Пятница, 25.09.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 402
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Этапы проектной деятельности
Этапы проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе».
Метод проектов – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. В основе метода проектов лежат познавательная активность ребенка, проблематизация учебного материала, связь обучения с жизненным опытом ребенка, организация обучения как деятельности (Дж. Дьюи). Использование данного метода позволяет отойти от авторитарного стиля обучения и переориентирует работу учащихся на самостоятельность, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя – это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.
Различные источники по-разному классифицируют этапы работы над учебным проектом.
Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов исследования; овладение терминологией).
2. Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза).
3. Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта; изложение проекта).
4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов).
Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной):
1. Ценностно-ориентированный (осознание мотива и цели деятельности, определение замысла проекта).
2. Конструктивный (собственно проектирование).
3. Оценочно-рефлексивный (самооценка деятельности).
4. Презентативный (защита проекта).
Этапы разработки структуры проекта и его проведения (Полат Е.С.):
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.
4. Работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
6. Выявление новых проблем.
В зарубежной методической литературе также можно встретить различные определения этапов проектной деятельности.
Фрайд-Бус Д.Л. описывает три этапа работы над проектом:
1. Планирование.
2. Реализация проекта.
3. Создание конечного продукта.
Кратохвилова (Чехия) предлагает выделить четыре этапа:
1. Планирование.
2. Реализация.
3. Презентация проекта.
4. Оценивание.
Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно заметить, что они отличаются незначительно. На мой взгляд, целесообразно выделит четыре основных этапа: планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание (учащимися и учителем).
Планирование. Планирование работы над проектом должно начаться с коллективного обсуждения; это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов. Роль учителя на данном этапе: мотивировать учащихся, пробудить интерес к теме будущего проекта, активизировать имеющиеся знания, консультировать учащихся при постановке цели и задач. Учащиеся формируют группы, распределяют роли, определяют источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления результатов. Самое главное, что учащиеся должны стать активными деятелями с самого начала работы над проектом.
Выполнение проекта. Это самый длинный и интенсивный этап работы над проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель – наблюдатель и если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта. Нередко на данной стадии привлекаются родители учащихся. Они оказывают помощь в сборе информации и оформлении материалов проектной деятельности.
Презентация. Этот этап предполагает презентацию конечного продукта с помощью различных средств. Это могут быть рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и т.п. Конечный продукт (неважно как он представлен) должен быть результатом тех заданий, которые выполняют учащиеся во время работы над проектом. Без этого вся работа над проектом будет бессмысленной. В итоге участники проекта должны защитить его (продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Во время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения.
Оценивание. Завершается работа над проектом оцениванием (учителем, одноклассниками и самооценкой). Учащиеся могут оценить свой проект или проект своих товарищей через ролевые игры, интервью и т.п. В процессе оценивания учитель преимущественно акцентирует внимание на умениях и знаниях, учащиеся на том, как работал каждый член группы во время выполнения проекта, на том прогрессе, которого достиг каждый. Оценивание может проходить в виде дискуссий в малых группах. Общая оценка проектной деятельности должна включать следующие моменты: понимание темы и проблемы, степень участия учителя, организация работы, исходные знания. Важнейшей составляющей данного этапа является рефлексия (самоанализ и самооценка). Каждый из участников проектирования как бы "пропускает через себя" полученную всей группой информацию, оценивает: что удалось, а что не получилось.
В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы в современной школе. Он занимает значительное место наряду с другими активными методами обучения. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы, реализует творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления, учит отбору и анализу информации, т.е. тем компетенциям, которые определяют современное качество образования.

Список использованных источников

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании//География в школе. 2002. – №6.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
4. Розанов Л. Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению//География в школе. 2004 – №7.
5. Fried-Booth D.L. Project Work, Oxford: Oxford University Press, 2002.
6. Mahrová A. Project work in English classroom: The e-magazine. Diploma thesis; Brno, 2010.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: malusheva20 (19.08.2013) | Автор: Малышева Яна Викторовна E
Просмотров: 49393 | Теги: этапы проектной деятельности, фгос, активная познавательная деятельност | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz