Суббота, 27.07.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 415
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» - ОПЫТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» - ОПЫТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
Автор: Сарбаева Наталья Александровна.
Алтайский край, г. Барнаул.
КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».
Игра – уникальный феномен человеческой культуры, её исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом важнейших черт личности... Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре [8].
Нет ничего гармоничнее играющего ребёнка: сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя, поэтому игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Следует заметить, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребёнка, где игра является ведущим видом деятельности с точки зрения психологов.
По мнению психологов «игра – это состояние полного эмоционального комфорта, это сложный социокультурный феномен человечества. Она всегда составляет неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от рождения до последних дней» [2]. Школа как учреждение обучения и воспитания также невозможна без игры, которая должна пронизывать всю воспитательную систему и, в том числе, социальное проектирование, которое вот уже 9 лет успешно осуществляется рядом классных руководителей в Алтайском краевом педагогическом лицее.
Социальный проект педагогического класса посвящён «Её Величеству Игре», вернее, играм дошкольников, которым обучают старшие школьники – будущие студенты педагогических учебных заведений. Ведь именно «игра – самоценная деятельность для дошкольника, школьника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь и теперь» [5].
Наши наблюдения показывают, что, к сожалению, игра в своём разнообразии давно покинула улицы и дворы городских и сельских домов и ограничивается лишь детским садом, где ещё пытаются представить весь разнообразный спектр игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-коммуникации, игры-соревнования... Известный педагог С. А. Шмаков, большой поборник игры, в своей первой книге «От игры к самовоспитанию» заметил: «Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания... Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости как в игре... Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств» [7]. Но на сегодняшний день нередко нам, педагогам, приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства играют в ограниченный круг игр?
Мы заинтересовались этой проблемой. На наш взгляд есть тому несколько причин:
• Воспитатели в детском саду не всегда знакомы или вовсе не знакомы с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по каким-то личным соображениям не опираются на них. А ведь именно актуальность и интерес обеспечивают направленность и продолжительность игровой деятельности, делая процесс развития ребёнка в игровой деятельности занимательным и эффективным, ведь именно игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил и ситуаций...
• Содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами, не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети по-прежнему любят играть в подражательные сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Шофёр», «Магазин», но и в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых современных телевизионных персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена...
• Сегодня много разнообразных компьютерных игр, и дети дошкольного возраста с удовольствием играют, но они малоподвижны, порой вредны для детского здоровья и представляют собой виртуальное общение, которое заменяет общение с членами семьи, со сверстниками. Игровая зависимость – проблема не только российских детей, но и практически всех развитых стран.
• Наши дворы часто не располагают к подвижным играм, там есть место автопарку, но нет песочницы, качелей, площадки для подвижных игр.
• Ушла игра из семьи. Телевизор заменил игровое общение между родителями и детьми, хотя индустрия настольных игр сегодня довольно развита, но увидеть всю семью за игровым столом – случай крайне редкий.
Наряду с проблемой игрового взаимодействия дошкольников в игре возникают и проблемы, связанные с игрой и у всех старшеклассников и, в частности, педагогического лицея. Мы были вынуждены констатировать, что они не владеют игровой культурой, не знают подвижных, дворовых игр, опыт игровой коллективной деятельности очень слабый.
Исходя из поставленных социально-психологических проблем и обозначенного выше вопроса, мы определили направление добровольческой деятельности педагогического класса – социально-значимый проект «Играем вместе». Учащиеся 10 педагогического класса с сентября 2011г. начали посещать ДОУ № 119 г. Барнаула, подготавливая разные игры для игровых программ в средней, старшей и подготовительных группах. , , , До них этим проектом занимались учащиеся педагогического класса с (2006-2008 гг.) и учащиеся физических классов с (2008-2010 гг.). В 2009 г. Алтайская краевая общественная организация «Поддержка общественных инициатив» проводила конкурс «Молодёжная добровольческая инициатива». За участие в краевом конкурсе лицеисты физического класса получили сертификат в номинации «Социально значимый проект».
На наш взгляд, данный проект значим для детского сада и пользуется актуальностью до сих пор, об этом говорят участники проекта.
Вот как выглядит презентация нашего проекта.
Название проекта: «Играем вместе!»
Социальная трудность: слабый игровой опыт старшеклассников и детей детского сада.
Социальная проблема: трудности игрового общения – средства развития ребёнка.
Цель проекта: научить детей ДОУ № 119 г. Барнаула и старшеклассников АКПЛ игровой деятельности с соблюдением всех правил и условий.
Базовая идея проекта: через игровой процесс скорректировать межличностные отношения у старшеклассников и у детей детского сада. Сформировать у них игровой опыт как составляющую часть социального опыта.
Задачи:
 Определить первоначальный уровень развития овладения игровой деятельностью и изучить теоретические и практические аспекты игры, технологии её проведения.
 Познакомиться с системой дошкольного воспитания, с педагогическими работниками ДОУ № 119 г. Барнаула и детьми средней, старшей и подготовительной групп, а также с материальными условиями данного учреждения (игровой площадкой, актовым залом, оборудованием) и опытом игровой деятельности.
 Решить организационные вопросы реализации проекта, разбиться на инициативные креативные группы и закрепить их за определённым возрастом детей, создать график работы педагогического класса в реализации социального проекта. Подобрать картотеку игр для детей дошкольного возраста. В период подготовки накопить игровой инвентарь. Организовывать игровой практикум для лицеистов.
Эффективность проекта для детей ДОУ № 119 г. Барнаула выражается в следующих показателях:
 Развитие и совершенствование физических и личностных качества дошкольников, их творческих способностей, развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, навыков устного счёта и речи.
 Сформированность практических умений действовать в заданных обстоятельствах, осмысливать и применять правила, условия игры, делать выбор.
Эффективность проекта для лицеистов:
 Предпрофессиональная подготовка, проявление себя в педагогической сфере, в работе с детьми, осмысление выбора профессии учителя.
 Знакомство с социальным проектированием, как современной воспитательной технологией и технологией организации игровой деятельности. Закрепление навыков организации игры как средства воздействия на личность.
 Через общение с детьми воспитание в себе таких качеств, как самостоятельность, толерантность, человечность, доброта, отзывчивость, уважение к детям и будущей педагогической профессии.
 Повышение уровня социальной и общественной активности лицеистов.
 Расширение и обогащение своего жизненного опыта через игровое взаимодействие с детьми младшего возраста.
Анализ результатов, полученных в ходе проектирования, позволяет сделать первые выводы. Социально значимый проект даёт положительные результаты для детей дошкольного возраста. В наше время дошкольник проводит свой досуг на игровой площадке с одним родителем. В лучшем случае, на той же площадке, он может встретиться со своим знакомым. Но чаще всего его можно видеть «в гордом одиночестве» за компьютером, айпадом, разнообразными телеприставками. Общение в игре между сверстниками нарушено. На вопрос: «Какие игры вы знаете и умеете играть?» многие дети отвечали: «Компьютерные». Есть дети, которые отказывались сначала играть в наши игры, но, увидев, что другим нравится, и они веселились, присоединяясь к игре. После каждого посещения дошколята с нетерпением ждут нашего следующего прихода. Постепенно формируется потребность в новых интересных играх. Воспитатели, в свою очередь, заметили, что дети ещё не раз играли в те игры, которые мы им предложили. Они соблюдали все правила игры, что тоже очень важно для самовоспитания. Это позволяет сделать вывод, что играя в более полезные игры, дети забывают про скуку и свой компьютер. Дошколята стали рассказывать про игры и предлагать играть своим родителям, братьям и друзьям по площадке. Эти игры в течение года разучили лицеисты (данные получены по отзывам родителей).
Социально значимый проект «Играем вместе!» дал свои положительные результаты и в коллективе лицеистов. Во-первых, проект повлиял на взаимоотношения между учащимися: старшеклассники стали доброжелательнее друг к другу, терпимее. Во-вторых, проект помог быстрее сплотить коллектив лицеистов. В-третьих, лицеисты на практике осмысляют значимость выбора педагогической профессии, проводят её апробацию. Они понимают, смогут ли работать с детьми такого возраста. В-четвёртых, подбирая игры, лицеисты сами пробовали играть в них, чтобы понять правила игр и значимость каждой игры для дошкольников. Тем самым ребята развиваются, обогащают свой жизненный и педагогический опыт. Через игру они повышают своё настроение, так как игровая деятельность, возникнув в дошкольном возрасте, не умирает, и школьник, и взрослый нуждается в игре не меньше, чем ребёнок. «Игра может сопровождать человека всю жизнь параллельно со всеми другими ведущими видами деятельности. В течение всей его жизни игра служит инструментом человеческого развития, способом подготовки детей к жизни, как педагогическое средство развития и воспитания» [7].
В курсе «Педагогические технологии», который преподаётся в лицее в педагогическом классе, накапливается практический игровой опыт, игровая копилка. В учебном курсе предусмотрено, что на каждом занятии – новая игра. Уже в сентябре, в связи с началом работы в социальном проекте, возникла и учебная тема «Технология организации игры», в декабре 11 педагогический класс свой зачётный игровой практикум построил на базе 10 педагогического класса. В ходе практикума и у лицеистов была возможность познакомиться с двадцатью новыми играми, часть которых была приемлема для проведения в детском саду. Новогодняя программа, проводимая лицеистами в рамках социального проекта, также содержала игры. Их проводили лицеисты в роли Деда Мороза и Снегурочки, лесных зверей и других известных и узнаваемых героев (например, Тигры). Элементы костюмов, придуманные и сделанные своими руками, ростовые куклы – всё это позволяло старшеклассникам лучше вжиться в роль и с позиции роли преподносить игру: Дед Мороз предложил передавать «волшебную варежку», белка кидала «шишками», а Тигр был очень добрый и позволил, сняв хищную голову, после праздника с собой фотографироваться...
Наши наблюдения показывают, что в ходе социального проекта постепенно нарабатываются профессиональные системные умения и навыки, как результат практического педагогического общения с детьми дошкольного возраста.
За период участия в социальном проекте лицеисты научились:
1. видеть всех участников игры (это педагогическое умение, которое достигается только практикой);
2. быть лидером, ведущим игры, доносить смысл её и содержание;
3. регулировать нагрузку между собой, между детьми;
4. самостоятельно распределять роли (например, без ссор выбирать водящего);
5. управлять процессом подведения итогов в игре;
6. готовить разнообразную игровую атрибутику;
7. правильно выстраивать логику игры (чётко объяснять – демонстрировать элементы, организованно проводить и подводить итоги);
8. правильно выбирать свою педагогическую активную позицию в игре (чаще всего 2-3 старшеклассника объясняют игру, демонстрируют её элементы);
9. будущие педагоги научились регулировать споры детей, приводить их к уступке, к компромиссу.
Для закрепления курса «Педагогические технологии» очень важно, что будущие педагоги на практике видят особенности игровой деятельности, реализуют её принципы:
 отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру (авторитаризм противоречит сущности игры);
 развития игровой динамики (он реализуется через правила игры и стимулирует развитие игрового сюжета);
 поддержания игровой атмосферы (несмотря на все вынужденные ситуации в играх, чувства детей реальны);
 взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей);
 перехода от простейших игр к сложным игровым формам, постепенное углубление разнообразного содержания игровых заданий и правил, от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным» [8].
Кроме этого, является важным и осознание функции игры; степени её полезности для детей и для себя. Они наблюдают за социокультурным назначением игры, назначением её коммуникативной функции и функции самореализации и креатива.
Лицеисты через личные наблюдения видят, как игра корректирует состояние детей, развлекает их, снимает накопившуюся усталость. Старшеклассники отмечают «её роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии, в приобретении опыта нравственного поведения» [8].
Для нас, педагогов, очень заметно, что через проектную деятельность старшеклассники реализуют на практике чувство взрослости. «Чувство взрослости – это новообразование сознания подростка, через которое он сравнивает себя с другими, находит образцы для поведения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. Данное чувство проявляется в возникновении у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются частые потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определённую самостоятельность» [1].
Самовоспитанию старшеклассников открывает дорогу проект, но, помимо этого, проект на базе детского сада выступает своеобразным мощным психотерапевтическим средством. Физическая и эмоциональная напряжённость, которая сопровождает учебный процесс в лицее, достаточно сложные условия проживания в интернате и удалённость от родителей усугубляют психологическое состояние лицеистов. Посещение детского сада создаёт положительное эмоциональное состояние, где присутствует уверенность, радость, вдохновение, а непосредственное воздействие, проведённой игрой, игрушками, доброй забытой атмосферой детского сада создаёт условия для реализации психотерапевтического метода концентрации на положительном, снимает межличностные и внутриличностные проблемы.
Социальный проект на первой стадии его развития не смог бы существовать без учителя-классного руководителя, который умело организовывает встречу лицеистов, работников и детей детского сада. Впоследствии классный руководитель выступает и организатором, и помощником для старшеклассников, он является связующим звеном между лицеистами и детским садом. Рассмотрим ниже несколько позиций классного руководителя в социальном проекте «Играем вместе!».
В первую очередь, учитель выступает руководителем проекта, а значит, отвечает за все его этапы – от подготовки до проведения.
На подготовительном этапе у него возникает потребность в следующих позициях:
• позиции обучения, где предметом взаимодействия учителя и подростка становится содержание понятия «социальная практика» и содержание деятельности в рамках социальной практики;
• позиции поддержки, где общение с подростком строится на основе принятия учителем эмоций и переживаний ученика, готовности к сопереживающему обсуждению возникающих проблем;
• позиции экспертизы, где предметом общения становится вопрос эксперта, который позволяет подростку посмотреть на проблему как средство проблематизации его деятельности и её результатов.
