Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Проблема раннего выявления и развития одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Каким бы талантливым и одарённым не был ребёнок, его необходимо воспитывать, учить, развивать. Детский возраст – период накопления знаний. Этому благоприятствуют характерные особенности малышей: доверчивость, впечатлительность, повышенная восприимчивость, стремление познавать окружающий мир. Умственно одарённый ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.
Добиться положительного результата в работе с одарёнными дошкольниками позволяет поисково-исследовательская деятельность, способствующая эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области.
В работе с одаренными детьми необходимо уделять особое внимание показателям активной мыслительной деятельности: способности относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности, умению сравнивать, обобщать, группировать; наличию интереса к учебной задаче и процессу её решения; умению мыслить в различных направлениях, выдвигать новую познавательную задачу, замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс познания и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
В работе с детьми необходимо использовать следующие формы и методы:
- разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
-дискуссии;
- игры.
Очень важны:
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Эти методы и приемы дают возможность воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Уделяется повышенное внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный.
С помощью этих методов решаются следующие задачи в работе с детьми:
1.Развитие предпосылок диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Например, при ознакомлении детей подготовительной группы с условиями, необходимыми для жизни растений, большое значение имела постановка собственных экспериментов. Дети наблюдали разное состояние растений при разном водном режиме.
2. Развитие у дошкольников собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). Например, процесс развития любого растения дети моделируют (т. е. воспроизводят) с помощью условных символов.
3.Развитие перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. (Дети ставили в подкрашенную воду срезанный побег комнатного растения, фуксии, чтобы определить наличие воды в растении. Они увидели, что цвет побега постепенно изменяется. А как вода попадает внутрь растения, дети уже сами сделали вывод: через тонкие канальцы в стебле фуксии. Весь процесс был смоделирован с помощью условных символов.
4.Поддерживание у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Что будет, если полить растения грязной водой или оставить их на какое-то время без воды? Ставим срезы фуксии в два сосуда. В одном – вода, смешанная с глиной. Растение в нем постепенно вянет. Почему? Дети делают вывод: канальцы забились грязью. Какой водой нужно поливать комнатные растения? Воспитанники тут же отвечают, что только чистой водой.
Таким образом, пришли к выводу: в поисковой деятельности детей наиболее эффективны методы наблюдения и экспериментирования. Главное их достоинство в том, что они дают ребенку реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
При ознакомлении детей с миром растений взяли за основу метод экспериментирования - как наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов в умственном воспитании. Ведь все изменения развивающихся объектов носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. При этом изменение может рассматриваться как процесс смены состояний одного и того же объекта, как процесс перехода одного объекта в другой. Экспериментальное воспроизведение, моделирование существенных сторон процесса изменения дает более глубокие знания как о самом процессе, так и о меняющемся объекте.
Методы поиска и эксперимента необходимо применять во всех видах образовательной деятельности дошкольников. В групповой комнате оборудованы уголки экспериментирования «Играем в ученых». Здесь дети проводят опыты и эксперименты с водой, магнитом, движением, весом, воздухом ( Например, эксперимент «Как заставить вареное яйцо само залезть в бутылку?». В бутылке сгорает помещенная внутрь бумага, при этом объем воздуха внутри уменьшается, и атмосферное давление вталкивает яйцо в бутылку. Дошкольники делают правильное умозаключение, заранее зная, что горение происходит только при наличии воздуха)
Таким образом, делаем вывод: чтобы получить одаренного школьника в будущем, необходимо формировать зачатки одаренности уже в дошкольном возрасте, активно используя методы поисковой деятельности в образовательном процессе воспитанников
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Golubova (11.02.2014) | Автор: Голубова Светлана Владимировна E
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]