Метод проектов как средство формирования ИКТ-компетенций школьников Часть 1 (из 2-х)
Метод проектов как средство формирования ИКТ-компетенций школьников Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования [1]. В настоящее время существует разрыв между теорией и практикой в общеобразовательных школах, в том смысле, что компетентностный подход более рассмотрен в сфере профессионального образования. В связи с чем, учителя в школах не всегда представляют себе, как можно реализовать компетентностный подход в процессе обучения на своих уроках и во внеурочное время. В данной статье рассказывается о возможности реализации компетентностного подхода на основе применения современного метода обучения – метода проектов. Какие ассоциации возникают у любого человека, если он видит картину солнечного дня, песчаного берега моря, слышит крики чаек, тихий всплеск морской волны?... – Отдых, солнце, чайки, море, теплый песок… Блаженство!… Как прекрасно отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе и опасность, нести страшную разрушительную силу: морская пучина, морская стихия, разрушающий шквалистый ветер, ураган, шторм… А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором бывает очень легко растеряться и утонуть. И сегодня «объемы» этого информационного моря стремительно увеличиваются. Чтобы это МОРЕ ИНФОРМАЦИИ было безопасным, приносило только пользу и положительные эмоции, результаты, - необходимо владение человеком ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ. В этом и заключается моя главная цель учебно-воспитательной работы как педагога - формирование компетентностей обучающихся, таких как информационные и коммуникативные. Это одни из самых главных компетенций современного человека и человека будущего, человека информационного общества. И метод проектов в этом процессе является одним из самых действенных и результативных. А что же такое информационная и коммуникативная компетентности (ИКТ)? [/i]ИКТ-компетентность учащегося – это его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области ИКТ-технологий. Информационные компетенции формируют умения: самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять, передавать информацию при помощи имеющихся современных технических средств (модем, компьютер, принтер) и информационных технологий (Интернет, электронная почта). Коммуникативные компетенции включают: знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Принципиальным является то, что ИКТ-компетентность носит: надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Какого человека мы считаем компетентным? – того, который способен брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Как говорил В.Скотт – «Самое главное в жизни – это собственный опыт». Поэтому сегодня знаниевая ориентация школы заменяется компетентностно-ориентированным образованием, при котором все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. В результате традиционная образовательная триада дополняется новой дидактической единицей: «Знания–Умения – Навыки + Опыт деятельности» Следовательно, основной целью образования становится «выращивание» личностного потенциала ученика, а компетентностный подход – это фактор повышения качества образования. А это требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, методики организации системы контроля в учебном процессе. В связи с этим, я, как педагог, при подготовке к уроку, при постановке целей и задач урока, при отборе содержания урока для себя определила девиз, правило: научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни, применить их в нестандартной ситуации для решения какой-либо проблемы. На практике в своей педагогической деятельности я реализую это правило на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные методы обучения, в частности отлично зарекомендовавший себя и хорошо известный всем проектный метод обучения. (Продолжение следует…) [i]