Суббота, 20.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательное путешествие как проект (из опыта работы)
Образовательное путешествие как проект (из опыта работы)
Путешествие один из древнейших видов деятельности, и с самых древних времен его основной функцией было получение новых знаний о мире и саморазвитие путешественника. Великий французский философ эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо считал путешествие неотъемлемой частью образования. Один из создателей российской теории образовательных путешествий, историк и педагог И. М. Гревс писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника»
Как учитель истории и культуры Санкт-Петербурга я часто сталкиваюсь с проблемами и трудностями организации непосредственного контакта учащихся с городской средой. Не секрет, что многие из них не только не бывают в центре города, но и не знают историю собственного микрорайона. Экскурсии в «музейные дни» также не решают проблему, так как здесь учащиеся, как правило, остаются пассивными слушателями, а экскурсовод – единственным источником знаний.
Одним из способов изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, который превращает ученика из пассивного объекта в исследователя, является образовательное путешествие.
Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности путем непосредственного изучения объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены. Начало изучению Города как системы в начале ХХ века положили отечественные петербурговеды Н. П. Анциферов, Н. А. Гейнике, И. М. Гревс [1]. Город стал пространством, где личность могла осваивать социальные и экономические аспекты бытия, исследовать повседневную жизнь горожан, изучать культурные процессы, познать социальную структуру Города через изучение городского «организма»: городской среды, исследование отдельных городских элементов улицы, дома, усадьбы. «Со временем образовательное путешествие в трудах основоположников и последователей Школы экскурсионизма все более и более приобретает черты базового основополагающего метода данной внеаудиторной модели образования, воплощаясь в самых разных формах: учебные прогулки, учебные экскурсии различных типов, образовательные странствия, ближние и дальние образовательные путешествия» [4, 80]. Концепция И. М. Гревса после десятилетий забвения, в 1980-е годы снова появился интерес к формам освоения городского пространства, что способствовало изучению исторического опыта [5, 10]. Такие подходы как целостное освоение города (Л. К. Ермолаева), исследование города как феномена культуры (Л. Н. Махинько), восприятие города как среды обитания человека (А. И. Харитонов) когда-то были открыты Школой экскурсионизма. Образовательное путешествие предполагает три этапа: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита). Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов:
1. Вступление. Подготовка к путешествию начинается с определения его темы (названия) и идеи (формулируется в коротком вступлении), выбора объектов для исследования и составления маршрута. Следующий этап – создание алгоритма деятельности учащихся в городской или музейной среде и формулирование его в виде вопросов и заданий, составляющих содержание маршрутного листа. Затем педагог должен подготовить школьников, так как образовательное путешествие предполагает наличие у школьников определенных знаний, к которым они будут обращаться для ответов на вопросы. Необходимо учитывать уровень подготовки учеников, их интеллектуальные возможности. Необходимо ввести учеников в контекст предстоящего исследования, дать основные термины и понятия, снабдить нужной для исследования информацией. Это можно сделать как на уроке, так и на специальной экскурсии.
2. Работа на маршруте. Маршрут проходит в пространстве города или на экспозиции музея. Объекты для маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, что позволит совершить путешествие пешком. Образовательное путешествие предполагает работу детей в малой группе (6 – 9 человек). В маршрутном листе четко определена последовательность действий учащихся при работе в городском (музейном) пространстве. Вопросы и задания маршрутного листа должны быть составлены так, что позволят учащимся сконцентрировать внимание на определенных объектах, побудят их внимательно рассматривать, исследовать объекты, анализировать полученную информацию. Вопросы в маршрутном листе носят открытый характер, они не предполагают односложных ответов и должны стимулировать учащихся к выдвижению версий, обсуждению. Вопросы должны быть построены таким образом, что найти ответы на них можно, лишь находясь непосредственно у объекта, изучив его, сделав логические выводы. В маршрутный лист могут быть включены следующие дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации. К ним относится также общение с горожанами, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках, интернет-пространстве. Задания могут быть направлены на различные виды творческой деятельности. На первых порах, пока у учащихся нет определенных навыков, группу сопровождает педагог. Он направляет внимание учеников, организует их деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Прямые подсказки недопустимы. Если в процессе путешествия появляются неразрешимые вопросы, учитель, не давая готовый ответ, указывает на возможные источники получения информации «за рамками» образовательного путешествия. Это могут быть последующие исследования в библиотеке, архивах, музеях, консультации со специалистами, а также новые образовательные путешествия. Очень важно научить детей работать в группе, выслушивать мнение каждого участника путешествия, помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» проблемы, учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать к обсуждению абсолютно все версии и гипотезы с последующей корректировкой, вести конструктивный диалог [6, 4].
3. Заключительная работа. Защита. Завершает каждое образовательное путешествие, строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Выстроить содержание заключительного занятия педагог может самостоятельно, опираясь на вопросы, представленные в маршрутном листе. Форма проведения занятия может быть различной: выступление подгрупп, диспут, театрализация, создание выставок или коллекций. В любом случае это – не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. В качестве иллюстрации к изложенному выше теоретическому материалу привожу методическую разработку образовательного путешествия «О чем рассказала старая усадьба?», посвященного усадьбе К. Е. Сиверса на Петергофской дороге (проспект Стачек, 158) для учащихся 7 – 8 классов.
Вступление. Подготовка к путешествию.
В начале18 века ближайшая к Петербургу часть старого Нарвского почтового тракта стала называться Петергофской дорогой. Она начиналась от реки Фонтанки, неподалёку от финской деревни Кальюла (от которой впоследствии получил название Калинкин мост), и проходила по южному берегу Финского залива до новой императорской резиденции Петергофа, и далее – до Красной Горки. Датой основания дороги считается 1710 год. Согласно описи «приморских мест» 1714 года на дороге числилось 145 земельных участков, которые раздавали бесплатно. Какой видел ПетрI Петергофскую дорогу? Почему же он так и не дождался воплощения своей мечты в жизнь? Когда и почему наступил расцвет Петергофской дороги? Имена каких знаменитых людей связаны с историей Петергофской дороги? Каково было устройство усадеб? Как менялся облик усадеб во времени?
Возможные формы организации предварительной работы учащихся: экскурсия, предварительное обсуждение, основу которого могут составить заранее подготовленные сообщения учащихся, просмотр видеофильма с последующим обсуждением.
Маршрутный лист образовательного путешествия
Вопрос дня?
Как исторические эпохи отразились в облике архитектурного сооружения?
Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:
• Изучите карту микрорайона школы, определите основные ориентиры и проложите маршрут в соответствии с предлагаемым заданием
• Познакомитесь с обликом и устройством старинной усадьбы
• Выясните, почему и в связи с какими событиями так сильно изменился первоначальный облик усадебного здания
• Познакомитесь с экспозициями мини-музея «История Петергофской дороги» (Библиотека им. М.А. Шолохова (ул. Лени Голикова, 31), музея истории Нарвской заставы (пр. Стачек, 45).
Работа на маршруте
Исследуя старинную усадьбу:
• проложите маршрут от школы к усадьбе, используя карту микрорайона (см. приложение №1)
• найдите объекты, предложенные для исследования
• ответьте на вопросы, предложенные в маршрутном листе, для чего внимательно изучите усадебный комплекс, его планировку, расположение в городском пространстве, «говорящие» детали, а также – подсказки к заданиям
Маршрут образовательного путешествия
1. Рассмотрите схему микрорайона, составьте безопасный маршрут от школы к объекту исследования (пр. Стачек, 158). Какие магистрали вам предстоит пересечь?
2. Вы подошли к зданию усадьбы. Изучите надписи на мемориальной доске слева от входа и ответьте на вопросы:
• Для кого строилась усадьба в XVIII веке?
• Кто был автором проекта усадьбы?
• Чем был известен первый хозяин усадьбы? (ответ на этот вопрос вы можете узнать, посетив экспозиции вышеназванных музеев)
3. Рассмотрите макет дворца (см. приложение №2) и ответьте на вопросы:
• В каком архитектурном стиле построено здание? Докажите.
• Сравните первоначальный дворец с современным зданием? Есть ли черты сходства в архитектурном облике? Почему? А в конфигурации зданий? Какие?
4. Рассмотрите изображение здания усадьбы конца XVIII века
• В каком архитектурном стиле было перестроено здание? Докажите.
• С именем какого архитектора связана перестройка здания?
5. В 1832 году начинается новый этап истории старинной усадьбы. В ней открывается лечебное учреждение.
• На карте (приложение №3) найдите название этого учреждения.
• Вновь обратившись к мемориальной доске, выясните, есть ли на ней какие-либо упоминания об этом периоде истории усадьбы? Какие?
• Обойдите здание по периметру. Зарисуйте форму здания. Как вы думаете, как использовались эти пристройки и внутриусадебные объекты?
6. Посетив мини-музей «Петергофская дорога», ответьте на следующие вопросы:
• Каково происхождение названия этого лечебного учреждения?
• На лечении каких больных оно специализировалось? Предположите, почему подобные лечебные учреждения в XIX веке старались вынести за черту города?
• С какими событиями была связана смена названия в XX веке? Чье имя получило это учреждение? Чем был известен этот человек?
7. В годы Великой Отечественной войны исследуемое вами здание сильно пострадало, так как находилось у самой линии фронта.
• Рассмотрите фотографию здания (1944 год) (приложение №4) Определите, какие части здания пострадали сильнее всего?
• Вновь обратившись к мемориальной доске, установите, с именем какого архитектора связано восстановление здания.
• Подумайте, почему отказались от идеи восстановления облика здания середины XVIII века?
8. Найдите на фасаде здания эмблему старейшего и известнейшего промышленного предприятия нашего района.
• О каком предприятии идет речь? Какие элементы фасада повторяют детали этой эмблемы?
• Установите связь между этим предприятием и изучаемым зданием (используйте табличку справа от входа)
• Как называется учреждение культуры, которое располагается в здании усадьбы? Как вы понимаете это слово?
Пользуясь афишами, объявлениями, установите, какие коллективы работают в этом центре культуры, какие мероприятия здесь проходят (информацию можно также получить в вестибюле здания)
9. Обойдите здание, рассмотрите его фасад со стороны двора. Попробуйте определить, какие элементы фасада и объекты двора напоминают о старинном происхождении здания?
Итоги путешествия оформите в виде презентации
Заключительная работа. Защита
Поразмышляйте
• Как исторические эпохи отразились в облике усадьбы К. Е. Сиверса?
• С какими известными именами русской истории связана история этой усадьбы?
• В 2012 году исполнилось 280 лет со дня открытия Больницы Всех Скорбящих. Почему говорят, что старинная усадьба и по сей день служит людям?
• Существует мнение, что не стоит тратить средства на восстановление старинных зданий: их дешевле разобрать и построить новые. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Итак, можно сделать следующие выводы. Образовательное путешествие как педагогический метод дает возможность учащимся погрузиться в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями. Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками, а также между учениками и учителем, развивает навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся. Кроме того, образовательное путешествие как метод полностью соответствует требованиям нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который ставит главной задачей развитие личности ученика через деятельностный характер обучения, который и лежит в основе данного метода. Как учитель-практик, работающий в обычной массовой школе с очень непростым контингентом учащихся, могу отметить, что, несмотря на все преимущества метода образовательного путешествия, он пока еще очень мало востребован в школьном образовании. Главная причина такой ситуации: трудности организационного плана, с которыми сталкиваются многие педагоги, иногда непреодолимы. Но хочется верить, что этот замечательный метод, который может использоваться почти в каждом школьном предмете, со временем займет свое достойное место в системе школьного образования. Особенно в петербургских школах, где Город предоставляет широкое поле для использования этого метода.

Список литературы
1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] - http://www.institute-spb.standardsite.ru
2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - Л.: Лениздат, 1990. - 150 с.
3. Анциферов Н. П. Из дум об былом. – М.: «Феникс»,1992. – 512 с.
4. Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство: Монография. – СПб.: ЗАО «Лита», 2003. - 224 с.
5. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с.
6. Коробкова Е. Н., Нечаева Я. Д., Рапопорт А. Д., Темкина Д. А. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век восемнадцатый. - СПб.: Санкт – Петербургский Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», 2007 – 72 с.
7. Голованов Г. Н., Коробкова Е. Н., Нечаева Я. Д., Рапопорт А. Д., Темкина Д. А. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век девятнадцатый. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», 2009. – 95 с.
8. Морозова А. Школьные экскурсии, их значение и организация [Электронный ресурс] http://www.schoolnano.ru
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Natalya377 (13.01.2014) | Автор: Алексеева Наталия Викторовна E
Просмотров: 7415 | Теги: этапы образовательного путешествия, усадьба Сиверса, Образовательное путешествие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz