Пятница, 26.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая разработка внеклассного мероприятия «У похода есть начало…».
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«У похода есть начало…».
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению истории родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Цели и задачи методической разработки:
– мотивация детей к путешествиям, к "романтическим" профессиям;
– обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания;
– обучение различным способам разрешения нестандартных ситуаций;
– овладение основными туристско-спортивными умениями, навыками и знаниями в пешеходном туризме.
– актуализация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов воспитанников;
– формирование всесторонне образованной и развитой личности средствами туризма, краеведения и экологических исследований через познание окружающей среды и самого себя с учетом биологической природы и индивидуальных особенностей личности воспитанников;
– создание условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, укрепления самоуважения, уверенности в себе.
Методическая разработка рассчитана на учащихся начальных классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму.
Данная разработка рекомендована педагогам дополнительного образования детей, учителям начальных классов, учителям географии и биологии, для организации внеклассных мероприятий в школе, а также для учителей средних классов.
Туристские умения и навыки необходимо прививать детям уже в начальной школе. В этом возрасте школьники смотрят на мир широко открытыми глазами и, как губка, впитывают в себя всё интересное. А занятия туризмом и увлекательны, и полезны. К тому же, какой школьник не захочет почувствовать себя настоящим путешественником, открывать новое, неизведанное в природе, в людях, найти в туристской среде новых друзей и, преодолевая различные препятствия, приобретать уверенность в себе, в своих силах!
Когда говорят о туризме, то сразу в памяти возникают цветные палатки на лесной опушке, вечерний костёр, чай с дымком и многое другое, что является неотъемлемой частью туристских походов.
Ну, а можно ли совершить путешествие, если ты сидишь в своём классе, за своей партой, а за окнами хлещет ноябрьский дождь или бушует февральская вьюга? Мы утверждаем, что можно, и готовы это доказать. Называется игра «Мы собираемся в поход!»
Ребята путешествуют, не выходя из класса, но при этом готовятся к настоящим походам, в которые они обязательно пойдут во время каникул. Игра проходит в виде соревнований между командами в классе.
«Мы собираемся в поход!»
(игра – путешествие для начальных классов).
Методика проведения:
1. Игра проводится с классом в форме соревнования.
2. Время проведения – 45 мин.
3. Возраст участников игры – начальные классы.
4. В конце игры проводится итог с выявлением команды-победительницы.
5. Награждение.
Дидактический материал:
- карточки с изображением предметов, необходимых для похода, карточки с изображением грибов и лекарственных растений;
- альбомные листы, цветные карандаши;
- 2 конверта;
- деревянные палочки длиной 10 см. – 30 штук.
Руководитель начинает игру коротким вступлением: «Мы отправляемся с вами в поход с ночлегом. Кто бывал в походах, тот знает, а кто не бывал – пусть подумает, что надо взять».
Задание №1. Сборы в поход.
Каждой команде выдаётся конверт, на лицевой стороне которого схематично изображён рюкзак. Вместе с конвертом ребята получают комплект небольших картинок с изображениями различных предметов (если нет картинок, можно заменить их маленькими карточками с названиями этих предметов). Среди предметов могут быть: ведро, зонтик, ножницы, ложка, кружка, топор, тетрадь, утюг, верёвка, фотоаппарат, спальный мешок, котелок и.т.д.
Ребятам предлагается выбрать из комплекта картинок изображения, необходимые для похода. Команды через 5 минут возвращают руководителю рюкзак-конверт.
Задание №2. Приготовь сам.
Руководитель продолжает рассказ: «Мы прошли уже 6 км, проголодались и решили сделать привал. Теперь нам нужно приготовить обед». Команды получают новые задания. Первое задание: должны из предложенных деревянных палочек (10 см) сложить типы костров, которые они знают. Второе задание: должны написать названия продуктов, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда. Выполненные задания сдаются руководителю.
Задание №3. Грибы и растения.
«Мы хорошо пообедали, отдохнули, вскинули на плечи рюкзаки, и пошли дальше. Узкая тропинка вьется по густому смешанному лесу. А под деревьями растёт так много грибов! Мы обязательно соберём их и сварим вкусный ужин. Но ведь среди грибов есть и ядовитые. Как их узнать?»
Команды получают 14 карточек с цветными рисунками грибов. Съедобные: белый, подосиновик, моховик, маслёнок, груздь, дубовик, рыжик, опята, лисички, подберёзовик; ядовитые: мухомор, желчный и ложный белый гриб, ложные опята, бледная поганка.
Ребятам нужно на отдельном листе написать названия этих грибов, разделить на съедобные и ядовитые. Для изготовления карточек можно использовать альбомы, книги о грибах.
После этого каждая команда получает гербарные листы или картинки с изображением лекарственных растений. Ребята должны написать названия этих растений, например: малина, черника, шиповник, душица, зверобой, одуванчик, липа, береза, сосна и, если возможно, указать их назначение в медицине.
Задание №4. Где мы находимся?
«Мы так увлеклись сбором грибов лекарственных трав, - рассказывает руководитель, - что сбились с пути и заблудились. Как нам узнать, где мы находимся?»
Каждая команда получает чистый лист бумаги, на нём надо сделать набросок карты своего класса, вообразив себя птицами, которые смотрят на классную комнату сверху. Для выполнения задания необходимо осмотреть класс. Что характерно? Все ли стены одинаковой длины? Уяснив, как выглядит класс, нарисовать стены. Можно использовать цветные карандаши и линейку. Осмотрим класс ещё раз. Где сидит ваша команда? Где место руководителя? Нарисуйте двери, шкафы, парты, классную мебель. Укажите парты вашей команды.
Подведение итогов.
После выполнения задания всеми командами начинается вторая, не менее важная часть игры – подведение итогов. Руководитель спрашивает у ребят, что получилось выполнить, а что нет. Почему? Надо обратить внимание на то, что среди предметов, которые предлагается взять в поход, есть явно лишнее. За каждую лишнюю или забытую вещь команде начисляется штрафное очко. При разборе упражнений руководитель может спросить членов команды, или сам объяснить о последовательности укладки вещей в рюкзак. Точно также разбираются и все остальные задания. Руководитель не просто говорит: «Правильно или неправильно»,- объясняет всё подробно.
«У похода есть начало…»
Туристский поход – одно из любимейших занятий ребят и в школе, и в летнем оздоровительном лагере. Вместе с тем он и мощное средство воспитания, так как предполагает общность интересов, чувство локтя, взаимовыручку, физическую закалку. Начальная школа туризма начинается с походов выходного дня. В этих путешествиях можно изучить и познать свой край, получить первые навыки походной жизни, освоить технические приёмы, физически подготовиться к дальним маршрутам. Однако плохо подготовленное путешествие может нанести вред. Поэтому нужно знать азы туризма, основные требования, предъявляемые к каждому из участников. Походы следует начинать в окрестностях своего города, села, лагеря. Выбор маршрута – главный этап подготовки к походу. Разрабатывать маршрут следует по живописным местам, чтобы избежать однообразия. Перед походом на общем собрании необходимо распределить обязанности между участниками, учитывая склонности и подготовку каждого, назначить санитара, ответственного за походную аптечку и в случае необходимости способного оказать доврачебную помощь, завхоза по снаряжению, завхоза по питанию. Большое значение для здоровья туриста и успеха похода имеет снаряжение. В поход берут только самое необходимое. Недаром говорится, что в походе и иголка пуд весит. Основные требования, которым должно отвечать туристское снаряжение, - это легкость, надежность, прочность, портативность и удобство в эксплуатации. Особенно большие возможности открываются перед туристами летом. Педагог у костра, на привале вводит юных туристов в прекрасный и огромный мир природы, знакомит их с жизнью растений, птиц и зверей, рассказывает, как можно прокормиться в лесу, из каких трав заварить чай, как вылечиться, если простудишься. В туристском походе на большом привале рекомендуется проводить разнообразные туристские игры.
Секретный пакет.
Накануне дня, когда будет проводиться эта игра, руководитель готовит конверты, пакеты или свёрнутые листки бумаги и прячет их в густом лесу или в кустарнике на уровне 1,5 м от земли, но так, чтобы этот пакет можно было заметить. Руководитель фиксирует азимут и расстояния до спрятанных пакетов и записывает все данные у себя в тетради. В зависимости от местных условий, расстояния до конечных точек могут быть от 100 м до 200 м. Желательно, чтобы задания были у всех равноценные, тогда критерием оценки станет время участника, затраченное на поиски.
Узкая тропинка.
Эта игра проводится как соревнование между командами. На поляне условно обозначаются две узкие «тропинки» длиной 30 – 60 м и шириной 25 см. Границы тропинок обозначают двумя шнурами или верёвками, натянутыми между колышками. «Тропинки» заканчиваются круглыми площадками радиусом 1 м. В каждой команде равное чётное количество участников. По команде «Марш!» один из игроков каждой команды берёт на спину «живой груз» – члена своей команды – и старается как можно скорее добраться до пункта «А», чтобы, оставив там «груз», и вернуться к месту старта. Только после этого вступает в игру следующая пара. Команды стремятся как можно скорее доставить «груз» в пункт «А», не задевая и не переступая при движении верёвку. За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок доставит «груз» в пункт «А».
Переправа.
Юным туристам очень важно развивать и тренировать у себя чувство равновесия. Для организации такой игры необходимо найти подходящее бревно или поваленное дерево. Лучше всего, если есть возможность использовать два одинаковых бревна, тогда игра будет проходить как соревнование между командами. А в другом случае ребята будут бороться за личное Первенство. Прежде всего, это обычная переправа по бревну каждого участника в отдельности. За сход с переправы начисляется штрафное очко. Можно провести также переправу со страховкой, как это обычно бывает в походах. В этом случае по команде «Марш!» команда подбегает к бревну и капитан, держа в руках конец верёвки, переправляется первым. Верёвка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего участника, переходит на другую сторону. Последний идёт самый ловкий из ребят. Он сматывает верёвку.
Укладка рюкзака.
Перед началом игры участники аккуратно раскладывают на траве рюкзак и необходимые вещи: спальный мешок, спортивный костюм, предметы туалета, тарелку, кружку, ложку, нож, записную книжку и т.д. Можно каждому из участников дать условные предметы: консервную банку и мешочек с крупой. По команде «Марш!» ребята начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!» Первый, кто справился с задачей, получает количество баллов, равное числу участников, второй – на один балл меньше и т.д. Но скорость – ещё не всё. Важно правильно уложить рюкзак. Укладку рюкзака проверяет руководитель, он штрафует за ошибки. Например, штрафуется участник игры, если он уложил обувь и тарелку вместе или спальный мешок сунул комом. Юные туристы могут забыть, что мыло, туалетные принадлежности, посуда должны лежать в боковых карманах, чтобы их легко можно было достать. Тяжёлые вещи, если они есть, должны быть уложены на дно рюкзака, а лёгкие сверху. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.
Кто быстрее построит дом.
Это упражнение помогает юным туристам научиться быстро и правильно устанавливать палатку. Игра проходит как соревнование для команд из 4 – 5 человек. Перед началом игры палатки уже стоят, а обе команды находятся внутри за застёгнутым пологом. По команде «Марш!» ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают её по всем правилам. Затем по команде судьи ставят палатку вновь. Установив палатку, команда опять забирается внутрь и застёгивает полог. Капитан докладывает: «Готово!». Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Каждое штрафное очко «стоит» 15 сек. Возможен вариант судейства, при котором установка палатки доводится до «нормы» (замечаниями судьи). В этом случае учитывается только чистое время (без учета дополнительного).
Преодоление болота.
Может проводиться как личное, так и командное первенство, причём в различных условиях.
Вариант 1-й – по «кочкам».
Участники делятся на команды по 5-7 человек. Их задача – быстро пройти условный «заболоченный» участок шириною 10 – 15 м, прыгая с «кочки» на «кочку», не касаясь ногами поверхности «болота». Десять «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу», расположены на разных расстояниях от 1 – 1,5 м. На полу их можно просто начертить мелом, а на траве обозначить яркими кольцами, связанными из верёвок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту одним гвоздём. Размер каждой «кочки» – 30-40 см, чтобы участник мог наступить на неё обеими ногами. Команды стартую по очереди. Если сделать две-три одинаковые «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очерёдности движения определяет капитан команды.
Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» – нескольких не тяжелых рюкзаков со снаряжением.
Правила игры:
– участники не должны наступать ногой на «болото», то есть между «кочками», за каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды;
– запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке», за нарушение – штраф;
– штраф назначается и в случае падения предметов снаряжения в «болото».
Вариант 2-й – по «гати» из жердей.
В этом случае состязания лучше проводить как командные. Состав команды 3-5 человек. Задача та же – как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от старта до финиша. Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, который готовится заранее. Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и толщину 5-10 см. Тот, кто идёт в команде первым, берёт две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой, а затем проходит по ним вперёд. Второй участник, передвигаясь за ним, передаёт в руки первому ещё две жерди. Первый участник укладывает их дальше, а остальные продвигаются за ним, передавая новые жерди вперёд. Замыкающий участник должен собрать позади себя освободившиеся жерди и передать их вперёд или нести с собой. Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. При передаче жердей друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения и протягивать жерди по поверхности «болота» скольжением (волоком).
В конце игр подводят итоги и награждают победителей.
Список использованной литературы
1. Бардин К. В. Азбука туризма / К.В. Бардин – М.: Просвещение, 1981.
2. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма / И.В.Васильев – М.: Профиздат, 1973.
3. Лахнин А. Ф., Вызов Б. Е., Прищепа И. М. Военная топография / А.Ф.Лахнин, Б.Е.Вызов, И.М.Прищепа – М.: Воениздат, 1973.
4. Лукашов П. В. Военно-спортивные игра на местности / П.В. Лукашов – М.: Просвещение, 1978.
5. Моргунов Б. П. Туризм / Б.П.Моргунов – М.: Просвещение, 1978.
6. Строев К. Ф. Краеведение / К.Ф. Строев – М.: Просвещение, 1967.
7. Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм / Ю.А.Штюрмер – М.: Физкультура и спорт, 1974.
Категория: Культурно-досуговые проекты | Добавил: larisavas28 (15.01.2014) | Автор: Бекмансурова Надежда Валентиновна E
Просмотров: 3676 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz