Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Другие проекты

Яндекс.Метрика

Проектирование процесса развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр
Кузнецова Юлия Геннадьевна
Сапукова Зайтуна Шавкатовна
Пилюгина Татьяна Вадимовна
Кошкарева Оксана Анатольевна

Тема: Проектирование процесса развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.

1. ПРОБЛЕМА. Внимание у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте характеризуется неустойчивостью, сниженной концентрацией, недостаточным объемом и распределяемостью. Поэтому проблема развития внимания в старшем дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной.

2. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
• Почему это стало проблемой? В связи с тем, что у детей с задержкой психического развития наблюдается истощаемость корковых процессов, инертность психических процессов, дисбаланс между процессами возбуждения и торможения, нарушение регуляции деятельности и поведения, нарушение процессов речи и мышления, необходимо определить пути развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
• Почему ее следует решать? Проблему развития внимания необходимо решать потому, что внимание является базовым психическим процессом, «питающим» другие функции и виды деятельности.
• Когда она становится проблемой? Проблемы в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проявляются в процессе обучения, так как у детей происходит нарушение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
• Чья это проблема? Данная проблема касается непосредственно детей, родителей и педагогов ДОУ.
• Касается ли эта проблема других? В решении проблемы развития внимания также должны принимать участие педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, преподаватель по изодеятельности.
• Кажется ли она им проблемой? Да, данная проблема должна решаться, опираясь на комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления недостатков в развитии внимания в процессе индивидуальных и групповых коррекционных занятий, при тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ с родителями.
• Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги ДОУ, возможно родители.
• Кто будет сопротивляться решению проблемы? Ребенок, родители, не понимающие или не принимающие проблемы в развитии своего ребенка.
• Что случиться если мы не решим проблему? Ребенок будет испытывать стойкие трудности в обучении. Эти трудности будут проявляться в невнимательности, снижении уровня работоспособности, невозможности удержать задание длительное время.

МИССИИ ПРОЕКТА
Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект

1. Для кого мы это делаем? Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

2. Что мы делаем? Разрабатываем комплекс дидактических игр на развитие внимания
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

3. Как мы делаем это? Анализируем современную методологическую и методическую
литературу, изучаем опыт коллег, систематизируем дидактические
игры по данной проблеме

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ. Систематизировать дидактические игры на развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ЗАДАЧА 1. Проанализировать современную методологическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
ЗАДАЧА 2. Изучить опыт коллег по данной проблеме.
ЗАДАЧА 3. Подобрать методики диагностики свойств внимания.
ЗАДАЧА 4. Систематизировать дидактические игры на развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ЗАДАЧА 5. Подобрать информацию для родителей по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ :

1. Подготовительный этап
Мероприятия на данном этапе:
- Анализ современной методологической и методической литературы по данной проблеме.
- Изучение опыта коллег.
- Посещение семинаров по проблемам развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участники проекта на этом этапе-педагоги

2. Основной этап
Мероприятия на данном этапе:
-Подбор методик для определения уровня развития внимания у детей с ЗПР.
-Подбор дидактических игр на развитие основных свойств внимания (объем, устойчивость, переключаемость, распределение, концентрация) у детей с ЗПР.
-Подбор материала для проведения мастер – класса, консультаций, памятки для родителей.
Участники проекта на этом этапе-педагоги и дети

3. Заключительный этап
Мероприятия на данном этапе:
-Проведение мастер – класса для родителей «Внимание: внимание!!!».
-Выставка дидактических игр для родителей на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-Разработка памятки для родителей «Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста».
Участники проекта на этом этапе-педагоги и родители

КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА - ЭФФЕКТА

Ожидаемый результат-эффект (критерии):

-Увеличение у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР объема внимания (восприятие 3-4 объектов
воспроизведение 5-6 слов в заданной последовательности)
-Повышение у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР устойчивости внимания (сосредоточенность на 10-15 минут,
способность отвлечься от постороннего, сохранение состояния внимания на каком-либо объекте, произвольное
переключение внимания с одного объекта на другой)
-Повышение у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровня концентрации внимания (концентрация внимания на
одном предмете во время игр, концентрация внимания на выполнении задания в процессе непосредственной
образовательной деятельности)
-Повышение у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровня распределения внимания (параллельное выполнение
нескольких видов деятельности, рассредоточение внимания на значительном пространстве)

КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА - ПРОДУКТА

Ожидаемый результат-продукт (критерии):

-Комплекс дидактических игр на развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: «Где, чей
домик?», «Кто спрятался?», «Найди лишнее», «Найди отличия», «Летает, прыгает, плавает» и т. д. (В комплексе
представлены 4 цикла дидактических игр на развитие следующих свойств внимания: объем, устойчивость,
переключаемость, концентрация. Содержание дидактических игр соответствует возрасту детей. Инструкции к играм
изложены кратко и четко.
-Текст консультации для родителей детей с ЗПР «Особенности развития внимания у дошкольников старшего
возраста». (Содержание консультации соответствует заявленной теме. Текст консультации изложен в доступной для
родителей форме (минимальное использование специальных терминов).
-Памятка по развитию внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР: «Как развивать внимание у детей». (Содержание
памятки соответствует заявленной теме. Содержание памятки изложено кратко и четко. Эстетичное оформление памятки)
-Сценарий мастер-класса для родителей «Внимание: внимание!!!». (Материал, представленный в сценарии мастер-класса
для родителей, соответствует заявленной теме. При проведении мастер-класса используются мультимедийные
технологии. При проведении мастер-класса используются простые, четкие инструкции)
-Выставка дидактических игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
(Содержание дидактических игр соответствует возрасту детей. Комплекс дидактических игр подобран с учетом развития
свойств внимания. Инструкции для родителей в предложенных дидактических играх адаптированы для родителей)

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ:

1. Человеческий - воспитатели старших групп компенсирующей направленности (для детей с ЗПР), дети старшего дошкольного возраста с ЗПР, родители детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , учителя-дефектологи, педагог-психолог
2. Материальный - дидактические игры: «Где чей домик?», «Кто спрятался?», «Найди лишнее», «Найди отличия», «Летает,
прыгает, плавает», «Что звучало?», «Что в коробке?», «Расскажи, как было?», «Кто это?», «Зимующие и перелетные птицы», «Овощи и фрукты», «Запретное движение», «Поезд», «Внимательные ребята», «Съедобное - несъедобное», «Раскрась вторую половинку»;
музыкальные инструменты;
палочки Кюизенера;
комплект игрушек;
набор предметных картинок;
бумага, цветные карандаши
3. Информационный - смотри используемую литературу ниже
4. Программно - методический :
а) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
б) Неретина, Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Программно-методическое пособие / Т.Г. Неретина. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
в) Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2003.

Литература:
Алферова, А.Д. Психология развития дошкольника / А.Д. Алферова. – Ростов н /Д, 2000.
Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. – М., 1995.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М., 2002.
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.,1999.
Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1996.
Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 1973.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
Гаврина, С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е. Гаврина [и др.]. – М., 2002.
Дети с нарушениями развития: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.
Земцова, О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. Для детей 5-6 лет / О.Н. Земцова. – М., 2005.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн.для воспитателя дет.сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.
Козырева, Л.М. Как стать внимательным. Для детей 5-6 лет / Л.М. Козырева. – М., 2002.
Марковская, И.Ф. Задержка психического развития / И.Ф. Марковская. – М., 1999.
Матюшин, И.Ю. Как развивать внимание / И.Ю. Матюшин [и др.]. – Донецк, 1997.
Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи / Е.В. Ольшанская. – М., 2004.
Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я Романова. – М., 2001.
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, опросники, тесты) / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.
Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М., 1990.
Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н.-Новгород, 1994.
Категория: Другие проекты | Добавил: юлинга1996 (20.10.2013) | Автор: Сапукова Зайтуна Шавкатовна E
Просмотров: 2328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]