Четверг, 01.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 402
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК ОСНОВА ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании. Разработанный еще в первой половине 20 века метод проектов не потерял своей актуальности в современном информационном обществе.
Проект − работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата[1]. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно- познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности. За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Таким образом, использование в педагогической практике метода проектов определяется объективными, обусловленными закономерными тенденциями развития общеобразовательной школы потребностями общества в реформировании образования: дифференциацией содержания образования, интеграцией учебных курсов и индивидуализацией обучения.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Методическая система организации проектной деятельности учащихся при изучении химии.
Химия - одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения жизненных повседневных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химию только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.Очевидно, что при реализации метода проектов радикально изменяются роль и место учителя в учебном процессе. Из «источника знаний» учитель превращается в организатора познавательной деятельности, консультанта и единомышленника учащегося.
Воплощение этой идеи обеспечивает реализацию интегративного, личностно-деятельностного и индивидуального подходов, отраженных в соответствующих компонентах модели. Метод проектов позволяет обеспечить эффективное сочетание данных подходов к обучению и может быть выбран в качестве дополнения к предметному базовому курсу (как инвариантной части обучения химии) для решения практико-ориентированных задач.
Для организации проектной деятельности школьников большие возможности предоставляет внеклассная работа по химии. Это связано с тем, что занятия такого рода, как правило, подчинены индивидуальным интересам учащихся. На них школьники менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками урока. Поэтому именно на занятиях кружка или факультатива возможно сотворчество учащихся и учителя, приводящие к новому общественно значимому результату.
Практико-ориентированный проект
Суворовцем 7 роты Титковым Иваном выполнен проект «Слайдовое сопровождение к урокам химии», представленный на Всероссийский фестиваль исследовательских и проектных работ учащихся «Портфолио» в 2010-2011 уч.г. (презентации по различным темам курса неорганической и общей химии).
Эту работу я активно использую на уроках химии при изучении и обобщении учебного материала.
Исследовательский проект
Химия является экспериментальной дисциплиной, поэтому наиболее ярко активная познавательная деятельность учащихся происходит при выполнении эксперимента. Для одаренных и высокомотивированных учащихся работа по подготовке проекта позволяет наполнить их досуг занятием по интересу, удовлетворять свои потребности в получении большего, чем дает урок химии.
Кроме того, проектное обучение позволяет формировать начальные умения и навыки научного поиска для учащихся, у которых имеются задатки к научной работе.
Работа учащихся при подготовке проекта по химии позволяет им:
– расширять и углублять знания по химии, приобретенные на уроке, а также получать новые химические знания по проблематике проекта;
– обучаться поиску химической информации, ее анализу, отбору необходимого для успешной реализации проекта и фиксации этой информации в виде грамотно оформленного списка литературы;
– формировать практические умения и навыки обращения с химическими веществами и оборудованием при планировании и проведении химического эксперимента;
– делать выводы, определять результативность и успешность решения проблемы проекта);
– представлять в результаты своей деятельности (компьютерные презентации, статьи).
Суворовцами 7 роты Макаровым А. и Титковым И. совместно с преподавателем информатики Шатровой Н.Н. выполнен исследовательский проект «Жесткость воды». В рамках работы над проектом проведено анкетирование, подобрана методика исследования, отобраны и проанализированы пробы воды из разных районов и источников Екатеринбурга, других регионов проживания суворовцев, включая Москву, Пермь, Тюменскую область, Краснодар, Улан-удэ, Пензу, республику Марий-Эл и т.д. Ребята стали лауреатами Всероссийского конкурса «Учебный проект» в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика в 2011-2012 уч.г.
Цель исследования: Исследование и сравнение жесткости воды различных источников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу для выявления показателей качества воды, ее особенностей и влияния на физиологию человека, способах очистки воды.
2) Подобрать и освоить методику определения общей жесткости воды, произвести анализ проб питьевой воды из разных источников.
3) Составить карту жесткости воды из различных районов г. Екатеринбурга и других регионов России в местах проживания суворовцев.
4) Провести социологический опрос с целью изучения информированности респондентов о рассматриваемой проблеме.
5) Проанализировать полученные результаты

Творческий и игровой проекты
Следующий выполненный проект соединил в себе признаки и творческого, и игрового проектов - внеклассное театрализованное мероприятие « Парад химических элементов».
Творческий проект позволяет кардинальным образом изменить представление окружающих об участнике проекта, поднять его статус, повысить самооценку, снизить тревожность, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе ролевых или игровых проектов. Чтобы добиться вовлечения публики в решение проекта, нужно организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
В рамках работы над этим проектом суворовцы с большим увлечением придумывали костюмы, образы, сценки, подбирали музыкальное сопровождение, вносили коррективы в сценарий. Систематическое проведение внеклассных мероприятий позволяет расширить кругозор школьников, внести в учебный процесс элементы соревнования и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования знаний. Важный аспект этой деятельности заключается и в том, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию коллектива единомышленников. Внеклассные мероприятия позволяют формировать такие компетенции суворовцев как предметная, информационная, коммуникативная, социальная. Гуманизация образования, повышение ценности интеллектуального труда, создание добрых, уважительных отношений суворовца и учителя на основе взаимополезного педагогического общения – важнейшие аспекты сегодняшнего дня. Мероприятие позволило многим суворовцам, как девочкам, так и мальчикам проявить свои творческие артистические способности; способствовало формированию коммуникативных умений: отношения сотрудничества и взаимопомощи; повысило интерес к изучению химии.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
Используемая литература:
М.А.Ступницкая. Материалы курса «Новые педагогические технологии; организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2009.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: vfhpbz (25.06.2013) | Автор: Амирова Альфия Харисовна E
Просмотров: 1942 | Теги: самоактуализация, проектная деятельность, социализация | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz