Проектная деятельность в коррекционном образовательном учреждении VIII вида.
Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании обучающимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений обучающихся. В основе проектирования лежит развитие познавательных навыков и умений ориентироваться в информационном пространстве. Организация проектной деятельности в специальных коррекционных учреждениях VIII вида, учитывает психофизические возможности обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и ориентирована на коллективную деятельность. Коллективная деятельность имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Положительным качеством метода проектов является его активная форма, которая даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности. Но тут возникают вопросы. Достаточно ли детям с ОВЗ творчества, необходимого для реализации проекта? Как их организовать и подготовить к проекту? Как грамотно сформулировать цели и достичь их? Эти вопросы может решить только хорошо организованная подготовительная работа. Безусловно, для детей с ОВЗ, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов в специальных коррекционных учреждениях имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: он должен быть ориентирован на психофизические возможности обучающихся. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль, задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психологического климата в команде. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие обучающегося и педагога на принципах равного партнерства, без диктата со стороны педагога и достаточной степенью самостоятельности обучающегося. Целью этой деятельности является получение интересного для воспитанника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к творческой деятельности. Межличностное общение способствует проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у обучающихся, навыки социального поведения. Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Обучающиеся с ОВЗ приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы все обучающиеся, с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). Обучающиеся с ОВЗ не могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, поэтому помощь педагога необходима. Педагог вместе с ребятами определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы. Важно подготовить перечень проектов, состоящих из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. Перечень должен сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет педагогу проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Педагогу необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие: - подготовленность обучающихся к данному виду деятельности; - интерес обучающихся к проблеме; - практическая направленность и значимость проекта; - практическая осуществимость проекта; Существенными условиями проектной деятельности являются: -возможность применения полученных знаний, умений и навыков; - соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся; - наличие необходимых материально-технических средств; -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям; Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, доступ к источникам в интернете. Основная задача коррекционного образовательного учреждения VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация обучающихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Главная цель социальной адаптации – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Литература: 1.Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2010. 2.Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 3.Казакевич В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. — М.: Дрофа, 2007. 4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2013. 5.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000. 6.Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 2010. 7.Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2012.