Пятница, 26.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Басова Ольга Николаевна, Бекренева Лариса Михайловна, муниципальный бюджетный детский сад № 45, г. Орёл
В муниципальном бюджетном детском саду № 45 города Орла накоплен опыт реализации творческих проектов, организуемых как с участием педагогов и детей, так и с привлечением родителей. Творческие
проекты представляют собой нетрадиционный подход к реализации программного материала. В рамках творческих проектов интегрируются различные виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей существенно оптимизирует образовательный процесс, обеспечивая формирование у детей обобщенных представлений и способов действий, составляющих основу для проявления ими самостоятельности в познавательной и продуктивной деятельности.
Кроме того, в процессе реализации проекта используются разнообразные работы с детьми. Наряду с традиционными организация каждого проекта включает альтернативные формы работы, основанные на свободной совместной деятельности педагогов и детей: ситуации обучающего и творческого взаимодействия, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации и, т.д.
Общая схема организации проектной деятельности:
1. Определение проблемы, актуальной интересной для всех предлагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей. Примерами таких беспроигрышных затей могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычайных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», « Космический комикс» и д.р. Необходимо отметить, что, помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия ребят в проекте. Поэтому, будучи лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется формирующий потенциал проекта.
2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляя возможность совершить «личное действие» (В.В. Сериков)- увидеть себя в отношении к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у ребят информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким образом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых дошкольниками компетенций, формируются образовательные потребности. незнание, непонимание. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Возможно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязываемой им извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.
3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, не при помощи взрослых вполне способны наметить определение ориентиры и составить план действий.
4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной сферы. По мысли одного из родоначальников проектного метода Дж. Дьюи, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании, условий, близких к естественным. Прежде всего это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято в условиях традиционных методов, приобретает «способность пробуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.
5. Реализация проекта.
5.1. «Информационный запрос». Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактором
5.2. Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать информационный запрос, а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректив. На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организаций совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
6. Презентация проекта имеет специфику в случае различных видов
проектной деятельности. Практико-ориентированные проекты
венчает выполнение намеченного дела; творческие - показ
спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские - сообщение о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранной информации. Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая - процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение. Таким образом, для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.
7. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание ими способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечали что смещение акцентов с результатов на процесс деятельности является одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учебной деятельности. Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути опознания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. Степень такой самостоятельности, признаваемой великим итальянским педагогом М. Монтессори важнейшим показателем развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-целостного отношения к действительности.
До пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, как подчеркивает Евдокимова Е., ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.
Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольнике реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
Л.Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий.
Дети 4-5 лет
1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей].
2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация. -
3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Дети 5-6 лет
1.Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
2.Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3.Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
5.Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6.Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.
Дети 6-7 лет
1.Обозначение (детьми или взрослым] проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.
2.Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива | предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3.Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.
4.Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
5.Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6.Определение детьми перспективы развития проектирования.
На первом этапе освоения проектных действий автор рекомендует отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.
На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствии, - расширить проблему проектирования.
Третий и последующие этапы освоения проектных действий -творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельность.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское
проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие
условия:
1) деятельность детей без принуждения;
2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Л.Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
Метод проектов полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11
7. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Воробьева (25.12.2013) | Автор: Воробьева E
Просмотров: 5457 | Теги: схема организации проектной деятель, метод проетков, этапы освоения проектных действий д, детский сад 45 Орел | Рейтинг: 2.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz