Проектная деятельность в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность. Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. В нашей школе в этом учебном году обучаются 15 таких детей, 5 из них - инвалиды. Их обучение осуществляется штатными педагогами-предметниками нашей школы на основании индивидуального учебного плана с учётом возможностей детей и пожеланий родителей (законных представителей). Применяются надомное и дистанционное обучение. Обучение на дому педагогами МБОУ-СОШ № 17 г.Белгорода имеет чёткую организацию и индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из его состояния здоровья, но всё-таки лишает ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимого живого общения со сверстниками. В основном, у таких детей общение виртуальное. При таких условиях процесс социализации детей, обучающихся на дому, значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешёнными. Количество часов по индивидуальной программе значительно меньше, чем в обычном классе. Например, для обучающихся с 5 по 8 классы при надомном обучении предусмотрено в неделю: 2 часа математики, 0,5 часа физики, 0,5 часа информатики. При дистанционном обучении на изучение информатики и ИКТ может отводиться всего 0,25 часа в неделю. Что можно изучить за 9 уроков в год? А дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, проявляют больший интерес к учёбе, чем их одноклассники в школе. Вот здесь нам и поможет проектная деятельность, которую можно организовать по любой учебной дисциплине. Даже ребёнок-инвалид может самостоятельно провести исследовательскую работу, используя литературу, имеющуюся у него дома, и различные электронные ресурсы. Проектная деятельность даёт возможность обучающемуся проявить свои способности в любой отрасли знаний. Вместе с учителем ребёнок выбирает интересующую его тему проекта. Темы могут быть самыми разнообразными: - Красная книга Белгородской области; - Мир профессий; - Открытия, которые изменили мир; - Система образования в разных странах; - Моя родословная; - Тайна моего имени; - Поэты Белгородчины; - Симметрия в природе; - Что мы знаем о витаминах; - Мир света и цвета; - Мир чисел. И любая другая тема, которая вызывает познавательный интерес у обучающегося. Я думаю, что нынешнему поколению будут близки темы о влиянии компьютерных игр на здоровье человека или об использовании мобильного телефона, то есть о том, чем дети в настоящее время активно пользуются. План реализации выбранной темы может быть следующим: - постановка целей и задач; - составление плана работы над проектом; - самостоятельная работа обучающегося над проектом, консультации руководителя, контроль промежуточных результатов; - оформление проекта; - защита проекта; - подведение итогов. План работы над проектом составляется вместе с руководителем. Сразу же озвучиваются и критерии оценки работы. В процессе самостоятельной работы над проектом, если у обучающегося возникают вопросы, он может связаться с преподавателем в любое время и любым, удобным для него, способом: Skype, электронная почта, форум на школьном сайте, сервисы Google. Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде: - мультимедийного продукта; - анализа данных социологического опроса; - web-сайта; - видеофильма; - законопроекта; - игры; - газеты; - справочника и др. Для создания, оформления и защиты проекта могут использоваться следующие программы и приложения: текстовый и табличный процессоры; графический и музыкальный редакторы; приложения для создания презентаций; программы, позволяющие создавать интерактивные мультимедийные объекты и управлять ими. Для операционной системы Linux: LibreOffice (Calc, Impress, Draw, Writer), Kdenlive, Videoporama, SMPlayer, KolourPaint, Dia, Inkscape, KTurtle, KompoZer. Для ОС Mac: NeoOffice, iPhoto, iMovie, Photo Booth, iTunes, ЛогоМиры, GarageBand, Quick Time Player. Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах. Из детей нашей школы, обучающихся на дому, пока только одна ученица попробовала свои силы в проектной деятельности. Её работы: “Необычные традиции Британии” (представлена на областной конкурс исследовательских работ участников научного кружка “Scientific Curiosity – Научное любопытство” на английском отделении факультета романо-германской филологии НИУ “БелГУ”) и “Путешествие по Белому городу” (представлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика” http://project.1september.ru/work.php?id=595639 ).