Использование проектной технологии в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Д.С. Лихачёв Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Жизнь человеческая отклонилась от своего идеала. Всё чаще встречаются люди, которые, любя правду – лгут, а любя добро – поступают совсем не по-доброму. У детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Многих ребят отличает эмоциональная и духовная незрелость. Иван, не помнящий родства, человек, утративший понимание своих культурно - исторических корней, – явление ненормальное и опасное для жизнеспособности государства. Не случайно проблема духовно-нравственного развития и воспитания нашла своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в России», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондратов, В.А. Тишков). В «Концепции…» подчёркивается, что «… духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [2, с. 15]. Современное российское образование, основанное на лучших традициях отечественной педагогики и психологии, обладает не только огромным научным и дидактическим потенциалом, но имеет ярко выраженную гуманистическую и духовную направленность. Всё это в полной мере и необходимо использовать, чтобы нести свет в души детей, научить их различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному, прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная деятельность. Особенностью современной практики духовно-нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. В своей педагогической деятельности мы реализуем факультативный курс «Азбука Смоленского края» (автор С.А.Болотова), который нам близок и интересен, совпадает с нашим мировоззрением и «формирует у учащихся целостную картину окружающего мира, прививает любовь к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края» [1, с. 20]. «Азбука…» включает три части: «Мир природы», «Мир истории» и «Мир культуры». Каждая часть уникальна представленным материалом, позволяющим полно реализовывать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний. Воспитание духовных и нравственных начал у детей в рамках данного факультативного курса мы осуществляем на основе деятельностного подхода, который способствует становлению субъектности ребёнка и является по своей сути личностно-ориентированным. Мы придерживаемся идеи активного воспитания, поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-то извне, они – результат активной деятельности самого ученика, и мы убеждены, что нравственные понятия должны быть выведены из всего имеющегося опыта ребёнка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с его живым наблюдением и личными впечатлениями. Именно на таких понятиях строится его внутренний мир, происходит освоение им духовного пространства жизни, постижение нравственного закона, который пробуждает нравственное чувство и совесть. Знакомство с родным краем, воспитание в ребёнке чувства благоговения и любви к людям, к родной природе осуществляем через следующие формы и методы работы: беседа, чтение отрывков из книг разных жанров, экскурсии в музеи, храмы, игры – упражнения в добродетели, проведение праздников, прогулки-наблюдения, социальные акции, участие детей в делах милосердия, используя технологию личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной деятельности. Одним из методов, который на наш взгляд, является наиболее эффективным и продуктивным для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в рамках факультативного курса, является метод проектов. Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов [3, с. 22]. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического и творческого мышления детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. По итогам изучения тем раздела «Культура»: «Как одевались в старину», «Праздники», «Игры и хороводы», «Храмы и монастыри Смоленщины» – Азбуки Смоленского края учащимися 4-х классов был разработан и представлен творческий проект «Край, который я люблю». Цель проекта – привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным и культурно-историческим наследием Смоленского края. Задачи проекта: • Формировать знания о культурном наследии и духовных традициях Смоленщины. • Развивать познавательную активность младших школьников, расширять кругозор учащихся, умение видеть связь современности с прошлым родного края, умение работать с разными источниками информации. • Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к ее истории, эстетические и нравственные качества личности, самостоятельность, ответственность и умение работать в коллективе. Этапы работы над проектом: I. Выбор обоснования проекта. После изучения раздела «Культура» Азбуки Смоленского края ребятам было предложено подумать, как обобщить полученные знания, поделиться накопленным материалом с другими. Ученики 4 «В» класса выступили с предложением совершить виртуальное путешествие в историю Смоленского края. Название проекта – «Край, который я люблю» – предложили ребята 4 «А» класса. Ученики 4 «Б» класса установили порядок работы над проектом: каждый класс выбирает одну из изученных тем раздела и готовит по ней мини-проект. II. Набор первоначальных идей, предварительное обсуждение путей реализации цели. На этом этапе ученики каждого класса выбрали тему мини-проекта, над которой им предстоит работать, распределили обязанности по сбору информации, обсудили форму защиты проекта. III. Проработка идей мини-проекта. На этом этапе ученики окончательно решают, как будет реализован их мини-проект, что конкретно они будут выполнять. IV. Практическая работа и корректировка деятельности. На этом этапе каждый класс работал над своим мини-проектом. Учащиеся 4 «А» класса занимались поиском и разучиванием игр, закличек, запевок, изготовлением куклы-зерновки, посетили музей «Смоленский лён». Ребята 4 «Б» класса работали в «Мастерской русского костюма»: изучали историю русского костюма, искали в сети Интернет необходимую информацию для воссоздания костюмов и выполняли практическую работу по изготовлению моделей одежды и обуви наших предков. Ученики 4 «В» побывали на экскурсии в Смоленском кафедральном Соборе, изучали памятники русского зодчества, конструировали макет Смоленской крепостной стены; изучая дополнительную литературу и ресурсы Интернет, осуществляли сбор материала и подготовку выступлений о храмах и монастырях Смоленщины. Деятельность учителя заключалась в том, чтобы наблюдать за работой детей, направлять их действия, оказывать помощь, если это необходимо. V. Защита мини-проектов. В актовом зале школы в праздничной обстановке состоялась защита мини-проектов учениками параллели. Ученики 4 «А» выступили с театрализованным представлением «Дожинки», познакомив ребят с русскими народными играми, хороводами, песнями, закличками и предложив поучаствовать в празднике. 4 «Б» класс продемонстрировал коллекцию русских костюмов и рассказал о работе, проделанной в мастерской народного костюма. Ребята 4 «В» класса представили слайд-шоу «Виртуальная экскурсия по Смоленщине», сопроводив его рассказом о храмах и монастырях родного края. VI. Обсуждение результатов и оценка проделанной работы. «Открытый» микрофон позволил учащимся высказать мнение о своей работе, работе ребят других классов, выразить свое эмоциональное состояние и отношение к проекту, о том, что нового узнали и чему научились дети в процессе подготовки и защиты проекта. Работа над проектом осуществлялась в тесной взаимосвязи с родителями учащихся, что позитивно отразилось на его качестве. Проведенная работа способствовала: • изучению учащимися своих корней, традиций; способствовала познанию себя, своей малой родины, людей; • обеспечению эффективной социализации и воспитанию высоких духовно-нравственных качеств, опираясь на национальные традиции, главной из которых является православие; • формированию у детей уважения к Смоленской земле; • возрождению русских традиций; • укреплению сотрудничества семьи и школы. Работа над проектами способствует установлению творческой атмосферы в классе, собственному духовному совершенствованию всех участников воспитательного процесса, развитию совести и высоконравственной позиции детей, воспитанию у них благородных стремлений к добродетелям и желания быть полезными людям. «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [2, с. 23].
Литература 1. Болотова С.А. Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края». Методические рекомендации. Смоленск, 2006. 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:Просвещение, 2009. 3. Лакоцетина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2007.