Четверг, 01.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 402
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Механизм метода проектов на уроках немецкого языка на примере учебного проекта "Любовная лирика в произведениях немецких поэтов"
Механизм метода проектов на уроках немецкого языка на примере учебного проекта «Любовная лирика в произведениях немецких поэтов»
Тезаурус:
Проект- Проект (от лат. projectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого- либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Учебный проект- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные, в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Творческая деятельность - это деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.
Класс: 8-10 кл
Блоки учебно-тематического планирования, в которых возможно использование данного вида Проекта:
Класс Тема Цель Примечания
8 «Путешествие по Германии» Познакомить учащихся с культурным достоянием Германии – творчеством знаменитых поэтов, воспевающих любовь. Первичное знакомство в рамках темы должно привлечь и заинтересовать учащихся творчеством немецких поэтов.
9 «Каникулы и книги» Обратить внимание учащихся на необходимость каждого культурного человека с пользой проводить свободное время; на возможность познакомиться с творчеством знаменитых поэтов, воспевающих любовь.
Девятиклассники обладают определёнными знаниями о творчестве немецких поэтов; необходимо подвести учащихся к мысли о их собственном духовном обогащении через изучение любовных произведений немецких поэтов.
10 «Любовь»
«Литература»
«Музыка» Создать условия для аналитической деятельности по творчеству знаменитых немецких поэтов, воспевающих любовь.
Предоставить право выбора старшеклассникам самим трактовать знаменитые произведения, используя все знания стихосложения. Очень важно в 10 классе предоставить возможность учащимся в выработке своей собственной позиции по поводу творчества того или иного немецкого поэта.
Позиция должна быть доказана и аргументирована.
Дополнением к урочной деятельности во всех классах практикуется обязательное внеклассное чтение "Любовная лирика в произведениях немецких поэтов". Это позволяет расширить рамки изучения данного вопроса и предоставить учащимся более широкий выбор тем для проектов.
Идея: правильно организованная самостоятельная творческая деятельность учащихся по выполнению учебного проекта способствует:повышению учебной мотивации, развитию познавательной активности,
формированию коммуникативной и речевой компетенций
Компонентный состав коммуникативной компетенции:
Лингвистическая компетенция — уровень владения языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста.
Речевая компетенция — уровень владения навыками общения на изученном лексико-грамматическом материале.
Страноведческая компетенция — уровень владения знаниями об исторических, географических и национальных особенностях страны изучаемого языка.
Социокультурная компетенция — уровень владения знаниями:
а) об образе, стиле, уровне жизни народа страны изучаемого языка;
б) о национально-культурных традициях;
в) о речевом этикете
Цель: Описать процесс подготовки и представления учебного проекта на уроках немецкого языка на основе имеющегося опыта
Задачи: 1. -Изучение теоретического материала по теме.
-Разработка и апробация проекта «Любовная лирика в произведения немецких поэтов» в урочной и внеурочной деятельности.
-Анализ и обобщение полученного опыта.
Форма организации учащихся для работы над проектом: творческие группы, индивидуальная деятельность.
Варианты формирования групп:
-По интересам
-По симпатиям
-По жребию
-По половой принадлежности (мальчики, девочки)
-По методике «Найди пару» (по частям разрезанной открытки)
-Разновозрастные группы
Методы и приемы творческой деятельности учащихся:
поисковая;
исследовательская;
театрализация;
мультимедиа;
презентация;
публикация.
Оформление продуктов проектной деятельности:
наглядный, оригинально оформленный анализ произведений;
тематическая газета;
рефераты, доклады;
творчески оформленные переводы произведений
Представление результатов проектной деятельности:
• презентация творческих работ,
• фотовыставки,
• концерт,
• заочные экскурсии,
• мультимедийный продукт,
• защита рефератов,
• конкурс переводов.
Время работы над проектом: от 2 до 5 недель.
Цели обучения, развития, воспитания: Образовательная: культуроведческое обогащение за счет сведенийкультурных ценностях и культурной жизни народов стран изучаемого языка;
Развивающая:
развитие общеучебных умений (работа с учебником, сборником . упражнений, книгой для чтения, справочной литературой, словарем).
приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации.
Воспитательная:
формирование своей собственной авторской позиции; умения ее защищать
формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
Формы взаимодействия учащихся с руководителем проекта:
Форма взаимодействия Цель взаимодействия

• Урок Отработать необходимый минимум учебного содержания по теме проекта.
• Учебное занятие элективного курса Нахождение и самостоятельное исследование дополнительной информации по теме проекта.
• Кружок любителей поэзии
Свободное обсуждение творчества немецких поэтов; представление своих авторских переводов.
• Индивидуальные и групповые консультации Совместный анализ наработанных учащимися материалов; корректировка.
Дистанционное взаимодействие Поиск новой информации через Интернет, ответы на вопросы и получение обратной информации о ходе работы над проектом.
Факультатив Предоставление и отбор дополнительной информации по теме проекта.
Ресурсное обеспечение:
информационно-техническое обеспечение: книги, видеофильмы о жизни и творчестве немецких поэтов Г.Гейне, Ф.Шиллере, И.В.Гёте. Интернет, материалы районных и школьных библиотек, материалы музеев (дистанционно), материалы и воспоминания учителей, учащихся, родителей, побывавших в зарубежных поездках.
Кадровое обеспечение: учителя немецкого языка и литературы, работники библиотек, работники школы искусств, родители, интересующиеся литературным творчеством.
Методическое обеспечение: комплект методической литературы Гёте-Института;
Новые УМК по немецкому языку:
-И.Л.Бим.Немецкий язык. 5-11 классы;
- Программы образовательных учреждений: «Немецкий язык» (Допущено Министерством образования РФ);
- Журналы «Иностранные языки в школе».
Этапы работы над проектом:
-предпроект;
-этап планирования работы над проектом;
-аналитический этап;
-этап обобщения;
-презентация полученных результатов.
1. Предпроект: Исходным этапом работы является предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.
В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в данную область исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения —это сотрудничество и сотворчество.
На первую встречу, как правило, приходят многие — почти все учащиеся 8-10 классов. Они еще не знают, зачем пришли, ими руководят интерес и чувство солидарности. Особенно важно для учителя, чтобы среди пришедших оказался явный или неявный лидер ученического коллектива, так как он впоследствии может стать и лидером проектной группы. Опыт показывает, что эта встреча самая сложная, она должна быть всесторонне продумана педагогом вплоть до проигрывания возможных ответов учеников на поставленные вопросы.
Уже на этом этапе внимание уделяется оформлению кабинета, в котором проводятся встречи. На первом собрании представляются цели работы над проектом и содержание первого этапа.
Цели работы над проектом:
-научить самостоятельному достижению намеченной цели;
-научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
-сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
-сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
-сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
На первом же собрании группы школьниками выдвигаются вопросы и проблемы, представляющие для них интерес. Они предложили изучить биографию немецких авторов Г. Гейне, Ф. Шиллера, И.В. Гёте, творчество поэтов, а также выпустить сборник творческих работ по переводу немецкой лирики. Высказывание проблем — процесс шумный и довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые являются ядром предпроекта. Учитель, работая науроке над лирическими произведениями, предлагает перевести стихотворения немецких авторов Г. Гейне, Ф. Шиллера, И.В. Гёте. В конце собрания назначается точная дата следующей встречи и дается конкретное задание — определиться, какой из предложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан приоритет. На второе собрание проектной группы, как показывает опыт, приходят те учащиеся, которые твердо решили принять участие в предложенной работе. Собрание начинается с выбора секретаря в чьи обязанности входит ведение протокола. Главная задача этого собрания — формулирование темы проекта и распределение по подгруппам. Следующим шагом является распределение участников на подгруппы и определение тем их работы как компонентов общей исследовательской немы.
Затем формулируются темы сообщений, докладов.
Участники проектной группы получают задание придумать эмблему проектной группы и просмотреть литературу по теме сообщений, имеющуюся в библиотеке. А также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и связанной с проблематикой работы. Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по подгруппам, а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название тем сообщений на ратмане.
На данном этапе работы над учебным проектом проводится знакомство со стихами немецких поэтов Г.Гейне, Ф.Шиллера, И. В.Гёте. Учащимся предлагается изучить биографию этих авторов. Далее формулируется тема проекта, выдвигаются вопросы и проблемы. По моим наблюдениям работа проходит более эффективно, когда учащимся предлагается самостоятельно найти информацию, посмотреть в Интернете, спросить у родителей или выбрать из предложенной учителем.
2. Планирование работы над проектом: Основная цель этапа планирования, который начинается с третьего собрания проектной группы, получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
На этом этапе нами определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:
Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять сообщение?
А также мы определяем временные рамки, ограничивающие этапы работы, обсуждаем варианты отчетности о выполненной работе. Учащимся я предлагаю сформулировать наиболее актуальные проблемы, которые могут оказать влияние на ход работы
Далее учащиеся разбиваются на группы по интересам и составляют план работы каждой группы:
группа "Редакторы" - сбор информации о жизни и творчестве немецких поэтов, написание сообщений по теме "Любовная лирика в произведениях немецких поэтов".
группа "Фотокорреспонденты" - сбор фотоматериала на экскурсиях, в музеях,в зарубежных поездках, в сети Интернет, выпуск стенгазет, фотовыставок.
группа "Переводчики" - поиск и знакомство с классическими переводами немецкой поэзии, а также собственный перевод данных произведений.
группа "Чтецы" - выпуск сборника творческих работ по переводу немецкой лирики, участники конкурса чтецов, концерта.
группа "Аналитики" - анализируют проделанную работу, выходом, которой является викторина по творчеству данных поэтов, мультимедийная презентация
На этом этапе работы определяются основные проблемы проекта. Учащиеся делятся на группы, составляют план работы групп по решению данных проблем. Могу отметить то, что здесь не возникает проблему старшеклассников, а учащиеся младших классов испытывают затруднения с такой работой и поэтому приходится прибегнуть к жеребьевке.
3. Аналитический этап: Основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.
На четвертом собрании групп проводится библиотечное занятие. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системойбиблиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Пятое собрание посвящается обучению умениям конспектировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать план своего будущего сообщения и составить список используемой литературы и других источников информации.
Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуют¬ся консультационные встречи с участниками подгрупп. Шестое собрание проектных групп предполагает подведение итогов про¬деланной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над сообщениями, докладами. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники - подготовка к презентации. Участники проектной группы решают, что шля презентации необходимы видео - и фотосюжеты.
Учащиеся самостоятельно проводят исследование, анализируют полученную информацию. На этом этапе подводятся промежуточные итоги, и начинается подготовка к презентации. Иногда не хватает времени на данную работу, но ребят это не пугает, они с удовольствием продолжают работать дальше не во вред более важным делам. Моя роль - роль консультанта и помощника.
4. Этап обобщения: Систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде сообщений, докладов, стенгазет, презентации.).
Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. На седьмое собрание все участники первой группы приносят свои сообщения, доклады. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над сообщениями и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп (стенгазет, презентации).
Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование.
На этапе обобщения дается краткий отчет о проделанной работе. Каждая подгруппа готовится к выступлению. Я просматриваю, полученную информацию, и лишь изредка вношу дополнения. Если необходимо, помогаю сделать обобщение.
5.Презентация полученных результатов: На этом этапе учащиеся обмениваются полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся, осмысливают полученные данные и способ достижения результата. Мы все вместе обсуждаем и представляем результаты работы над проектом на уровне школы, и т.д. Мои учащиеся участвуют в конкурсе чтецов «Мир без границ», где декламируют отрывки из произведений немецких поэтов. Особенность этого этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть
подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип "обучения посредством деятельности", рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
На заключительном этапе происходит обмен полученной информацией, обсуждаются и представляются результаты работы на уровне школы и т.д. Учащиеся принимают участие в конкурсе чтецов. Проводится анкетирование учащихся.
Исходя, из своих наблюдений и опыта работы могу заметить, что наибольшее удовлетворение ребята получают тогда, когда на презентацию проектов, конкурс чтецов приходят их родители, друзья, учителя.
Заключение.
Исходя, из своего опыта работы по применению метода проектов, я могу констатировать, что в процессе данной работы:
Дети чувствуют себя более расковано и свободно;
Активизируется их мыслительная и речевая деятельность;
Развивается творчество и фантазия;
Совершенствуются произносительные навыки;
Развивается интерес к литературному творчеству;
Лучше усваивается культура страны изучаемого языка;
Формируется художественный вкус;
Углубляется знание языка, так как при этом происходит процесс запоминания лексики.
Подводя итоги работы над проектной деятельностью, я провела небольшое исследование и предложила учащимся ответить на несколько вопросов.
Цель анкетирования: выяснить уровень интереса ребят к проектной деятельности и влияние данного вида работ на учебно-познавательную мотивацию. Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.
1. Какими источниками информации вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги;
б) Периодическая печать;
в) Интернет;
г) Учитель;
д) Другие (укажите какие)

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проекта
а) Да;
б) Нет.

3. Подготовка проекта оторвала у вас время от более важных и интересных дел?
а) Да;
б) Нет

2. Будет ли интересна работа над проектами следующим за вами школьникам?
а) Да; б) Нет

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проекта, можно сделать следующие выводы:
• При подготовке проекта учащиеся в большей степени самостоятельно находили нужную информацию, иногда прибегая к помощи учителя.
• Подготовка проекта не повлияла отрицательно на более важные дела учеников, так как было достаточно времени на работу, которую они выполняли с интересом.
• Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами немецкого языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые, коммуникативные, интеллектуальные и т.д.
• Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального творческого результата за определенный промежуток времени.
• Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее индивидуальных способностей, склонностей, интересов.
• При работе над проектами у учащихся повышается учебно- познавательная мотивация, формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, в том числе и с различными источниками информации.
Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.
Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самогоучителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство привлечения учащихся к интересной увлекательной деятельности. Оно способствует развитию у ребят осознания себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.
В заключении небольшое лирическое отступление, навеянное некоторыми проблемными моментами в ходе работы над проектами. Хотелось бы представить, как это все может быть в недалеком будущем. Школа для ребенка - активная школа, предполагающая выполнение многочисленных заданий, которые часто придумываются на ходу, потому что их нет ни в одной книге. Для этого, естественно, учителю и ребенку необходим доступ к ИКТ в любое время (к сожалению не все еще дети имеют дома компьютерную технику и доступ к Интернет, не у всех дома есть библиотека).
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации
. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Список использованной литературы.
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в сиетеме образования М., 2000
2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002
4. Чуракова О.В., И.С.Фишман. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. Выпуск 1, Самара, 2002
5. ИЯШ. 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ».
6. ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. « Проект на уроках немецкого языка» английского языка»
7. Журнал «Сибирский учитель», 2004 №1 Синенко В.Я. « Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования»
8. Журнал «Преподавание истории и обществознания», 2002 №9 Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся.
9. Журнал «Преподавание истории и обществознания», 2002г., №9 Мачехина В.Н. Организация проектной . деятельности старшеклассников.
10. Журнал «Преподавание истории и обществознания», 2001 №9 Проект: «20 век: год за годом».
11 .Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии».
12.Журнал «Сибирский учитель», 2004 №2 Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России.
13.Бим И.Л. и др.Учебники немецкого языка для 2-11 классов. М.Порсвещение.2010г.
14.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//ИЯШ .-2000г.-№1.
15.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ -2000г._№2, №3.
Категория: Научно-исследовательские проекты | Добавил: matroschka555 (01.04.2013) | Автор: Родина Надежда Владимировна E
Просмотров: 2678 | Теги: творческая деятельность, ПРОЕКТ, лингвистическая компетенция, проектная деятельность, речевая компетенция, коммуникативная компетенция, учебный проект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz