Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Проектная деятельность в современном образовании»
2. Учебные пректы
3. 2 класс
4. Михайлова Елена Николаевна
5. Учитель начальных классов
6. МБОУ «Большегородищенская СОШ имени Героя Советского Союза Н. Г. Сурнева»
7. Белгородская область
8. Село Большое Городище
9. Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе помогает учащимся приобретать умения: работать самостоятельно с информацией, исследуя, анализируя ее, и делая выводы; вести поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию; находить альтернативные варианты решения проблем; работать с разными справочными материалами; отстаивать свою точку зрения

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Проблема развития личности сегодня особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей. С переходом школы на ФГОС очень актуальна в современном образовании проектная деятельность, так как цель ее – воспитание функционально грамотной личности. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Термин «проект» в переводе с латинского означает – бросание вперед. Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-то действия». Основоположниками проектной деятельности являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.
Что мы понимаем под методом проектов?
Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод проектов- это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, влючая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектная методика даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, что улучшает качество знаний по предмету. Значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, учитель добивается следующих целей:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления.
План проектной деятельности
1 этап – мотивационный
Детям предлагается ряд вариантов мини-проектов. В ходе работы педагог проводит совместное обсуждение, распределение по творческим группам.
2 этап – планирование деятельности по выполнению проекта:
Непосредственно на уроке педагог ведет беседу на тему, в ходе которой ученики получают теоретические знания по данному направлению
Тема проекта тесно связана с углублением материала по предмету «Литературное чтение», с изучением музыкальных произведений, живописи, устного народного творчества.
3 этап - сбор интересующей информации по проекту.
Учитель предупреждает ребят о том, что надо получить информацию о различных сторонах своего проекта из других школьных предметов, то есть необходимо использовать межпредметные связи. Намечается связь с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. Кроме этого педагог объясняет детям, что, обращаясь к различным источникам, информацию нужно фиксировать.
4 этап - планирование работы каждой группы.
Педагог знакомит обучающихся со стадиями работы над проектом — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Педагог обозначила критерии оценки проекта
Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор данной работы, что именно он довёл дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он – автор, и теперь остаётся лишь защитить это авторство.
5 этап – информационно – операционный (выполнение проекта).
6 этап - нахождение альтернативных путей решения проблемы.
Главное в этой работе – чтобы учащиеся нашли как можно больше вариантов ответов на проблемный вопрос. При этом даже совсем ошибочный вариант позволяет извлекать из него полезную информацию и, следовательно, приближает к моменту быстрого нахождения лучшего варианта по трудному вопросу проекта.
Затем следует самостоятельная работа: дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, обращаются за помощью к родителям, непосредственно выполняют проект. Педагог, как руководитель проекта, наблюдет, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. На данном этапе проходит работа по созданию презентаций по теме проекта. Она ведется в группах. Принимается помощь родителей, умеющих работать на компьютере. Обязанности детей четко распределены в зависимости от заданий: обработка информации, поиск рисунков для оформления слайдов, связанных с тематикой проблемного вопроса, поиск загадок, составление и оформление кроссвордов, разучивание песен и игр.
7 этап – рефлексивно – оценочный.
Результатом работы над проектом становится подведение итогов выполнения проекта. Защита проекта – это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника.
Ученикам раздаются критерии оценки проекта .
После выполнения проекта каждому ученику педагог предлагает методики по самооценки своего участия в проектной деятельности.
Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе помогает учащимся приобретать умения: работать самостоятельно с информацией, исследуя, анализируя ее, и делая выводы; вести поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию; находить альтернативные варианты решения проблем; работать с разными справочными материалами; отстаивать свою точку зрения. Повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; дети приобретают опыт исследовательско – творческой деятельности.

Библиографический список
1 .Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно – воспитательного процесса в начальной школе //Начальная школа .- 2004.-№5 С.50
2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии.- 2002.- №2.- С.108-114.
3.Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании//Школьные технологии.- 2005.- №2.- С.66-69.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа.- 2005.- №9.- С.55-59.
5.Матяш Н.В.; Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. – М.:Вентана – Графф, 2002.
6. Сафина, Р.Б. Особенности психологической структуры инициативности как системного свойства личности / Р.Б. Сафина, Э.И. Карамова // Вестник башкирского университета. 2007. - Т. 12, № 4. - С. 207-210.
7 . Свадковский, И.Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана / И.Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. — М., 2004. — (7) №1. С. 46-54; №2. - С. 30-47.
8 .Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев.– М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. (Методическая библиотека). – 5 000 экз. – ISBN 5-89415-400-6.
Используемые интернет-ресурсы
1. http://1september.ru - газета «1 сентября». http://nsc.1september.ru/index.php - приложение к «1 сентября» - «Начальная школа»
2. http://www.openworld.ru/school - Журнал «Начальная школа». http://parfino.novgorod.rcde.ru/index.html -
Категория: Учебные проекты | Добавил: mixajlova-6868 (08.10.2013) | Автор: Елена Николаевна E
Просмотров: 2590 | Теги: ПРОЕКТ, начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]