На этапе практических действий учитель принимает на себя функции внешнего координатора – человека, регулирующего взаимодействие группы с социумом» [1].
В декабре 2011 г. ребята проводили новогодний утренник с игровой программой в ДОУ № 119 для детей старшей и подготовительной группы. Самостоятельно готовили костюмы к новогодним образам и игровую программу. Так как лицеисты уже до этого праздника приходили в детский сад с игровой деятельностью, то дошколята встречали их с радостью и не боялись участвовать в тех играх и конкурсах, которые предлагали для них ребята.
После проведения новогоднего праздника в детском саду, лицеисты проводили новогодний праздник для детей-инвалидов Алтайского края центра дистанционного образования при АКПЛ. Опыт, который лицеисты приобрели в социальном проекте на базе детского сада, позволил проводить игры с разными категориями детей. Но лицеисты впервые столкнулись с такой социальной проблемой: они увидели большое количество детей-инвалидов, и не все сумели сдержать свои эмоции, не заплакать от чувства жалости и сострадания. Надо было суметь до конца весело, бодро и задорно провести всю новогоднюю праздничную программу, надо было вести себя раскрепощённо, не бояться подходить к ним и проводить игры, которые у ребят проходили по-разному из-за разных физиологических особенностей (например, игра-эстафета). Проведя этот праздник, лицеисты добились эмоционального удовлетворения от своей деятельности. Слова благодарности, которые прозвучали от родителей детей-инвалидов, были значимы и необходимы лицеистам в тот момент. Они убедились, что их дело действительно приносит добро и пользу для других. А это самое главное для человека – верить в свои силы и возможность подарить другому человеку улыбку и радость. Но наше участие в социальном проектировании является ступенькой в допрофессиональной педагогической подготовке будущих педагогов, где личностный компонент, опыт, участие в социальных институтах и социальных отношениях является не просто необходимым, но и главным фактором будущего профессионального мастерства. Именно социальный проект на ранних ступенях вхождения в профессию обеспечивает понимание социальной значимости и престижности профессии учителя, обеспечивает ролевой компонент (роль воспитателя, роль мамы), а самое важное – через коммуникативный процесс даёт информацию об окружающем мире и месте в нём лицеиста. Поэтому мы видим важность дальнейшего развития проекта «Играем вместе!».
Для лицеистов проект – это расширение и обогащение своего жизненного пространства и опыта, это развитие умения общаться, ведь это в дальнейшем жизненная готовность проявления себя в области профессиональных и семейных отношений. Об этом говорят высказывания участников проекта: «Мы рады, что в нашем педагогическом лицее есть такое дело, как социальный проект, где мы можем частичку себя отдавать другим и тем самым приносить пользу, положительные эмоции детям, накапливать свой жизненный опыт, отвлекаться от повседневной учебной жизни, от тех проблем и забот, которые нас окружают. Хотя мы и не так часто бываем в детском саду, но когда мы туда приходим, мы полностью погружаемся в этот детский мир, в игры, которые играем вместе с дошколятами, тем самым попадаем в детство и забываем про то, что скоро экзамены и поступление в вузы, взрослая жизнь. Если бы было больше свободного времени, то мы с удовольствием чаще бы ходили к малышам. Говорят, что каждый человек в душе ребёнок, мы с этим высказыванием согласны и подтверждаем его на примере своего социального проекта, где мы порой ведём себя, как маленькие дети, но не забываем о том, что мы получаем для себя допрофессиональную педагогическую подготовку» (Карелина Евгения и Пузанова Дарья). Знаменитый отечественный педагог-гуманист В. А. Сухомлинский в одной из своих статей образно определил назначение игры в жизни школьников: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Для наших лицеистов игра стала первым шагом в будущую профессию, в педагогическую науку.
Литература:
1. Беспалова, Т. М., Виноградова, Н. М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2003.
2. Игра в воспитательном процессе. Сост. Черниченко С. М., Воронина Г. А. и др. – Барнаул: БГПУ, 1995.
3. Кабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.
4. Петровский, В.А., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А., Стрелкова, Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
5. Самоукина, Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании. – М., 1992.
6. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.
7. Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию – М., 1971.
8. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
Категория: Социальные проекты | Добавил: kirusha84 (19.01.2014) | Автор: Наталья E
Просмотров: 5998 | Теги: подготовка, педагогическая, опыт, игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz