Подготовка высококвалифицированных специалистов по программе прикладного бакалавриата в области сварочного производства
Наименование: Подготовка высококвалифицированных специалистов по программе прикладного бакалавриата в области сварочного производства Направление: общие вопросы проектной деятельности в образовании Автор: Гильдерман Елена Валерьевна Должность: зам.директора техникума Образовательное учреждение: НТМТ НТИ(филиал) УрФУ Республика/край: Свердловская область Город: Нижний Тагил
В настоящее время задача современного образования – подготовка высококвалифицированного, компетентного специалиста, соответствующего требованиям социального заказа. Подготовка таких специалистов может осуществляться только образовательными учреждениями с практико-ориентированным подходом в обучении, что предполагает реализацию программы прикладного бакалавриата. Для создания и разработки экспериментальной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата (ЭПОП ПБ) по специальности Сварочное производство в техникуме создана инициативная творческая группа, которая сформулировала основную цель подготовки по программе – освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. Так же определила основные задачи: создание и корректировка организационных условий и технологии организации образовательного процесса при реализации ЭПОП ПБ; апробация форм и условий взаимодействия техникума и работодателя ОАО «НПК «Уралвагонзавод» при реализации ЭПОП ПБ; определение состояния ресурсного обеспечения техникума, пути его развития для успешного освоения ЭПОП ПБ. ЭПОП ПБ обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования – бакалавриата. Нижнетагильский машиностроительный техникум совместно с социальным партнером ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» разработал систему показателей профессиональной компетентности будущего выпускника-бакалавра и определил те необходимые компетенции, которые обеспечат выпускнику техникума преимущества на рынке труда, так же спроектировал «Модель выпускника», на подготовку которого и направлена инновационная образовательная программа прикладного бакалавриата. Профессиональные компетенции определяются как готовность и способность специалиста решать профессиональные задачи в профессиональной деятельности. Образовательная программа прикладного бакалавриата основана на идеологии компетентностного подхода и ориентирована на потребности работодателей. Во время разработки ЭПОП ПБ были определены 17 общекультурных компетенций (ОК), формирование которых происходит в течение всех 4-х лет обучения, а также 40 профессиональных компетенций (ПК), формирование которых происходит во время изучения профессиональных модулей. Все компетенции согласованы с социальным партнером и часть из них соотнесена с требованиями высшей школы. Для отслеживания уровня сформированности ОК, ПК разработаны таблицы диагностического минимума. В качестве экспертов выступают специалисты ОАО «НПК «Уралвагонзавод»: начальники цехов, отделов, ведущие специалисты. Апробация оценочных листов показала их эффективность. Результатом обучения является «Паспорт выпускника», содержащий следующие документы: карту уровня обученности выпускника, функциональные карты формирования ПК, карты оценивания уровня сформированности ПК, оценочные листы уровня сформированности ПК, социальную карту выпускника, карты оценивания уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций при выполнении и защите выпускной квалификационной работы. Проведение всех видов практик организуется в лабораториях техникума и на промышленном предприятии ОАО «НПК «Уралвагонзавод». На базовом предприятии ОАО «НПК «Уралвагонзавод» студенты изучают технологию изготовления отдельных узлов различных модификаций вагонов, цистерн. Знакомятся с технологией и оборудованием в цехах: 320 (воздушный резервуар), 330 (боковая стена полувагона), 340 (роботизированная сварка полубалки, хребтовые балки), 60 (изготовление котла цистерны), 650 (автоматическая сварка панелей обшивы боковой стены полувагона) 740 и 185 (газовая и плазменная резка), 190 (изготовление электродов) и др. Руководителями практики от ОАО «НПК «Уралвагонзавод» являются веду-щие инженеры, технологи отдела главного сварщика и технологических бюро цехов. Лабораторные работы также проводятся и в ЦИИМ (центр исследования и испытания металлов) – лаборатории входного контроля, механических испытаний, металловедения. За период реализации программы прикладного бакалавриата у студентов прошло три практики. Фрагмент результатов рабочей квалификации представлен в таблице.
Как видно из таблицы у студентов есть выбор: углубленное освоенной одной профессии или расширение своей профессиональной квалификации с правом получения двух профессий. Во время учебного процесса педагогами применяются различные технологии обучения: информационно-коммуникативные (самостоятельное изучение тем курса на электронных носителях, включая интернет, использование на учебных занятиях и при самостоятельной работе электронных учебников, создание презентаций и т.д.); личностно–ориентированные (работа малыми группами, индивидуальные разноуровневые задания); деятельностные (ролевые игры, семинары и т.д.). Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускника обеспечивается сочетанием учебной и внеучебной работы. В техникуме существует социокультурная среда, способствующая развитию, социализации и самореализации личности обучающихся: студенческое самоуправление, спортивные секции, творческие объединения, научные студенческие общества. В целом, по реализации экспериментальной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности Сварочное производство, можно с уверенностью сказать, что техникум готовит квалифицированных специалистов, отвечающих новым современным требованиям производства.