Суббота, 31.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Песня - язык русского народа"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» п. Горный

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПЕСНЯ-ЯЗЫК
РУССКОГО НАРОДА»

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель МКДОУ
«Детский сад» п.Горный
Ачинский район Красноярский край
БоровскаяЗульфияНазурлаевна

11.03. 2013 г.

Творческий проект «Песня- язык русского народа».
Подготовительная группа.


Выходит песня на простор.
Полны то удалью, то грустью
Её высокие слова…
Как много бед прошло над Русью,
А песня русская – жива!
Паспорт проекта

Наименование проекта «Песня-язык русского народа»

Цели проекта 1)Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов у детей.

2)Развитие творческих способностей дошкольников через художественную деятельность в области песенного искусства.

Задачи проекта 1)Закрепить знания детей о русском народном песенном творчестве;

2)Активизировать словарь детей через жанры русской народной песни: частушки, колыбельные, игровые, обрядовые, хороводные, плясовые;

3)Научить умению поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;

4)Развивать музыкальные и творческие способности у детей в процессе исполнения различных видов народного творчества;

5) Расширять представление о красоте русской природы;

6) Формировать интерес к народным песням и играм, прививая любовь и уважение к Родине.

7)Патриотическое воспитание

Значимость проекта 1)Ознакомление детей с устным народным творчеством;

2)Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Сроки и этапы реализации Среднесрочный (Март-май).

I этап:
Подготовительный.
Формулировка цели и задач, подбор литературы по народному творчеству;

II этап:
Основной.
Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

III этап:
Завершающий.
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Участники проекта Педагоги, родители,
дети подготовительной группы, сотрудники библиотеки, работники ДК
Проблема 1)Необходимость развития у детей желания как можно больше узнать о народной культуре;

2) Воспитание духовно-нравственных качеств.

Ожидаемый результат проекта 1)Развитие личности ребенка
(улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).

2) Формирование знаний о культуре русского народа.

3)Воспитание у детей общечеловеческих нравственных ценностей.

4)Создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).

5)Организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (Конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица», в посиделках, в празднике «Пасха»).

6)Развитие взаимодействия детского сада и социума.

7) Разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.

Участие родителей в реализации проекта 1)Помощь в создании презентаций.
2)Участие в совместных мероприятиях, развлечениях.
3) Работа с родителями по ознакомлению с народным творчеством, а именно:
-анкетирование;
- неоднократные беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- помощь в поиске текстов колыбельных песен, обрядовых, хороводных и т.д.
- привлечение родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам.

Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Актуальность проекта.

Родная культура-неотъемлемая часть души ребёнка, это- начало, порождающее личность. Сейчас к нам постепенно возвращаются национальные традиции, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений на протяжении многих веков.
Суть патриотического воспитанияв том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
С незапамятных времён народ складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты. Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В ней наша история, наши вековые традиции.
В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Русские народные песни создавали народные певцы – сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек с гордостью вспоминает песни о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, передается детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
В старину песня всегда была неизменной спутницей человека в его радостях, печалях и заботах.
Приобщение к истокам народной культуры оставляет в душах детей неизгладимые впечатления, помогает в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.
Через народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание, разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений.

Народная песня– это «инструмент», способный открыть детское сердце навстречу добру и красоте.

Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы, мироощущения.
Доступный, эмоциональный язык народной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений.
Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе можно легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец.
Русские народные песни индивидуальны и неповторимы, интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны.

Пример из практики.
Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), Ваню («Как на тоненький ледок») и другие персонажи русских народных песен, дети фантазировали, сочиняли. В процессе проведения образовательной деятельности возникала удивительная атмосфера творчества. Во время исполнения песен дети сопереживали героям музыкальных произведений, передавали личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Кроме того, песни исполнялись под звучание русских народных инструментов: трещотки, врубель, колотушки, колокольчики.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русских народных песен, народного творчества, благотворно влияет на всестороннее развитие личности.

Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки
этапов
проекта Задачи этапов проекта
I этап
(подготови-тельный)

с 5 по 31 марта - определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
- поиск различных средств достижения цели.
II этап
(основной)

с 1 по 25
апреля - разучивание песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок;
- чтение русских народных сказок;
- тематическое занятие «Литературный калейдоскоп»;
- рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;
- театрализация по сказкам;
- развлечение.
III этап
(заключи-тельный)
С 26 апреля по 5 мая
- анализ и классификация собранного материала;
- тиражирование опыта;
- выставка наглядного материала.

Сроки реализации проекта
С 5 марта по 5 мая 2013г.

Календарный план мероприятий проекта

Месяц Работа с детьми Работа с родителями
с 5 марта по 31 марта

15 марта Разучивание детских народных песен, закличек, прибауток, пословиц, поговорок, загадок.

Проведение фольклорного праздника «Масленица» 1)Знакомство с проектом.
2)Определение содержания деятельности.
3)Совместная реализация проекта.
4)Подготовка презентации через наглядную агитацию, игротеки.
5)Создание благоприятного микроклимата в семье для знакомства и разучивания русских народных песен.

с 1 по 25 апреля

25 апреля 1.Ежедневное разучивание потешек, прибауток, песен,
загадок, пословиц, поговорок.

2.Ежедневное чтение русских народных сказок.

3.Ежедневное рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.

Проведение весеннего праздника «Пришла Весна»
Совместная деятельность родителей с детьми:
1.Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам.

2.Беседы о героях сказок.
3.Разучивание текстов песен, тематических стихотворений.

4. Семейные слушания русских народных песен, сказок посредством ТСО.


с 26 апреля по 6 мая

3 мая
1.Выставка художественной литературы.

2.Посещение районной библиотеки и школьного музея.

3. Рассматривание картинок праздника «Пасха».

Проведение игровой программы фольклорного праздника «Пасха». Изготовление реквизита к фольклорному празднику «Пасха».



Результат проекта.
- повысился интерес к русскому народному творчеству у детей - 89%;
- 68 % семей стали активными участниками проекта;
- на 34 % повысилось количество семей, заинтересованных в приобщении детей к национальной культуре;
- расширился круг взаимодействия педагогического коллектива и социокультурных учреждений в рамках приобщения детей к народному творчеству;
- собраны и систематизированы видео и печатные материалы по тематике проекта;
- силами родителей и педагогов расширена коллекция музыкальных инструментов;
- повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания детей.

Литература
1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. :Учпедгиз, 1957 -240с.
3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
4. Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
6. Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
7. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
8. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
9. Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
10. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011

.

Источник: http://D:\проект сайта\project\p1aa1.html
Категория: Другие проекты | Добавил: gorniiy (20.05.2013) | Автор: Боровская Зульфия Назурлаевна E
Просмотров: 1862 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz