Современные технологии духовно - нравственного развития и воспитания учащихся во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности на различных уровнях государственной и социальной структуры рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных современных технологий. Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. Организация проектной деятельности обучающихся является хорошим условием решения воспитательных задач образовательного учреждения, повышения уровня мотивации обучающихся. Участие в проектах дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями, позволяет реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Работа способствует большей сплоченности классного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах. Нами накоплен большой опыт применения проектного метода в организации внеурочной деятельности. Хотим предложить к рассмотрению проект для 5-6 классов «Что мы знаем о поселке Ленинском?» по изучению географии, истории и памятников места в котором ребята живут. Цель и задачи проекта: воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности учащихся; расширение кругозора учащихся в области краеведения, формирование познавательных интересов и способностей, развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству; формирование навыков исследовательской деятельности учащихся. В ходе работы выделились группы, которые работали в разных направлениях: одни изучали историю поселка, вторые – его географическое положение, третьи – памятники природы, четвертые – памятники культуры. Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещали библиотеки, общественные организации, использовали Интернет, что способствовало развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. В результате исследований ребята более подробно познакомилась с историей родного края, его достопримечательностями, земляками. Результатом проектной и исследовательской деятельности стала публичное выступление групп перед участниками проекта и учащимися школы. Выступления сопровождались мультимедийными презентациями, фотофильмом, буклетами, которые впоследствии используется как учебный материал на уроках или внеурочном занятии в школе, и позволяют создать информационное пространство воспитательной системы. Анализируя проведённую работу, хотим отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов: возрос познавательный интерес обучающихся; повысилась мотивация к учебной деятельности; ·совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива; повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
В заключение следует отметить, что метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, одним из эффективных средств решения задач духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.