Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Практикум по технологии социального проектирования как инновационного компонента образовательной программы
Программы нового поколения только тогда смогут реально соответствовать вызовам нового времени, когда будут максимально способствовать социализации детей.
Войти в жизнь современного общества можно в разной степени готовности самостоятельно решать разнообразные социальные задачи, которые ставит жизнь перед молодым человеком. Создание условий для социальной практики в рамках дополнительных образовательных программ всех видов и типов становится реальностью, когда педагог владеет технологией социального проектирования, понимает и принимает всю полноту значимости социального опыта для гражданского становления личности ребенка.
Динамика усложнения предметной деятельности, на основе которой строится образовательный процесс, может проектироваться таким образом, чтобы социальный проект стал его органической составляющей. Социальный проект, по мнению многих ученых (Г.М. Беспаловой, Н.М. Воскресенской, В.П. Пахомова, А.С. Прутченкова и др.), является программой реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Социальное проектирование как базовая технология формирования гражданской позиции подростка может стать инновационным компонентом дополнительной образовательной программы.
Задача первая. Проектный метод известен в педагогике с начала XX века. За этот исторический период его использования в России и за рубежом приобретало разные конкретные формы, имело разную степень востребованности.
В отечественной педагогике в шестидесятые годы появляются и интенсивно распространяются по стране коммунарское движение (начинает свою историю с Союза энтузиастов – 1956 год, Ленинград). Основной идеей, привлекающей детей в коммунарское объединения, была добровольная, бескорыстная забота об улучшении окружающей жизни. Романтической привлекательной основой такой заботы становилось реальное право проявить инициативу и самостоятельность в делах на пользу и радость людям.
Ребята выходили по разным маршрутам в «разведку полезных дел». Строилась разведка, как увлекательная игра, где были не обычные следопыты, а такие, которые способны увидеть в окружающей жизни кому и чем нужно и можно помочь. Итоги такой разведки коллективно обсуждались на общем сборе, вырабатывался план действий, определялись обязанности каждого. Делать это было достаточно просто потому, что все обсуждения проходили сначала в микроколлективах, где 5-7 дружески настроенных друг к другу ребят могли, доверительно и по существу, выслушивая доводы друг друга, вырабатывать план действий. Затем предложения от малых групп обсуждались на сборе – старте, и принятое решение становилось законом для всех на ближайший период времени.
Логика обсуждения и выработки решения имела общий, понятный всем алгоритм. Обоснование вносимых предложений предполагало ответы на вопросы:
- Для кого важно предлагаемое дело?
- Почему именно такой вариант решения жизненно – практической задачи выдвигает микроколлектив?
- Кто может быть участником предстоящего дела?
- С кем вместе из взрослых лучше всего осуществить задуманное?
- Возможные сроки решения стоящей задачи?
- Наиболее благоприятное место проведения?
- Кто войдет в совет дела, кто станет ведущим организатором?
Организация жизнедеятельности коммунарского коллектива, таким образом, получала широкую демократическую основу, где было право выбора, возможность проявить инициативу, осознанное принятие ответственности каждым, сменность руководства и подчинения. Особое место в методике занимала стадия подведения итогов, своеобразный урок социального анализа, на котором ребята обсуждали:
- Что удалось сделать из запланированного хорошо? Почему именно это удалось? Кто и как внес свой вклад в общее дело?
- Что не удалось реализовать? Почему не смогли решить поставленную задачу? Что не предусмотрели? Упустили? Кто не смог выполнить взятые на себя обязательства, и почему это произошло?
- Какие уроки извлекаем на будущее?
Нравственная сущность коллективно принятого решения закреплялась добровольностью участия и личным интеллектуально – творческим вкладом каждого. Коллективная организаторская деятельность как базовая методика легла в основу организации работы в дружинах Всероссийского лагеря «Орленок» и получила модификацию использования под названием «орлятская методика». Творческий подход к решению любой задачи получил в коммунарских коллективах отражение в законе, который в усеченном виде можно встретить и в настоящее время. В шестидесятые годы закон формулировался так: «Романтику нашей жизни не заменить ничем! Каждое дело – творчески! Иначе – зачем?!». Существовал и еще целый ряд законов, которые регулировали характер отношений, традиции, меру ответственности в коллективе.
Постепенно методика коллективной организации жизнедеятельности общественного объединения свелась к технологии организации отдельных коллективных творческих дел, имевших локальный, часто развлекательный характер. Однако отдельные элементы организации, творческий характер общественно значимой деятельности, желание принести людям радость, пользу остались за этой «формой воспитательной работы» до настоящего времени.
В зарубежной педагогике технология социального проектирования представлена в нескольких модификациях. Процедура проработки социального проекта, предложенная профессором Ласуэлом, широко используется для совершенствования жизни местного сообщества как простой и эффективный способ проявления гражданской инициативы.
Технология структурирования социального проекта по методу профессора Ласуэла строится на использовании вопросов для определения отдельных элементов проекта и взаимосвязи между ними.
«Who?» - Кто? Для кого? С кем?
- Определение целевой группы проекта и партнеров.
- Определение их роли и взаимодействии в процессе.
- Определение их мнения о проекте.
- Определение сильных и слабых сторон их взглядов и отношений.
«What?» - Что?
- Основные мероприятия проекта.
- Социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта.
«Why?» - Для чего?
- Нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта.
- Мотивация и интересы участников.
- Главные цели проекта.
«Where?» - Где?
- Социальный контекст проекта и социальное положение участников.
«When?» - Когда?
- На каком периоде времени состоится реализация проекта?
- Продолжительность отдельных мероприятий в проекте?
«How?» - Как?
- Процесс организации и участия.
- Используемые средства, методы, технологии.
- Вклад в проект опыта участников и т.д.
Задача вторая. Социальный проект как образовательная технология был разработан в Центре гражданского образования в г. Калабасс, США, в 1966 году, а через два года эта технология стала общенациональной и широко используется как в США, так и более чем 20 странах мира.
Идеологом проекта является М.Фишер, который познакомил российских педагогов в области гражданского образования с особенностями методики проекта «Гражданин» в 1997 году.
Инициатором системного применения данной социально – образовательной технологии в Самарской области, В.П. Пахомов, раскрывая причины успеха реализации этого проекта в странах с различными системами образования, обращает внимание педагогов на ряд позитивных аспектов. Он говорит о том, что «в рамках этой образовательной программы ребята легко и ненавязчиво учатся разрешать возникающие социальные проблемы, вовлекаются в общественную политику, в процессе созидательной практики осваивают комплекс знаний, умений и ценностей демократического гражданства. Проект имеет своей целью приобщать учащихся к сотрудничеству с государственными и общественными организациями при решении актуальных проблем местного сообщества»
В.П. Пахомов рекомендует строить работу как восемь последовательных стадий.
Первая стадия: подготовка учащихся к работе над проектом.
В ходе разнообразных занятий ребята знакомятся:
- ценностно-смысловым значением социального проекта;
- с материалами о современном этапе и перспективах развития того места, где они проживают;
- со структурой органов государственной и местной власти.
На этой стадии осуществляется практическая деятельность, в которой ребята:
- проводят анализ ситуации на данной территории;
- рассматривают вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации;
- изучают методы и процедуры, принятые в общественно – политической деятельности.
Итогом работы на данной стадии является четко сформированное представление о деятельности различных ветвей власти как местной, так и вышестоящей, о роли широкой общественности в решении задач местного сообщества. Ребятам важно понять роль граждан в формировании общественной политики.
Вторая стадия: выбор проблемы.
Анализ широкого спектра вопросов, значимых для данной территории, строится на основе личных впечатлений, анализа материалов массовой информации, интервью с родителями, социологического опроса соответствующей социальной или реальной проектной деятельности предполагает работу в малых группах, где прорабатываются ответы на следующие вопросы:
- Формулировка проблемы.
- Обоснование актуальности решения данной проблемы.
- Определение органов власти, в чьей компетенции находится решение данной проблемы.
- Выяснение степени эффективности процедур решения.
- Учет общественного мнения на данной территории относительно деятельности органов власти по решению проблемы.
- Обсуждение путей совершенствования этих процедур, поиск новых путей решения.
Выбор проблемы осуществляется на рейтинговой основе.
Третья стадия: сбор и анализ информации.
Для более детальной проработки сущности проблемы и причин сложности ее решения ребята занимаются обработкой информации различных источников:
- средства массовой информации;
- библиотека;
- научные работники, преподаватели, учителя, специалисты в данной области;
- юристы;
- административные и законодательные органы
Выполнение данной работы приобретает в глазах детей особую значимость, если ее итоги оформляются в виде определенного документа, где четко и достоверно описаны источники информации, документально подтверждены их положения о способах и характере результата решаемой проблемы и т.д.
Четвертая стадия: разработка собственного варианта решения проблемы.
Обработка и систематизация полеченного материала строится по разделам:
- Актуальность и важность данной проблемы.
- Информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации.
- Программа действий, разработанная участниками проекта.
Этот этап предполагает вдумчивую проработку предполагаемых способов решения. На этой стадии начинается деловое взаимодействие с разными ветвями власти.
Пятая стадия: реализация плана действий команды учащихся.
Осуществляются задуманные акции, массовые мероприятия, обращение во властные органы, СМИ, выезды в разнообразные адреса для конкретной помощи и т.д.
Шестая стадия: подготовка к защите проекта.
Для того чтобы достойно представить результат, достигнутый в ходе реализации проекта, весь собранный материал группируется в два блока: демонстрационный и документальный.
Демонстрационный блок предполагает информацию на стендах, которые можно выставить на обозрение в каком – либо значимом общественном месте. Большое значение имеет аналитический материал для папки документов, в которой представлены логика работы над проектом от выбора проблемы через систематизацию информации о процедурах решения и степени сложности проблемы до материалов СМИ, контактов с разными ветвями власти и документов о характере и степени решения проблемы.
Седьмая стадия: презентация проекта.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме, напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Презентация имеет четыре главные цели:
1. Представить аудитории информацию о важности проблемы, выделенной для проекта.
2. Объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущества и недостатки каждого из них.
3. Объяснить эффективность выбора пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы.
4. Показать, как группа ребят может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, местного сообщества и т.п.
Данная часть работы может строиться в режиме конкурса и оцениваться компетентным жюри.
Презентация проектов является универсальным средством проявления учащимися знаний, коммуникативных свойств, способности аргументировать свою точку зрения, логически мыслить, делать выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.
Восьмая стадия: рефлексия.
Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися проделанной работы. Отмечаются трудности, выявляются слабые места проекта, оценивается участие каждого члена команды и т.д.
Обращаем внимание на рекомендации педагогам, которые В.П. Пахомов считает важными.
«Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуации, уровня сформированности готовности учащихся к самостоятельному проектированию и навыков социального взаимодействия».
Каждая из предложенных технологий имеет самостоятельное значение. Образовательная программа гражданско-патриотического воспитания может быть построена как комплекс социальных проектов. Такой вариант образовательной программы будет иметь высокую степень открытости, обеспечивать интенсивную социализацию детей. Такой формат программы хорошо ложится на жизнедеятельность общественных объединений; образовательных объединений детей, ведущих поисковую работу; экологические объединения несут миссию защиты природы, социальные проекты в их деятельности особо значимы. Найти такую направленность образовательной деятельности, в которой социальный проект не находит место, практически невозможно. Конечно, такая педагогическая технология предполагает специальную подготовку педагога, чтобы не свести ее к разовой помощи кому-то или к разовому выступлению перед кем-то и т.д. Социальный проект становится неотъемлемой частью образовательной программы тогда, когда педагог понимает значение социализации детей и выводит их из узкого мира своего предметного интереса в широкий мир жизненных ситуаций, где владение мастерством, которое они осваивают, может помочь изменить мир к лучшему.

Список использованной литературы
1. Абульханова – Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – 368 с.
2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000
3. Безрукова В.С. Педагогическое проектирование. – М., 2001
4. Разработка и реализация педагогических проектов развития образовательных учреждений/ под ред. В.И. Загвязинского, С.А. Гильманова. – М.: Издательство АСОПиР, 1998. – 108 с.
5. Царева Н.П. «Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения» // учебно-методическое пособие для педагогов дополнительного образования – СПб 2011
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: olg4514e (03.04.2013) | Автор: Кузьмина Олеся E
Просмотров: 2113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]