормотал водитель. – Теперь не скоро покажет счетчик симметричное число. Однако через два часа счетчик показал новое симметричное число
С какой скоростью ехал водитель в течении этих двух часов?
Прилив
С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень¬ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?
Как повалить бетонную стену?
Предположим Вам надо повалить бетонную стену длиной в 20 метров, высотой в 3 метра и весом в 3 тонны. Как вы выполните эту задачу, если в вашем распоря¬жении нет абсолютно никаких инструментов?
Второе задание творческого характера: например, придумать новую модель велосипеда, или придумать необычной формы чайник, или одежду. Как и в предыдущем задании, испытуемые выполняют три задания, затем переходят к следующему.
Третье задание – расшифровать два предложения из данного текста.
Пример, пусть необходимо зашифровать фразу: «Это слово будет зашифровано»
В такой простой фразе просматривается закономерность относительно частоте повторения отдельных букв языка.
Простой перестановочный шифр
Э Т О С Л О
В О Б У Д Е
Т З А Ш И Ф
Р О В А Н О
Криптограмма имеет вид:
ЭВТРТ ОЗООБ АВСУШ АЛДИН ОЕФОФ.
Такие простые эксперименты помогают мне условно разделить студентов на творчески одарённых - это тех, которые продолжали фантазировать, и интеллектуально одарённых – это тех, которые решали различной сложности задачи и расшифровывали текст.
После такого распределения студентов, рассказываю о том, что проекты, которые им предстоит выполнить должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть их работу необходимо будет представить.
Я предлагаю студентам следующие виды презентации проектных работ
 Публикация (печатное издание)
 Компьютерная демонстрация
 Представление в Интернете
После чего, даю алгоритм работы над проектом
Стадия работы над проектом Содержание работы Ваша деятельность
1. Подготовка а) определение темы и целей проекта, его исходного положения
б) подбор рабочей группы Обсудить тему проекта с преподавателем и получают необходимую дополнительную информацию. Определить цели проекта.
2. планирование а) определение источников информации б) определение способов сбора и анализа информации в)определение способа представления результатов г)установление процедур и критериев оценки результатов проекта
д) распределение задач между членами рабочей группы Сформировать задачи проекта. Выработать и обосновать критерии успеха проектной деятельности
3. исследование а) сбор и уточнение информации
б) выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
в) выбор оптимального варианта хода проекта
г) поэтапное выполнение исследовательских задач Поэтапное выполнение задачи проекта
4. Выводы а) анализ информации
б) формулирование выводов Выполнить исследование и работать над проектом, анализируя информацию. Оформить проект
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов б)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представить проект, поучаствовать в его коллективном анализе и оценке
После всей это прелиминарной работы, я предлагаю творческим студентам, например, такие проектные задания: написать сочинение, придумать сказку, рекламу, составить кроссворд, ребус, изобразить с помощью рисунка изученную тему, сделать печатное издание.
Интеллектуалы получают задания немного другого характера: реферат, сообщение, составить историческую и биографическую справки, составить тест, проделать опыты, спроектировать работу каких – либо устройств.
В своей работе чаще всего применяю, индивидуальные, реже групповые проекты на среднесрочный период в размере одного семестра, после чего провожу конференцию. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Студенты приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.
Приложение.
Темы проектов по физике для студентов технических профилей СПО:
1. Проектная работа «Энергетические проблемы человечества и пути их решения на примере солнечной энергетики»
2. Проектная работа «Вечные двигатели – создание, создатели»
3. Проектная работа «Журналистское расследование: Астрология – наука или шарлатанство?»
4. Проектная работа «Если б атом, жил как мы»
5. Проектная работа «Журналистское расследование: Приметы и предрассудки в предсказании погоды – можно ли им верить?
6. Проектная работа «Анализ трех сайтов по теме: Электрический ток в различных средах »
7. Проектная работа «Физика на кухне»
8. Проектная работа «Электромагнитное загрязнение больших городов».
9. Проектная работа «Домашние опыты по электризации»
10. Проектная работа «Транспорт и окружающая среда».
11. Проектная работа Капризы природы: можно ли им противостоять?
12. Проектная работа Компьютерная и классическая музыка. Кто совершеннее – человек или машина?
13. Проектная работа « Что такое свет: волны или частицы?»
14. Проектная работа «Если жизнь на марсе? »
15.Проектная работа «Проектирование и изготовление телескопа»
Категория: Учебные проекты | Добавил: ИринаАвдулова (02.02.2014) | Автор: Ирина Васильевна Авдулова E
Просмотров: 3705 | Теги: метод проектов, физика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz