Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.»
М.Монтень
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Тем более, что требования ФГОС нового поколения ставят перед учителем задачу - научить ребёнка учиться самостоятельно.
Но как это сделать? Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов во внеурочной деятельности.
Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
О методе проектов написано много книг и статей. Для меня настольной книгой является методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. На уроке изобразительного искусства при изучении темы «Семь цветов радуги» я спросила ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос впоследствии и стал основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Бог на небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой, и чтобы прекратить этот спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства. Ребята согласились, а я в свою очередь поинтересовалась тем, где же они собираются эти доказательства искать? Дети начали предлагать свои варианты: книги, журналы, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так мы познакомились с разнообразными источниками информации.
Далее я предложила ребятам пройти в школьную библиотеку и найти там нужную нам информацию. Ребята начали брать все книги подряд и листать их от начала до конца, но найти ничего не смогли. На лицах детей легко можно было прочесть разочарование, ведь спор так и остался неразрешённым. Вернувшись в класс, мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? И поняли, что для того, чтобы найти ответ на какой - либо вопрос, необходимо научиться ориентироваться в большом объёме информации (в данном случае уметь выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям). Выбрав эти книги, я предложила детям найти ответ на наш главный вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницы, всё подряд и поняли, что при их низкой технике чтения потребуется слишком много времени, чтобы найти нужную информацию.
На этом этапе я «убила сразу двух зайцев». Ребята поняли, что нужно повышать свою технику чтения, а для этого необходимо много читать. А так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е. уметь пользоваться оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помог план, который дан в тетради:
Шаг 1: Открой книгу и найди раздел «Содержание», (Оглавление).
Шаг 2: В этом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту, которая созвучна теме проекта.
Шаг 3: Если такая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой книгу на этой странице.
Выполнив все необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно уметь выбирать главную (значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработать правила работы в группе. И ребята их вывели сами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право
на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или
жребий.
Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работа над проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы были следующими:
• толкование понятия;
• исторические сведения об объекте (гипотезы древних людей);
• научные факты об объекте;
• стихи, загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;
• дополнительные интересные сведения.
Позже я рассказала своим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. произошло знакомство с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь нам помог план выступления:
1. Название проекта.
2. Проблемный вопрос (конечная цель).
3. Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
4. Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5. К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6. Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и т. д.)
После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, мы вместе с ребятами разработали свою оценочную шкалу. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощи которых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно было аргументировать свою оценку. В этом ребятам помогал план:
• Понравился ли тебе доклад? Чем?
• Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
• Достигнута ли цель проекта?
• Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Ученики настолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга – дуга», что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения. И я предложила выполнить исследовательский проект «Живая и неживая природа». При работе над этим проектом ученики узнали о том, как выполнять опыты и наблюдения, как оформлять «Дневник наблюдений». Эта работа захватила их ещё больше.
Так в нашем классе появился элективный курс «Школа Почемучек» (теперь это курс внеурочной деятельности). Позднее мы создали герб и гимн, которым начинали наши занятия. Часто к нам в гости захаживала Баба – Яга, она старалась помешать в достижении наших целей. В общем, работа шла полным ходом!
Со временем я поняла, что для полноценной самостоятельной работы над проектами ребятам не хватает рабочей тетради, которая содержала бы подробные инструкции, алгоритмы, памятки. Такую тетрадь мне пришлось создавать самой. В ней содержится вся информация по работе над проектом или исследовательской работой «от А до Я». Ссылка на тетрадь: http://infourok.ru/rabochaya_tetrad_uchenika_po_proektnoy_deyatelnosti-112438.htm Кроме этого, я постоянно отслеживала как интересы ребят, так и их трудности. В этом мне помогало анкетирование. Таким образом я узнала, что больше всего ребятам нравится работать в группе, выполнять опыты и выступать перед зрителями. А труднее всего даётся работа с информацией.
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектно-исследовательской деятельностью помогли достичь следующих результатов:
• возрос познавательный интерес обучающихся;
• повысилась мотивация к учебной деятельности;
• появился интерес к освоению компьютера;
• совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
• повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
• ребята стали более самостоятельными, уверенными в себе и коммуникабельными.
Со временем я научила своих учеников выполнять разные виды проектов, познакомила с более серьёзными исследовательскими методами. Начиная с третьего класса, ребята умеют самостогятельно проводить анкетирование, брать интервью, изготавливать презентации, создавать видеоклипы, печатать буклеты, изготавливать стенгазеты, книжки – раскладушки и многое другое.
«Набив руку», мы стали представлять свои работы на научно-практических конференциях, конкурсах и фестивалях не только муниципального, но и городского, регионального и федерального уровней. Результаты не заставили себя ждать. Есть долгожданные победы, которые вдохновляют ребят на дальнейшую работу.
Конечно, не всё так радужно, как хотелось бы. Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.
• у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
• ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
• не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников. |
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: elenausinina (27.01.2016) | Автор: Усынина Елена Витальевна E |
Просмотров: 1560
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|