Вторник, 16.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Комплексный подход к внедрению проектной технологии в практику педагога дополнительного образования как одно из направлений методической раб
В современных условиях педагогу любого образовательного учреждения необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Это требует изменений и совершенствования методов, форм и средств обучения работников учреждений дополнительного образования, в частности Дома детского творчества (ДДТ).
В последнее время педагогическим технологиям уделяется большое внимание. Тем не менее, уровень подготовки значительной части педагогов ДДТ не позволяет в полной мере использовать возможности педагогики, дидактики и трансформировать их в эффективные инновационные технологии, в том числе и проектные.
Проектная деятельность стала в последнее время одной из популярных форм организации работы с обучающимися. Организация образовательного процесса в Доме детского творчества характеризуется особенностями, которые позволят внедрить в практику педагога проектные технологии:
• обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
• обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
• психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер;
• детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.
В связи с этим, использование метода проектов и создает условия для новых позиций участников образовательного процесса: педагог признает за каждым ребенком его самобытность, индивидуальность, а сам обучающийся реализует свои потенциальные возможности.
В Доме детского творчества метод проектов рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
При целенаправленном применении педагогом метода проектов как составной части образовательного процесса создаются условия для развития у школьников умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию и самоорганизации, повышению познавательной самостоятельности; развитие коммуникативных качеств обучающихся, освоение ими новых технологий.
В условиях самостоятельной проектной работы школьник учится разрешать образовательные ситуации - формулировать проблему, размышлять, сопоставлять разные точки зрения, расширять интуицию, искать и анализировать информацию, расширять личностное знание, добиваясь нужного ему (а не педагогу) результата (продукта). Обучающиеся, организуя и конструируя любой проект, практически самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях.
При организации проектной деятельности педагоги ДДТ обязательно учитывают специфику возраста учащихся. Например, в подростковом возрасте происходит изменение его социальной позиции. Стремление школьника занять определенное место в жизни находит отражение в потребности оценить себя как полезного для общества, или хотя бы для круга близких ему людей. Это место определяется степенью участия подростка в социально-значимой деятельности, в частности, проектной.
Одна из черт современного старшеклассника - потребность в значимых для жизненного успеха знаниях. Старшеклассники, занятые в проектной деятельности, проявляют большой интерес к учебным предметам. Самостоятельность мышления, выработанная при выполнении различных проектов, приобретает определяющий характер, что очень важно для личностного роста и самоутверждения. Именно этот возраст сенситивен для осознания своей уникальности и неповторимости, выработки мировоззрения, убеждений, характера жизненных планов и перспектив в контексте самоопределения. Благодаря участию в проектной деятельности, обучающиеся определяются с выбором будущей профессии. Так их проект выходит далеко за пределы сферы обучения.
Таким образом, проектная деятельность школьников в условиях ДДТ позволяет педагогу решать разнообразные комплексные образовательные задачи и задачи развития собственных интересов детей, их деловых и организаторских способностей, общих компетенций; индивидуального стиля деятельности. Она помогает им расширить свой практический и социальный опыт и на этой основе строить содержание собственного образования, открывая возможности для практической, творческой самореализации. В целом, педагог, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания дополнительного образования. Следовательно, в основе проектной технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.
В настоящее время в учреждении сложилась система работы по внедрению проектных технологий в обучение. Как все начиналось?
С целью выявления того, применяют ли педагоги Дома детского творчества проектную технологию в образовательном процессе, а если применяют, испытывают ли какие-либо затруднения, было проведено анкетирование. Результаты анкетирования свидетельствовали о том, что большинство педагогов профессионально не готовы включить в свой арсенал метод проектов, так как проектная деятельность (ПД) для них является не до конца освоенной областью. 78% опрошенных слабо владеют методом проекта и построением его структуры (72%). В связи с этим педагоги не могут сформировать мотивацию учащихся к ПД на своих учебных занятиях (27%), планирование ПД вызывает у них большие трудности (17%). И как следствие, педагоги не способны помочь обучающимся при работе над любым проектом.
На основе этих данных было принято решение методической службой учреждения: внедрить проектные технологии в образовательный процесс Дома детского творчества с целью активизации познавательной деятельности обучающихся и повышения качества их знаний.
При этом были поставлены следующие задачи:
• проанализировать результаты диагностики по данной проблеме;
• ознакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами проектной технологии через внешние (курсы, образовательные программы во Дворце молодежи г.Екатеринбург) и внутренние формы повышения квалификации (педагогические советы, постоянно-действующий семинар и другие формы методической работы в ДДТ);
• откорректировать дополнительные образовательные программы посредством внесения информации об использовании метода проектов в образовательном процессе объединений (20% от общего количество часов);
• апробировать данную технологию в учебном процессе;
• выявить результаты ее применения.
Исходя из этого, была выстроена методическая работа по проблеме внедрения и использования метода проектов в учебно-воспитательный процесс каждого объединения ДДТ.
На первом этапе данной работы – аналитико-диагностическом – проводился анализ состояния образовательного процесса в Доме детского творчества (результаты анкетирования, приложение 1). Было разработано Положение о проектной деятельности обучающихся и педагогов учреждения (приложение 2) и выбрана единая методическая тема ДДТ «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях дополнительного образования», реализация которой была обозначена в перспективном плане методической службы на учебный год.
Второй этап – теоретический – предполагал ознакомление педагогов с технологией проектирования. Для эффективного использования метода проектов педагог должен знать ее сущность и особенности. С этой целью проводился в течение учебного года постоянно-действующий семинар (5 семинаров) по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности педагога и обучающихся в условиях дополнительного образования»; педагогический совет «Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личностного потенциала учащихся»; разработана методическая продукция и др.
На третьем этапе – практическом – осуществлялись апробация и внедрение педагогами в учебный процесс проектных технологий. Наиболее эффективной формой работы на данном этапе является методическая неделя, на которой ряд работников демонстрировали свое мастерство в использовании метода проектов в своей практической деятельности, а именно показывали открытые учебные занятия, мастер-классы, представляли творческие проекты посредством электронной презентации, защищали разработанные совместно с детьми электронные методические пособия или методические разработки.
На последнем этапе – оценочно-рефлексивном – выявлялись результаты работы по внедрению проектных технологий в образовательный процесс Дома детского творчества. Педагоги оценивали применение технологии, определяя положительные и отрицательные моменты. Итогом данного этапа стал фестиваль проектов «Идеи. Проект. Воплощение», который был проведен в конце учебного года с участием всех объединений учреждения. Положение о фестивале (приложение 3), разработанное в начале учебного года, регулировал порядок его организации и проведения, порядок определения победителей, устанавливал требования к проектам и их защите. Тематика проектов была довольно широка: «Маркетинговое исследование рынка стиральных порошков на примере магазина «Аделина», «Мобильный календарь», Панно из природного материала «Памятные места Тагила» и пр.
Неотъемлемым элементом внедрения проектных технологий является обеспечение учебного процесса методическими материалами, разработанными специалистами методической службы, а именно: методические рекомендации по осуществлению проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования, памятки («Содержание этапов работы над проектом», «Структура оформления проекта», «Методика подготовки обучающегося к защите проекта»), словарик «проектных терминов» (приложение 4), аннотированный библиографический перечень статей периодических изданий и список научно-методической литературы по теме «Проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся».
Комплексный подход к внедрению проектных технологий повлиял и на содержание других форм методической работы. Например, в рамках «Школы молодого педагога» опытные педагоги знакомили на практике своих молодых коллег с инновационными методами и формами обучения. С целью стимулирования профессионального роста педагогов в ДДТ проводился конкурс «Педагог дополнительного образования – творец, мастер, профессионал». В одной из номинаций конкурса «Эффективное использование метода проектов» уделялось большое внимание использованию педагогом проектной технологии в своей практической деятельности.
Дальнейшие перспективы развития данного направления методической работы педагогический коллектив Дома детского творчества видит в проведении ежегодного фестиваля по итогам года, в который обязательно будет включаться такая форма как проектная мастерская; в создании банка «методических идей» по использованию метода проектов в виде:
• методических рекомендаций по проведению учебных занятий в условиях учреждения дополнительного образования;
• методических указаний;
• учебных пособий;
• планов-конспектов занятий;
• обобщения накопленного опыта педагогов;
• обмена опыта работы по инновационным подходам.
В процессе комплексной работы по внедрению проектной технологии в образовательный процесс Дома детского творчества педагоги научились применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по методу проектов; разрабатывать необходимые дидактические средства (наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебно-творческие задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др.), оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
В итоге можно выделить следующие наметившиеся в учреждении тенденции: проектная деятельность все больше стала включаться в образовательный процесс по инициативе самих обучающихся; наблюдается переход от групповых проектов к индивидуальным - от творческих до исследовательских работ; возрастает сотрудничество, совместное творчество среди педагогов.
Современные образовательные технологии или их элементы все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами, а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно организовать комплексную работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагогов и работников методической службы. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная системная работа поддерживает мотивацию педагогов, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную методическую помощь.
Отсюда, выбранное направление методической работы не только способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, что является основой для повышения качества дополнительного образования в целом. Таким образом, использование проектных технологий перестроило процесс образования в ДДТ и обеспечило реализацию поставленных целей с наибольшей эффективностью.

Использованная литература

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. - М., 2002.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М, 2000.
3. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Natalya1103 (21.10.2013) | Автор: Наталья E
Просмотров: 4304 | Теги: проектная деятельность, система методической работы, комплексный подход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz