Суббота, 31.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Исследовательская деятельность учащихся на базе цифровой лаборатории
Исследовательская деятельность учащихся на базе цифровой лаборатории
Родионова Марина Александровна, учитель географии
Шпичко Владимир Николаевич, учитель физики
________________________________________

Статья содержит информацию для учителя об особенностях проведения учебного исследования на базе цифровой лаборатории, его содержании, цели и задачах.
Исследовательская деятельность учащихся на базе цифровой лаборатории позволяет расширить круг экспериментальной деятельности учителя и ученика в общеобразовательной и профильной школе.
Цель:
Сформировать представление научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Повысить мотивацию учащихся к исследовательской деятельности.
2. Сформировать у учащихся универсальные умения и навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний.
3. Реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося при поведении исследовательской работы.
4. Воспитывать позитивное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе;
5. Сформировать у учащихся готовность самостоятельно, творчески осваивать и апробировать новые способы деятельности в любой области культуры.
Актуальность:
Сегодня необходима система обучения, гарантирующая формирование у учащихся приемов учебной деятельности (ОУУН) на основе системной организации исследовательской деятельности.
В основе методических разработок уроков заложена концепция развивающего обучения В.В.Давыдова. Исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся новые мотивы на основе уже существующих потребностей и интересов. Учащиеся, в процессе исследовательской деятельности, усваивают принципы и способы учебной деятельности, решают учебные задачи сами ищут подходы к их решению, при этом происходит формирование личностных качеств, общечеловеческих ценностей и отношения к окружающему миру.
Сегодня очень важно вооружить учащегося не столько знаниями, сколько способами овладения ими. При проведении предлагаемых работ формируются универсальные умения и навыки, которые позволяют учащимся применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Ожидаемыми результатами обучения являются: повышение эффективности учебного процесса, формирование элементов экологической культуры, ИКТ - грамотности, универсальных умений и навыков, а также развитие творческой личности учащегося.
Новизна:
Формируется понятие научного способа познания при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Используемое оборудование:
Рулетка, весы, персональный компьютер (для обработки и оформления результатов), автоматический тонометр, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, бинокуляр, ноутбук, атласы-определители (диски), цифровая лаборатория: портативный компьютер Nova с набором датчиков. В комплекте физических датчиков: датчик напряжения 25 В, датчик тока 2,5А, датчик тока 250мА, микрофонный датчик 2В, датчик освещенности 0 300лк, датчик давления 0 700кПа, датчик силы 50Н, датчик индукции магнитного поля, датчик расстояния с блоком питания 0-6м, датчик температуры –10+110. В комплекте биохимических датчиков: датчик освещенности 0 300лк, датчик влажности 0-100% , рН-метр 0-14рН, датчик дыхания 315л/мин, датчик кислорода, датчик частоты сердечных сокращений, колориметр (датчик цвета), датчик температуры -10-110.
Рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся:
Работы можно проводить как в ходе урока, так и в работе объединений дополнительного образования. Цифровая лаборатория - это оборудование и программное обеспечение для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков используют учителя и ученики на уроках физики, химии и биологии, географии.
На уроке, как правило, демонстрируются работы с помощью цифровой лаборатории, которые могут вызвать интерес у всех учащихся. К компьютеру Nova подключаются датчики, необходимые для проведения эксперимента и проводится работа в демонстрационном режиме, выводя результаты исследований на экран через мультимедийный проектор в виде графиков и таблиц. Можно использовать цифровую лабораторию в работе отдельной группы учащихся, а также с целым классом при проведении фронтальной лабораторной работы, при этом рекомендуем обучить консультантов из учеников, которые в ходе урока будут помогать учителю. Результаты общих работ на уроке оформляются в виде таблицы и вывешиваются в классе.
Во внеурочной деятельности исследования проводятся с учащимися, которые приходят на объединение дополнительного образования. Продумывается ход эксперимента, готовится необходимое оборудование (в том числе компьютер Nova c необходимыми датчиками), проводятся неоднократные замеры, сохраняются результаты, анализируются, оформляются работы на Nova, или на ноутбуке, или настольном ПК в программах Word, Excel, Power Point. Исследования проводятся на качественно новом уровне: регистрируется не только конечный результат, но и весь процесс изменения параметров. Информация сохраняется в виде графика и при необходимости ее можно продемонстрировать еще раз. Режим измерений может быть и очень кратким (сотые доли секунды), и долгосрочным (несколько дней). Лаборатория мобильна и невелика по размерам, легка в эксплуатации и заменяет ряд сложных измерительных приборов, поэтому удобно ее использовать при проведении экскурсий в парк или во время походов. Экскурсия проводится после уроков (иногда во время сдвоенных уроков географии) или в выходной день с группой учащихся по предварительной с ними договоренности. Заранее намечается план работы на этот выход, подбирается необходимое оборудование (датчики, карманный компьютер, емкости для проб воды или снега, фотоаппарат, компасы, рулетка) и обговаривается время выхода и работа каждого участника в группе. В парке по ходу маршрута может измеряться и записываться, например, с помощью компьютера Nova и датчиков температура воздуха, температура воды в естественных водоемах, температура снега. Можно взять пробы воды и почвы в разных точках маршрута, собрать образцы растений и минералов, сфотографировать интересные на ваш взгляд места и самих участников за работой. Если для работы необходимо, можно с собой взять ноутбук, диски- определители, цифровой микроскоп и проводить изучение природы в полевых условиях.
Данная система работы объединения позволяет охватить большое количество учащихся в школе и привить им вкус к исследовательскому подходу изучения окружающей среды. Дети, которые участвуют во всех направлениях работы, становятся маленькими исследователями и выступают потом на различных конференциях, семинарах и выставках. Цифровые лаборатории помогают работать с информацией на качественно новом уровне, позволяют измерить, увидеть, записать особенности процессов, протекающих в природе и попробовать понять окружающий нас мир. Комплексный подход к решению задачи учащимся помогает увидеть природу, как единое целое, не ограниченное рамками школьных предметов. В результате экспериментальной работы повышается уровень знаний за счет активной деятельности учащихся, в исследовательских проектах раскрывается их творческий потенциал. Навыки, приобретенные в работе, помогают в стремлении к знаниям в школе, и мы надеемся, что и не только в школе.
Основные методы и формы работы
Для изучения предметов естественно - научного цикла очень важен исследовательский метод. Основная задача учителя - научить ученика самостоятельно проводить исследование, применять знания в новых нестандартных ситуациях, находить причины и следствия процессов, происходящих в городской среде, уметь прогнозировать, а для этого надо сформировать исследовательские умения учащегося. Применяются общенаучные методы – опыт, эксперимент, наблюдение, моделирование, анализ, обобщение, классификация.
Основными формами обучения является фронтальная лабораторная работа, работа в группе, работа в паре, беседа и игра (теоретические занятия), экскурсионная и самостоятельная исследовательская работа (экспедиции в парк, лес, многодневные экспедиции)

Некоторые темы исследовательских работ:

Пример исследовательской работы:
Модель возникновения холодного Лабрадорского течения на модели конвекции
Цель работы:
Смоделировать процесс возникновения холодного течения с помощью физического оборудования с использованием цифровой лаборатории.
Теоретические основы:
Морские течения различаются по происхождению, расположению, физико-химическим свойствам и устойчивости. По происхождению течения бывают ветровыми и градиентными, в том числе плотностными.
Ветровые течения образуются под действием ветров, в результате сил трения воды и воздуха, турбулентной вязкости, градиента давления, отклоняющей силы вращения Земли и некоторых других факторов. Ветровые течения всегда поверхностные. Теория ветровых течений была разработана учеными В. Экманом, В. Б. Штокманом, Н. С. Линейкиным, Г. Стоммелом.
Плотностные течения – это градиентные течения, которые образуются в морях и океанах в результате разницы давлений, которые обусловлены неравномерным распределением плотности морской воды. Плотностные течения образуются в глубинных слоях морей и океанов. Теория плотностных течений была разработана учеными Б. Гелланд-Хансеном, И. В. Сандстрёмом, Н. Н. Зубовым. Ярким примером плотностных течений является теплое течение Гольфстрим.
Гольфстрим вытекает из Флоридского течения, которое, в свою очередь, движется от экватора и впадает в Мексиканский залив, пройдя по часовой стрелке, вытекает в Атлантический океан через пролив между Кубой и Флоридой, сливается с Антильским течением и превращается в Гольфстрим. Тепло, приносимое течением в Европу, существенно влияет на ее климат. Благодаря Гольфстриму, в Европе наблюдается более теплый и мягкий климат, чем на аналогичных широтах в Северной Америке и Азии. Изменение курса течения, в свою очередь, может привести к катастрофическому похолоданию в Европе. Из Северного Ледовитого в Атлантический океан поступают двумя мощными потоками холодные и опресненные воды. Один из них следует вдоль восточного берега Гренландии как Восточно-Гренландское течение, которое южнее Датского пролива сталкивается и перемешивается с теплыми водами течения Ирмингера. Другой направляется через Баффинов залив вдоль берегов Северной Америки, у которого он известен как холодное Лабрадорское течение, и южнее Ньюфаундленда сталкивается с Гольфстримом, частично отклоняясь к востоку, следует до мыса Хаттерас, образуя холодную стену между теплыми водами и берегом. Таким образом, умеренный климат Европы во многом “заслуга” Лабрадорского течения.[2]
Оборудование:

Монтаж экспериментальной установки
Подключить датчики температуры к компьютеру.
Установка параметров измерения
• частота – 1 раз в секунду
• длительность – 1000 замеров (эксперимент можно остановить ранее, чем через 1000 замеров)
Порядок проведения эксперимента
1. Расположить стеклянную емкость для моделирования конвекции на штативе и налить в нее горячую воду.
2. Поместить 2 датчика температуры в 2 трубки на концах емкости.
3. Запустить опыт.
4. Медленно в одну из трубок добавлять снег или лед. Производить измерения до тех пор, пока температура в другой трубке не начнет изменяться. Зафиксировать изменения.
5. Сохранить результат эксперимента.
Обработка и анализ результатов
1. Открыть файл опыта на КПК или ПК.
2. Проанализируйте полученные графики температуры. Определите скорости изменения температуры в различных пробирках (производную).
3. Сделать выводы.
Вопросы для предварительного опроса и защиты работы:
1. Какие причины возникновения течений Мирового океана вы знаете?
2. Каково происхождение Лабрадорского течения?
3. Какие последствия может иметь процесс ослабления Лабрадорского течения?
Комментарии к проведению учебного исследования:
Модель возникновения холодного Лабрадорского течения на модели конвекции
Цель: смоделировать процесс возникновения холодного течения с помощью физического оборудования с использованием цифровой лаборатории.
График №1
Графики изменения температуры в двух трубках для демонстрации конвекции

Вывод: в результате добавления снега в одну из трубок, вода в ней наверху охладилась. Ее плотность увеличилась, и она опускается вниз, выдавливая теплую воду вверх другой трубки, за счет чего во второй трубке к датчику(2) подходит холодная вода и он показывает уменьшение температуры, а к датчику(1) подходит выдавленная теплая вода, и он показывает увеличение температуры. Это явление - обратная конвекция, в процессе которой участвует холодное течение такое, как Лабрадорское.

Источник: http://yadi.sk/d/vCUEfZsw42nkC
Категория: Научно-исследовательские проекты | Добавил: rodionova69 (14.04.2013) | Автор: Родионова Марина Александровна E
Просмотров: 2461 | Комментарии: 1 | Теги: Исследовательская деятельность, цифровая лаборатория | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz