Пятница, 26.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Метод учебного проекта во внеурочной деятельности и на уроках математики в НПО.
В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника НПО и СПО требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников НПО и СПО к взрослой жизни и трудовой деятельности
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
Проектная деятельность внедрялась в наши школы уже в тридцатые годы ХХ в., однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея спущенная сверху не воспринималась учительством как нечто необходимое и важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит в исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
• показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
• реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
• продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
• подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Обучающиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, подходов и решений тех или иных проблем.
Желательно чтобы обучающийся или группа выбрала тему самостоятельно. Обоснование мотива выбора необязательна.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше студентов группы, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Обучающийся (или группа обучающихся) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одногруппников, для коллектива преподавателей своего общеобразовательного учреждения или за его пределами. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые обучающийся выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь преподаватель (или более сильные одногруппники).
Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это показывает преподавателю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом.
Проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Как же работать с источниками? Вначале обучающийся должен при беглом просмотре источника определить – имеет ил отношение информация к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т.д. Если источник заинтересовал обучающегося, он должен переходить к чтению с полным пониманием. Таким образом, путем разных стратегий, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Вообще не нужно бояться данного этапа. Именно на данном этапе снимаются все трудности: они сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.

Под моим руководством проводилась исследовательская работа по дисциплине «Математика» на тему «Применение определенного интеграла для вычисления площадей криволинейных трапеций» в группе студентов НПО. Перед студентами была поставлена проблема: можно ли находить площади криволинейных трапеций нетрадиционными методами, т.е. без использования формулы Ньютона-Лейбница, предложенной учебной программой?
Исследовательская работа проводилась малыми группами студентов 2 курса колледжа по специальности «Пожарный» в течение 3 недель, в течение периода изучения раздела «Интегральное исчисление»
Студентами был изучен теоретический материал, как на занятиях, так и самостоятельно, но под руководством преподавателя. Были выделены 4 направления работы студентов «Классические методы вычисления площадей криволинейных трапеций», «Метод трапеций - численный метод вычисления площадей криволинейных трапеций», «Метод Симпсона - численный метод вычисления площадей криволинейных трапеций» и «Вычисление площадей криволинейных трапеций в программе Маткад» составлен план исследования. Студенты были разбиты на 3 малых группы. Внутри каждой малой группы обязанности были распределены, кто занимался отбором материала, кто – оформлением работы. Представленные проекты являются среднесрочными монопроектами.
Проекты оформлялись и в письменном виде и путем публичной защиты – с помощью мультимедийных презентаций. Проекты содержат в себе графический материал, вывод формул, примеры решения задач.
Результаты своей работы обучающиеся представили в виде защиты проектом. Защищая свой проект, обучающиеся имели возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении других проектов.
Результаты своих исследований каждая из групп записывали в общую наглядную таблицу. После чего объединившись обучающиеся сделали вывод: какой из методов лучший и для чего существует множество разнообразных методов. В итоге обучающиеся высказали свое мнение о том, что они хотели бы узнать о других методах вычисления площадей криволинейных трапеций, высказали желание заниматься проектной деятельностью и на других предметах.
В приложениях представлены презентации проектов студентов и план занятия - защиты проектов.
Итак, ведущая линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Студент способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 47 с.
2. Антонова Е. Метод проектов в обучении математике. Дрофа. 2008.
3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии М.:Сентябрь, 1996.
4. Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании. Математика. Дрофа. 2008.
5. Гузеев В.В Проектное обучение как одна из интегральных технологий. (статья)
Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.:РИВШ БГУ, 203. 240с.

Источник: http://yadi.sk/d/ZcHeq5NgF9fHr
Категория: Научно-исследовательские проекты | Добавил: pronina (29.12.2013) | Автор: Пронина Лариса Ивановна E
Просмотров: 3616 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz