Среда, 24.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проектная деятельность в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность.
Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития.
В нашей школе в этом учебном году обучаются 15 таких детей, 5 из них - инвалиды. Их обучение осуществляется штатными педагогами-предметниками нашей школы на основании индивидуального учебного плана с учётом возможностей детей и пожеланий родителей (законных представителей). Применяются надомное и дистанционное обучение.
Обучение на дому педагогами МБОУ-СОШ № 17 г.Белгорода имеет чёткую организацию и индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из его состояния здоровья, но всё-таки лишает ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимого живого общения со сверстниками. В основном, у таких детей общение виртуальное. При таких условиях процесс социализации детей, обучающихся на дому, значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешёнными.
Количество часов по индивидуальной программе значительно меньше, чем в обычном классе. Например, для обучающихся с 5 по 8 классы при надомном обучении предусмотрено в неделю: 2 часа математики, 0,5 часа физики, 0,5 часа информатики. При дистанционном обучении на изучение информатики и ИКТ может отводиться всего 0,25 часа в неделю. Что можно изучить за 9 уроков в год? А дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, проявляют больший интерес к учёбе, чем их одноклассники в школе.
Вот здесь нам и поможет проектная деятельность, которую можно организовать по любой учебной дисциплине. Даже ребёнок-инвалид может самостоятельно провести исследовательскую работу, используя литературу, имеющуюся у него дома, и различные электронные ресурсы. Проектная деятельность даёт возможность обучающемуся проявить свои способности в любой отрасли знаний.
Вместе с учителем ребёнок выбирает интересующую его тему проекта. Темы могут быть самыми разнообразными:
- Красная книга Белгородской области;
- Мир профессий;
- Открытия, которые изменили мир;
- Система образования в разных странах;
- Моя родословная;
- Тайна моего имени;
- Поэты Белгородчины;
- Симметрия в природе;
- Что мы знаем о витаминах;
- Мир света и цвета;
- Мир чисел.
И любая другая тема, которая вызывает познавательный интерес у обучающегося. Я думаю, что нынешнему поколению будут близки темы о влиянии компьютерных игр на здоровье человека или об использовании мобильного телефона, то есть о том, чем дети в настоящее время активно пользуются.
План реализации выбранной темы может быть следующим:
- постановка целей и задач;
- составление плана работы над проектом;
- самостоятельная работа обучающегося над проектом, консультации руководителя, контроль промежуточных результатов;
- оформление проекта;
- защита проекта;
- подведение итогов.
План работы над проектом составляется вместе с руководителем. Сразу же озвучиваются и критерии оценки работы. В процессе самостоятельной работы над проектом, если у обучающегося возникают вопросы, он может связаться с преподавателем в любое время и любым, удобным для него, способом: Skype, электронная почта, форум на школьном сайте, сервисы Google. Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде:
- мультимедийного продукта;
- анализа данных социологического опроса;
- web-сайта;
- видеофильма;
- законопроекта;
- игры;
- газеты;
- справочника и др.
Для создания, оформления и защиты проекта могут использоваться следующие программы и приложения: текстовый и табличный процессоры; графический и музыкальный редакторы; приложения для создания презентаций; программы, позволяющие создавать интерактивные мультимедийные объекты и управлять ими. Для операционной системы Linux: LibreOffice (Calc, Impress, Draw, Writer), Kdenlive, Videoporama, SMPlayer, KolourPaint, Dia, Inkscape, KTurtle, KompoZer. Для ОС Mac: NeoOffice, iPhoto, iMovie, Photo Booth, iTunes, ЛогоМиры, GarageBand, Quick Time Player.
Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах.
Из детей нашей школы, обучающихся на дому, пока только одна ученица попробовала свои силы в проектной деятельности. Её работы: “Необычные традиции Британии” (представлена на областной конкурс исследовательских работ участников научного кружка “Scientific Curiosity – Научное любопытство” на английском отделении факультета романо-германской филологии НИУ “БелГУ”) и “Путешествие по Белому городу” (представлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика” http://project.1september.ru/work.php?id=595639 ).
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Sigareva (28.03.2013) | Автор: Сакрюкина Светлана Сергеевна E
Просмотров: 4367 | Комментарии: 2 | Теги: дети с ОВЗ, проектная деятельность, дети-инвалиды | Рейтинг: 4.3/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz