Суббота, 27.07.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 415
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Организация проектной деятельности учащихся
Организация проектной деятельности учащихся
Одна из задач, которая стоит перед учителем, развитие творческих способностей учащихся. Решая эту задачу, всегда можно применить такую форму работы как проектная деятельность учащихся.
• Проект – форма организации совместной деятельности людей.
• Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности. Проект возник в ХХ веке, основоположники – американцы, а продолжатель этого метода наш соотечественник академик Шацкий.
По утверждению Николая Васильевича Савина, автора учебника «Педагогика», ещё в 20-е годы в школах использовался метод проектов.
Вот, что пишет Николай Васильевич в учебнике: «Суть его состояла в том, что учащиеся должны были наметить для своей работы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась их познавательная деятельность». Большая самостоятельность учащихся являлась положительной стороной проекта, а отрицательной – «в учебной работе не стало организационной чёткости. Учитель потерял свою основную функцию наставника учащихся, он превратился в консультанта, контролёра». По этой причине тогда отказались от проектов.
«Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».
Е.С.Полат
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Существует несколько видов проектов:
 Исследовательские, которые
Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
 творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )
 игровые
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
 информационные
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
 практико-ориентированные
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

По содержанию проекты могут быть:
монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета),
межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов),
надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу);
По продолжительности выполнения проект может быть:
долгосрочным(в течение года)
среднесрочным (несколько недель)
краткосрочным, мини-проекты
По количеству исполнителей проект может быть:
коллективные
индивидуальные
групповые

Роль учеников в проекте:
• принимают решения (выбирают)
• выстраивают систему взаимоотношений
• самостоятельность
• работают (воплощают свои решения в действительность)
• оценивают
В процессе работы над проектом у школьников постепенно формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Ребёнок учится оценивать свою работу, сравнивая её с работами других ребят.

Роль взрослого:
• поставить перед участниками проблему
• организовывать и направлять поиск
• помогать в выборе решений
• рекомендовать, наблюдать, поддерживать
• консультировать, знакомить с неизвестными приёмами работы
• обеспечивать материальную базу
• организовать презентацию проекта
Совместные действия учеников и взрослых:
• определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач
• поиск путей их решения
• осуществление и аргументирование выбора
• сравнение полученного с требуемым
• корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов
• оценка процесса и результатов проектирования.
Чтобы ученики успешно могли решить поставленные цели и задачи, прежде должны быть сформулированы, а потом и обеспечены основные условия для создания проекта:
• подготовленность учащихся к данному виду деятельности
Возможность применения ранее полученных знаний, умений и навыков. А также соответствие поставленной задачи индивидуальным возможностям учащихся
• интерес школьника к проблеме
Бессмысленно планировать хороший проект с хорошим содержанием, если нет заинтересованности в нём его участников, если нет чёткого определения конечной цели. Для развития интереса немаловажна практическая направленность и значимость проекта. Нужна проблема, которая должна быть взята из реальной жизни и обязательно решаема.
• создание благоприятных морально-психологических условий для работы Сотрудничество между участниками проекта, работа сообща. Внимание, поддержка и контроль со стороны старших.
• осуществимость проекта
Обеспечить в относительно короткие сроки, наличие необходимых материально-технических средств

Проект – это 5 «П»:
 Проблема
 Проектирование
 Поиск информации
 Продукт
 Презентация
Выделяют основные этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный
1. определение цели проекта и этапов достижения цели;
2. распределение ролей и планирование работы.
3. продумывание материально-технического и информационного обеспечения
2. Поисковый
1. Сбор информации.
2. Обсуждение данных, систематизация.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Изготовление моделей (макеты, сценарии).
5. Выбор способа представления результатов.
6. Распределение ролей для защиты.
3. Итоговый
Защита ( презентация).
Коллективное обсуждение защиты, оценка.

Во время реализации проекта рекомендуется ведение дневника.
Дневник – это учёт сделанного и контроль. Он может быть групповым или индивидуальным. В него регулярно вносятся записи выполнения работ от начала и до конца проекта. Дневник позволяет учащимся понять и соблюдать последовательность действий: что уже сделано, что нужно сделать ещё, помогает вовремя подготовиться к работе следующего этапа. А руководитель по дневнику может отследить весь процесс работы и оценить её.
Формы продуктов проектной деятельности могут быть самые разнообразные
• Web-сайт
• Анализ данных социологического опроса
• Атлас, карта, учебное пособие
• Видеофильм
• Выставка
• Газета, журнал, справочник
• Модель, коллекция
• Игра, мультимедийный продукт
• Музыкальное или художественное произведение
• Постановка, праздник
• Виды презентаций проектов
• Деловая игра
• Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
• Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
• Научная конференция, доклад
• Путешествие, экскурсия
• Реклама
• Ролевая игра
• Спектакль
• Телепередача и т.д.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:
 План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
 У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
 Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
 Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
 У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
 Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
 Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
 В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В чём состоит ценность проектной деятельности для учащихся?
Она способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности:
• умственной активности
• быстрой обучаемости
• творческому началу
• смекалки и изобретательности
• стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы
• самостоятельности в выборе и решении поставленной задачи
• воспитанию терпения и трудолюбия
• расширяет кругозор учащихся.
• развивает позитивные взаимоотношения между учениками.
• развивает умение самостоятельно оценивать результаты.
И можно смело назвать эту деятельность творчеством, потому что в процессе работы над своим «продуктом» школьники самостоятельно применяют усвоенные знания, умения, навыки. Кроме того, они проявляют гибкие умения при освоении новых видов деятельности, комбинируя уже известные им способы деятельности или придумывая новые для них самих подходы к выполнению поставленной задачи.
Проект способствует формированию компетентностей:
• В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.
• В информационной – усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
• В социально-трудовой деятельности – по формированию умений жить и работать вместе с другими в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая какой-либо полезный «продукт».
• В сфере культурно-досуговой – формирование уважительного отношения к книге и знаниям, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Stavrovskaya1972 (25.07.2013) | Автор: Ставровская Татьяна Александровна E
Просмотров: 1894 | Теги: проектная деятельность, ПРОЕКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz