Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Подготовка высококвалифицированных специалистов по программе прикладного бакалавриата в области сварочного производства
Наименование: Подготовка высококвалифицированных специалистов по программе прикладного бакалавриата в области сварочного производства
Направление: общие вопросы проектной деятельности в образовании
Автор: Гильдерман Елена Валерьевна
Должность: зам.директора техникума
Образовательное учреждение: НТМТ НТИ(филиал) УрФУ
Республика/край: Свердловская область
Город: Нижний Тагил

В настоящее время задача современного образования – подготовка высококвалифицированного, компетентного специалиста, соответствующего требованиям социального заказа. Подготовка таких специалистов может осуществляться только образовательными учреждениями с практико-ориентированным подходом в обучении, что предполагает реализацию программы прикладного бакалавриата.
Для создания и разработки экспериментальной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата (ЭПОП ПБ) по специальности Сварочное производство в техникуме создана инициативная творческая группа, которая сформулировала основную цель подготовки по программе – освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. Так же определила основные задачи:
 создание и корректировка организационных условий и технологии организации образовательного процесса при реализации ЭПОП ПБ;
 апробация форм и условий взаимодействия техникума и работодателя ОАО «НПК «Уралвагонзавод» при реализации ЭПОП ПБ;
 определение состояния ресурсного обеспечения техникума, пути его развития для успешного освоения ЭПОП ПБ.
ЭПОП ПБ обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования – бакалавриата.
Нижнетагильский машиностроительный техникум совместно с социальным партнером ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» разработал систему показателей профессиональной компетентности будущего выпускника-бакалавра и определил те необходимые компетенции, которые обеспечат выпускнику техникума преимущества на рынке труда, так же спроектировал «Модель выпускника», на подготовку которого и направлена инновационная образовательная программа прикладного бакалавриата. Профессиональные компетенции определяются как готовность и способность специалиста решать профессиональные задачи в профессиональной деятельности.
Образовательная программа прикладного бакалавриата основана на идеологии компетентностного подхода и ориентирована на потребности работодателей.
Во время разработки ЭПОП ПБ были определены 17 общекультурных компетенций (ОК), формирование которых происходит в течение всех 4-х лет обучения, а также 40 профессиональных компетенций (ПК), формирование которых происходит во время изучения профессиональных модулей. Все компетенции согласованы с социальным партнером и часть из них соотнесена с требованиями высшей школы. Для отслеживания уровня сформированности ОК, ПК разработаны таблицы диагностического минимума. В качестве экспертов выступают специалисты ОАО «НПК «Уралвагонзавод»: начальники цехов, отделов, ведущие специалисты. Апробация оценочных листов показала их эффективность.
Результатом обучения является «Паспорт выпускника», содержащий следующие документы: карту уровня обученности выпускника, функциональные карты формирования ПК, карты оценивания уровня сформированности ПК, оценочные листы уровня сформированности ПК, социальную карту выпускника, карты оценивания уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций при выполнении и защите выпускной квалификационной работы.
Проведение всех видов практик организуется в лабораториях техникума и на промышленном предприятии ОАО «НПК «Уралвагонзавод». На базовом предприятии ОАО «НПК «Уралвагонзавод» студенты изучают технологию изготовления отдельных узлов различных модификаций вагонов, цистерн. Знакомятся с технологией и оборудованием в цехах: 320 (воздушный резервуар), 330 (боковая стена полувагона), 340 (роботизированная сварка полубалки, хребтовые балки), 60 (изготовление котла цистерны), 650 (автоматическая сварка панелей обшивы боковой стены полувагона) 740 и 185 (газовая и плазменная резка), 190 (изготовление электродов) и др.
Руководителями практики от ОАО «НПК «Уралвагонзавод» являются веду-щие инженеры, технологи отдела главного сварщика и технологических бюро цехов.
Лабораторные работы также проводятся и в ЦИИМ (центр исследования и испытания металлов) – лаборатории входного контроля, механических испытаний, металловедения.
За период реализации программы прикладного бакалавриата у студентов прошло три практики.
Фрагмент результатов рабочей квалификации представлен в таблице.

Ф.И.О. студента Освоенная профессия Разряд Освоенная профессия Разряд
Студент 1 Сварщик на полуавтоматических машинах 2 Сварщик ручной дуговой сварки 3
Студент 2 Сварщик ручной дуговой сварки 2 Сварщик ручной дуговой сварки 3
Студент 3 Сварщик ручной дуговой сварки 3 Сварщик ручной дуговой сварки 4
Студент 4 Сварщик на полуавтоматических машинах 3 Сварщик ручной дуговой сварки 4
Студент 5 Сварщик на полуавтоматических машинах 3 Сварщик на полуавтоматических машинах 4

Как видно из таблицы у студентов есть выбор: углубленное освоенной одной профессии или расширение своей профессиональной квалификации с правом получения двух профессий.
Во время учебного процесса педагогами применяются различные технологии обучения:
 информационно-коммуникативные (самостоятельное изучение тем курса на электронных носителях, включая интернет, использование на учебных занятиях и при самостоятельной работе электронных учебников, создание презентаций и т.д.);
 личностно–ориентированные (работа малыми группами, индивидуальные разноуровневые задания);
 деятельностные (ролевые игры, семинары и т.д.).
Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускника обеспечивается сочетанием учебной и внеучебной работы. В техникуме существует социокультурная среда, способствующая развитию, социализации и самореализации личности обучающихся: студенческое самоуправление, спортивные секции, творческие объединения, научные студенческие общества.
В целом, по реализации экспериментальной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности Сварочное производство, можно с уверенностью сказать, что техникум готовит квалифицированных специалистов, отвечающих новым современным требованиям производства.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: elena081211 (11.02.2014) | Автор: Гильдерман Елена Валерьвна E
Просмотров: 1150 | Теги: квалификация, прикладной бакалавриат, компетенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]