Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Социальные проекты

Яндекс.Метрика

Пути формирования экологической культуры учащейся молодежи
2.1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка взаимосвязанной системы программных мероприятий, обеспечивающих решение задач экологической безопасности в республике.

Задачи проекта:
1. улучшение состояния окружающей природной среды и ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения;
2. формирование «экологизированного» мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды республики;
3. организация экологического контроля над состоянием окружающей природы и здоровьем населения;
4. научно-практическое и технологическое обеспечение развития системы охраны окружающей среды и природно-ресурсного потенциала республики;
5. организация работы по улучшению качества окружающей среды и экологической безопасности населения республики;
6. создание системы массовой экологической информации населения, содействие конструктивному освещению этой темы в региональных СМИ, на страницах периодических изданий;
7. Поддержка экологического образования и воспитания молодого поколения республики, улучшение его информированности в вопросах экологической безопасности;
8. Установление контактов с государственными и общественными структурами, работающими в плане экологической безопасности населения для изучения их опыта и координации деятельности Фонда;
9. Создание экоплощадок совместно с представителями государственных структур, отвечающих за экологическую безопасность, муниципальных образований, образовательных структур, СМИ и общественности региона с целью вовлечения в решение экологических проблем;
10. Содействие созданию действенной системы популяризации экологических знаний через средства массовой информации и путем издательской деятельности.

Ведущая идея проекта: освоение молодым поколением экологической культуры, обогащение его культурой взаимодействия со средой обитания.

2.2. Актуальность проекта

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет три экологических права человека;
 право на благоприятную окружающую среду;
 право на достоверную информацию о ее состоянии;
 право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Динамика макроэкономических показателей свидетельствует, что в целом за годы реформ экономический кризис в Дагестане является более глубоким, чем по России в целом.
Экологические проблемы в республике в условиях длительного депрессивного состояния экономики республики чреваты серьезными последствиями для ее экономического потенциала в перспективе.
На сегодняшний день экологическая обстановка в республике остается крайне сложной, если не сказать опасной.
Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 150 тыс. тонн загрязняющих веществ, в водоемы – более 1000 млн. кубометров загрязненных сточных вод. Не стабилизируется состояние атмосферного воздуха, что связано с увеличением количества транспортных средств, доля которого в общем загрязнении достигает более 80 %. Катастрофически обостряются проблемы Каспия, Терека, Самурского национального парка, заповедника «Бархан Сарыкум», не говоря о менее масштабных, но столь же актуальных проблемах каждого региона в республике. Массовый характер приобретает незаконное пользование природными ресурсами.
Особенности расположения и климата Республики Дагестан, высокая плотность населения и концентрация производства в условиях дотационности бюджета могут стать реальным фактором ухудшения здоровья населения.
Несмотря на то, что в сфере охраны окружающей среды задействовано достаточное количество рычагов управления, ситуация в республике продолжает оставаться критической.
Актуальность нашего проекта определяется постоянно усиливающимся воздействием человека на природу, увеличением числа заболеваний среди жителей республики, связанных с неблагоприятными условиями окружающей среды, техногенными и экологическими катастрофами. Насилие, которому все в большей степени подвергается уникальная природа Дагестана в последние годы, приводит к разрушению среды обитания, что угрожает здоровью и благополучию людей.
Дагестанский народ всегда славился благоразумием. Нам необходимо обратиться к своим истокам и восстановить былое величие нашей уникальной природы. А добиться этого можно лишь в корне изменив мировоззрение человека-потребителя на человека-созидателя.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Содержание экологической культуры включает в себя взаимосвязанные компоненты: экологически значимые знания: от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию; экологический стиль мышления; экологические ценности, оценки, отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»; нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции; опыт созидательной, перспективной эколого-оправданной деятельности; природособразные поступки в отношении природы.
Проблема формирования «экологизированного» мировоззрения являются одной из актуальных в обшей системе социальных ценностей современного общества. И через многоплановую деятельность Фонда мы планируем внести весомый вклад в этот процесс.
2.3. Целевая группа (бенефициары проекта)

В качестве бенефициаров проекта выступает все население республики Дагестан, так как экологическая безопасность:
во-первых, как общественная ценность обладает суперприоритетностью для жителей республики;
во-вторых, как социальное благо не подчиняется закону убывания ценности благ во времени;
в-третьих, как специфическое жизненное благо носит коллективный характер для всех групп населения.

2.4. Нужды целевой группы (бенефициаров проекта)

• Учитывая, что благотворительная природоохранная деятельность в Дагестане находится в зачаточном состоянии, нет возможности консолидировать усилия всех заинтересованных участников этого процесса и обогатить его содержательную и практическую стороны.
• Встречи-консультации с научной интеллигенцией могли бы способствовать росту экологической культуры и активизации интереса у молодежи к проблеме собственной экологической безопасности;
• Издания, рассказывающие в той или иной форме об экологических проблемах в республике, имеют, как правило, невысокие тиражи. Это связано как с финансовыми проблемами, так и с невысоким уровнем содержания информационного поля изданий. Остроту указанных проблем предполагается снять посредством организации обучающих семинаров и привлечения журналистов к постоянному сотрудничеству в рамках проекта, что, в последующем, будет способствовать усилению механизма влияния на формирование экологической культуры и позитивных взглядов и установок у местного населения;
• В связи с тем, что образование в нашей стране финансируется по остаточному принципу, большинство образовательных учреждений не располагает достаточной методической и дидактической базой для осуществления экологического образовательного процесса с применением широкого спектра обучающих материалов, в том числе и на электронных носителях;
• Проблемы экологической безопасности требуют кардинального преобразования всех сторон жизни общества, практического вмешательства всех структур общества и, в данном случае, необходим орган, консолидирующий усилия государственных структур, занятых проблемами экологии, и конструктивную деятельность общественных институтов.

2.5. Релевантность проекта целям и задачам, а также приоритетам:

Система запланированных по проекту мероприятий охватывает три приоритетных направления:
 природоохранная деятельность;
 информационно-просветительская и пропагандистская деятельность;
 экологическое образование и воспитание подрастающего поколения;

а) природоохранная деятельность

Это направление предполагает проведение мероприятий республиканского, межмуниципального и регионального характера, предусматривающих:
 участие в работе государственной системы комплексного экологического мониторинга территорий Северного Дагестана;
 совместно с ведущими учеными республики разработка пяти экологических маршрутов по районам Северного Дагестана;
 проведение комплексных экологических мероприятий в виде акций и экологических праздников со всеми участниками образовательных структур республики;
 реабилитация загрязненных водотоков и водоемов путем их очистки и благоустройства;
 участие в формировании экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования и воспроизводства природных ресурсов республики.

б) информационно-просветительская и пропагандистская деятельность

 работа в системе информационного обеспечения управления природопользованием путем совершенствования экологического учета и комплексного экологического мониторинга с последующим широким освещением результатов деятельности позволит привлечь к этой проблеме широкие слои населения;
 конференции, промежуточные семинары, «круглые столы», тренинги-консультации, разработки экологических мероприятий, конкурсы с привлечением участников из образовательной среды, начиная с начальной школы и заканчивая вузами, размещение и тиражирование всех материалов через информационную сеть, издательскую деятельность повысит экологическую культуру и оптимизирует процессы формирования «экологизированного» мировоззрения;
 государственные учреждения, занимающиеся природоохранной деятельностью на республиканском, межмуниципальном и муниципальном уровнях исследуют вопросы экологической безопасности. Совместные усилия в этом направлении с привлечением широкой общественной аудитории усилят его результативность и обеспечат возможность последующего взаимовыгодного сотрудничества в данной области.

в) экологическое образование и воспитание подрастающего поколения

 комплексная программа «Дагестан – край уникальной природы», отражающая систему эколого-краеведческих знаний и природоохранных ценностей дагестанского народа для средней школы и педагогических колледжей республики позволит решить вопросы формирования экологической культуры молодежи:
 участие школьников и студентов в разработке экологических маршрутов способствует их экологическому воспитанию и практическому обучению навыкам и методам проведения экологических исследований;
 вовлеченность школьников, студентов и взрослого населения республики в природоохранную деятельность в виде системных экологических акций, экологических мероприятий сформирует экологический стиль мышления, «эмоциональный резонанс», опыт созидательной, перспективной эколого-оправданной деятельности; природособразные поступки в отношении природы;

2.6. Ожидаемые результаты

С помощью этого проекта мы планируем:
• привлечь к решению проблем экологической безопасности и сохранения уникальной природы нашей республики: ученых ВУЗов республики Дагестан, Чеченской республики, занимающихся проблемами возрождения и сохранения природы края; членов благотворительных фондов, занимающихся проблемами экологии и социальной защиты; представителей Министерства образования, Министерства культуры; управление информационной политики и пресс-службы президента РД; администрации муниципальных округов; руководителей комитетов по делам молодежи, культуры муниципальных образований районов и городов; журналистов региональных СМИ; учителей общеобразовательных школ; студентов педагогических колледжей и вузов, учащихся средних общеобразовательных школ республики;
• распространить передовой прогрессивный опыт в области природоохранной деятельности (выпуск бюллетеней, проведение конференций, семинаров, занятий-тренингов, услуги по консультированию, размещение информации обо всех проводимых мероприятиях на веб-сайте Фонда);
• вызвать интерес у учащихся школ, студентов, преподавателей экологии к вопросам экологической безопасности путем организации конкурсов, экологических акций, мероприятий, встреч с активистами экологических движений;
• организовать издательскую деятельность с целью тиражирования опыта в данной области и результатов проектной деятельности (методические пособия, разработки, брошюры, альбомы);
• стимулировать процессы роста и конкурентоспособности представителей региональных СМИ в конструктивном освещении экологических проблем;
• оказать поддержку учителям в совершенствовании вопросов преподавания экологии (консультирование о современных технологиях, методических разработках, учебно-методических комплексах и условиях их эффективного применения);
• создать условия для обеспечения координированного освещения деятельности всех участников проекта в сети Интернет на основе постоянно действующего, устойчивого, ориентированного и адаптированного к фактическим нуждам населения веб-сайта;
• сформировать общественное мнение в отношении экологической безопасности как степени защищенности жизненно важных интересов личности, общества от последствий и угроз, которые обусловлены негативными изменениями (деградацией) окружающей среды, возникающими в результате «человеческого фактора»;
• заложить основы механизма непрерывного гражданского диалога в регионе по обозначенной проблеме;
• улучшить экологическую обстановку на территории республики.

2.7. Эффективность проекта

Критерии оценки:
1. Наличие квалифицированных сотрудников, имеющих опыт работы в организации всех мероприятий, указанных в проекте;
2. Наличие оборудования, множительной техники, мультимедийных средств для технического сопровождения проекта;
3. Географический охват проекта: республика Дагестан (52 муниципальных образования);
4. Организация взаимосвязанной, структурированной деятельности по трем направлениям проекта с параллельным обеспечением прозрачности и широкого освещения результатов работы на протяжении всего срока его реализации;
5. Высокая вероятность мультипликационного эффекта, отражающего направленность проекта на пробуждение интереса к самобытной природе своего края, на формирование «экологизированного» мировоззрения молодого поколения;

3. Рабочий план:

3.1. Последовательность процедур и внутренняя оценка.

1 этап. Презентация проекта и мероприятий (республиканская конференция, масштабная экологическая акция «Наша безопасность»).
2 этап. Экологический мониторинг, разработка и организация экологических маршрутов, экологические акции, мероприятия, конкурсы, конференции, семинары с широким вовлечением всех вышеперечисленных участников проекта. Издательская деятельность, информационное сопровождение проекта.
3 этап. Заключительный этап проекта. Анализ результативности, наработанного опыта, целесообразности мероприятий проекта, их роли и позитивности в решении задач сохранения уникальной самобытности края, в обеспечении экологической безопасности населения республики.
Все мероприятия в рамках проекта будут последовательно размещаться на официальном сайте, что обеспечит доступ к оценке не только непосредственных участников мероприятий, но и широкой общественности.

3.3. Рабочий план

В самом начале проектной деятельности мы определяем круг проблем и стороны, заинтересованные в их разрешении, создаем предпосылки долговременного сотрудничества целевой группы, выделяем приоритетные направления деятельности, осуществляет презентацию проекта и перспективного рабочего плана.

Через проектную деятельность авторы стремятся найти наиболее выигрышные формы взаимодействия в разрешении проблем экологической безопасности всех заинтересованных сторон.

Масштабная презентация проекта позволит привлечь к ней внимание широкой общественности региона. Поэтому мы планируем задействовать в ней все образовательные структуры республики, муниципальные комитеты по экологии, муниципальные образования, республиканские и региональные СМИ, ведущих экологов республики, другие общественные благотворительные фонды. Особое значение мы придаем участию в проекте учащихся школ и студентов средних и высших специальных учреждений, так как в качестве одной из задач мы определили формирование «экологизированного» мировоззрения у подрастающего поколения. Масштабы и направления мероприятий предоставят возможность молодежи проявить активность в природоохранной деятельности, а участие государственных структур позволит скоординировать усилия официальных и общественных структур.

Так как одним из основных направлений проекта является природоохранная деятельность совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов республики мы планируем на протяжении шести месяцев проведение экологического мониторинга состояния природной среды Дагестана. Повсеместные исследования состояния водной, воздушной, почвенной среды с последующей публикацией в республиканских, региональных СМИ привлекут интерес к нашей деятельности и найдут поддержку со стороны населения, одновременно увеличат число бенефициаров проекта.

В качестве опыта перспективной, эколого оправданной деятельности выступает организация пяти экологических маршрутов по городам Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр и Хасавюртовскому, Бабаюртовскому, Кизилюртовскому, Новолакскому и Кизлярскому районах. Маршруты, охватывая различные природные комплексы, способствуют:
во-первых, совершенствованию экологического образования и воспитанию молодежи непосредственно в природной среде, что одновременно обогащает их экологическое мышление;
во-вторых, расширяет кругозор в познании природы родного края, что приобретает особую актуальность в условиях Дагестана, где процент эндемизма флоры и фауны крайне высок и которую необходимо не только знать, но и охранять;
в-третьих, повышают индивидуальную заинтересованность каждого участника маршрута в результатах его деятельности.
В рамках проекта запланировано проведение масштабных экологических акций «Чистый берег», «Реки Дагестана», «Здоровье матери и ребенка», «Наш дворик», «Дети в городе», «Экологический экспресс», «Скорая экологическая помощь», «Зеленый мир», «Город без мусора», «Наши скверы», «Чистая вода», «Чистый воздух».

Также мы предполагаем празднование всех всемирных, международных, всероссийских и дагестанских праздников, таких как «Всемирный день здоровья, моря, животных, туризма, продовольствия, водных ресурсов….», «Международный день птиц, семьи, защиты детей, марш парков, день весеннего равноденствия…..», «День работников леса, день химика, дни защиты от экологической опасности….», «День первой борозды, цветов, черешни, урожая, чабана, неделя сада….».
Вышеперечисленные экологические акции и экологические мероприятия пройдут в школах, колледжах, вузах, в библиотеках, в городских и районных домах культуры, в профильных организациях.

Также мы планируем комплекс природоохранных мероприятий, предполагающих действенные меры в обеспечении экологической безопасности населения республики, в частности:
- разработка модели экологической реабилитации малых городов на примере Избербаша;
- разработка методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде на территории республики;
- разработка схемы развития особо охраняемых территорий (Самурский национальный парк, заповедник «Барханы Сарыкум» и др.);
- охрана среды обитания диких животных и птиц, сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;
- ведение мониторинга состояния растительного и животного мира республики для включения в Красную книгу Дагестана;
- организация и проведение учебно-практических и исследовательских мероприятий по охране окружающей среды среди школьников;
- размещение информации о природоохранной деятельности на территории республики в средствах массовой информации;
- развитие детского молодежного экологического движения;
- комплексное исследование экологического состояния малых рек в рамках программ детского экологического мониторинга;
- реализация учебных программ и программ повышения уровня подготовки преподавателей экологии.

Значимая роль в проекте отведена пропаганде лучшего опыта защиты окружающей среды, привлечение к этой работе профессиональных экспертов – консультантов, систематическое и последовательное отражение результатов работы через мультимедийную и печатную продукцию в целях информационного просвещения участников проекта и косвенного увеличения его бенефициаров.

На заключительном этапе проекта планируется экспертная оценка проектной деятельности, подведение итогов конкурсных мероприятий в рамках проекта, ставится цель показать, насколько важна консолидация всех структурных компонентов общества в решении такой сложной проблемы как экологическая безопасность на принципах конструктивного диалога и толерантности.

4. Стабильность и долгосрочность результатов проекта

4.1. Негативные последствия проекта:
• в ходе реализации и после завершения проекта мы можем столкнуться с ситуацией неприятия нашей деятельности представителями муниципалитетов, отторгающими саму возможность вмешательства в их деятельность общественных структур, хозяйствующими субъектами, преследующими проблемы извлечения личной выгоды. Вместо консолидации усилий может появиться напряженность в отношениях, которая в последующем усилит конфронтацию между этими структурами;
• уровень профессиональной компетентности целевой группы может оказаться недостаточным для эффективного руководства всеми мероприятиями проекта из-за отсутствия опыта выполнения проекта подобного уровня и масштаба;
• из-за высокого уровня индифферентности молодого поколения и общества в целом проект может «пройти мимо них»;
• после завершения проекта Заявитель, ввиду ограниченности собственных средств, сможет финансово поддержать определенную часть расходов, связанных лишь с одним из приоритетных направлений проекта;
• само выполнение проекта для нас уже риск.

4.2. Устойчивость проектной деятельности после его завершения заключается в том, что мы, по специфике профессиональной деятельности занимаемся проблемами, связанными с экологической безопасностью. И, следовательно, не может из нее выпасть. Это будет касаться и финансирования данного направления деятельности из средств, в последующем получаемых Заявителем в благотворительных целях.
Перспективные связи с учеными, представителями государственных структур, муниципалитетов, молодежных организаций, образовательных учреждений, общественных организаций, задействованные в ходе реализации проекта должны перерасти в долгосрочное сотрудничество.
Опыт работы, сложившийся в ходе руководства проектной деятельностью, является одним из важных путей совершенствования профессионального мастерства и менеджерской практики преподавателей колледжа и студентов.
Категория: Социальные проекты | Добавил: zgamzaeva (20.12.2013) | Автор: Гамзаева Зульфия Рашитхановна E
Просмотров: 1890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]