Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Другие проекты

Яндекс.Метрика

Проект "Маленький Риторик"
Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Проектная деятельность в современном образовании»

Направление: Другие проекты
Авторы: Герасимова Е.В., учитель-логопед МАДОУ №29 «Березка»,
Батина М.А., учитель-логопед МАДОУ №104 «Бэлэкэч»
Республика Татарстан
город Набережные Челны
Статья раскрывает основные направления ра¬боты по развитию коммуникативных и риторических умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Проект «Маленький риторик»
Познавательно – речевое развитие детей является приоритетным направлением в работе нашего детского сада.
Владение речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи.
Современные дети уже с первых лет смотрят телепередачи, слышат речь других людей. Дети овладевают родной речью в процессе общения. Но ритм нашей жизни не всегда позволяет родителям целенаправленно развивать культуру речевого поведения ребенка. А именно в дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, вести диалог по телефону и т. д. Но дети испытывают большие трудности в общении.
Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления. Дети чувствуют себя скованно, речь их мало эмоциональна и интонирована, она более трафаретная.
Мы предположили, что чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей».
И в этом нам поможет проект – «Маленький Риторик». Центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана, например:
• Я прошу о чем то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, что я прошу.
• Я хочу разделить горе человека, утешить его (задача духовного плана), и мне это удается.
Наша задача- помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Наш проект предполагает организацию активной речевой деятельности детей.
Цель проекта:
- развитие коммуникативных и риторических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с нормами русского литературно языка;
2. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
3. Развивать технику речи (интонационная выразительность, мимика, жесты, пантомимика);
4. Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
5. Сформировать умение последовательно излагать свои мысли, умение спорить, убеждать, отстаивать свою точку зрения;
6. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;
7. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
8. Пробудить интерес к истории языка, привлечь внимание детей к живому слову, воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Участниками проекта стали: учителя – логопеды, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, воспитанники ДОУ старших и подготовительных групп, родители.
Сроки реализации проекта: с сентября по май.
Ожидаемые результаты:
1. Коммуникативное умение каждого ребенка.
2. Свободное общение.
3. Умение связно- понятно и грамматически правильно выражать свою мысль.
4. «Искусное ораторство» (выступление ребенка на публике, ребенок- экскурсовод, ребенок- гид).

Необходимым ресурсным обеспечениям проекта являются: информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме); материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические развивающие пособия).
Проект осуществлялся в несколько этапов:
Организационно-подготовительный, основной (этап непосредственной реализации), итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно-подготовительном этапе были обозначены проблемы и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. А так же, были подобраны материальное оснащение, художественная литература, разработаны: конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии конкурсов по теме проекта; составлен план реализации проекта.
Непосредственная реализация проекта осуществлялась на основном этапе.
На этом этапе вся работа была разделана на следующие блоки:
• «Основы общения»;
• «Культура речи»;
• «Техника речи»;
• «Речевые жанры»;
• «Искусство диалога».

Основы общения
В этом блоке мы в доступной форме раскрыли мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Познакомили детей с понятием «голос», сравнивая его с музыкальным инструментом. Сформировали представление о важности неязыковых средств в речи, о помощниках устного слова (жесты, мимика). Постепенно подвели детей к пониманию того, что словом можно развеселить, рассмешить, огорчить, то есть речь является средством воздействия.
В данном блоке применялись следующие методы и формы работы:
Речевая разминка: упражнения на развитие фонационно¬го (речевого) дыхания; дикционные упражнения (скороговор¬ки, чистоговорки, считалки и т.д.); дидактические игры.
Игровые обучающие ситуации: «В детский сад пришло письмо от Буратино»
Дидактические игры «Разговор красок»,
Беседа-диалог «Наш голос – музыкальный инструмент», «Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься», «А можно ли говорить без слов?»
Игры-драмматизации: «Изобрази радость», «Огорчение», «Злость»
В блоке «Культура речи» мы знакомили детей с различными формами приветствия и прощания в зави¬симости от ситуации. Развивали умение употреблять различные формы выражения извинения, обращения с просьбой. Было раскрыто понятие «вежли¬вый человек», основываясь на правилах вежливости у разных народов, приводя приме¬ры употребления различных форм вежливости в художествен¬ной литературе (речевой этикет и художественное слово). Дети приобрели навык пра¬вильного поведения во время разговора с другими людьми, во время телефонного разговора. Были рассмотрены ситуации «Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости». Воспитывали навыки уважительного отношения к собеседнику.
В данном блоке применялись следующие методы и формы работы:
Игровые обучающие ситуации: «Путешествие в страну Вежливости».
Беседа-диалог «Приветствие», «Простое слово «извините», «Волшебное слово», «Формы вежливости у разных народов», «Как вести себя во время диалога», «Помощники устной речи – мимика и жесты».
Дидактические игры «Почему и Потому», «Сказку вспомнить нужно», «Кто больше назовет», «Какие бывают слова», «Угадай кто», «Разговор по телефону», «Ждем гостей».
Игры без слов «Попробуй, изобрази», «Где мы были не скажем, а что делали - покажем».
Игры-драмматизации: «Попробуй - изобрази».
Игра-соревнование «Кто теплее и сердечнее произнесет слова приветствия».
Анализ и моделирование проблемных ситуаций, например: «Обратись к соседу с просьбой дать цветной карандаш», «Обратитесь к незнакомому прохожему и узнайте у него время», «Как вести себя в театре»
Детские рисунки: «Нарисуй свое настроение», «Нарисуй отгадку по клеточкам».
Техника речи
В данном блоке формировали у детей понятие о громкости речи, умение изменять громкость в зависимости от ситуации или от со¬держания высказывания. Велась работа над темпом (скорость), тембром речи. Знакомили детей с понятием «тон высказывания», формирование умения слышать и различать его различные оттенки.
В данном блоке применялись следующие методы и формы работы:
Речевая разминка.
Игровые обучающие ситуации: «Поздравим друга с днем рождения».
Беседа-диалог «Окраска голоса», «Секреты устной речи», «Тон высказывания».
Дидактические игры «Испорченный телефон», «Эхо», «Скажи по-другому», «Узнай по голосу», «Спаси птенца».
Игры-драмматизации: «Фантазии о…», «Обыграй превращение», «Зеркало».
Игра-соревнование «Воробьи и вороны», «Кто произнесет знакомую скороговорку в быстром темпе».
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Два барана».
Анализ и моделирование проблемных ситуаций, например: «Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь», «Ты выступаешь в огромном зале, читаешь стихотворение на празднике».
Речевые жанры
Знакомили детей с использованием различных средств выразительно¬сти устной речи при пересказе. Работали над словесным творчеством: сочи-няли сказки с заданным началом, составляли сочинения-миниатюры по теме. Проводили беседы-диалоги по тексту рассказов. Составляли план рассказа и пересказа по нему. Упражняли в пересказывании текста от третьего лица (использование косвенной речи). Устанавливали причинно-следственные отношения в рассуждениях. Составляли тексты-описания («рисуем словами»). Также упражнялись в творче¬ском рассказывании.
В данном блоке применялись следующие методы и формы работы:
Речевая разминка.
Беседа-диалог «Сто тысяч «почему» живут на белом свете», «Дразнилки».
Дидактические игры «Связующая нить», «Кто красивей всех на свете», «Как тебя зовут», «Для чего нужны эти предметы», «Сундучок», «Собери чемодан».
Игры-драмматизации: «Зеркало», «Врасти в землю», «Попробуй изобрази»
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Два барана»
Творческая продуктивная деятельность детей «Придумать сказку по плану, в которой главное действующее лицо - облачко», «Сочинения-миниатюры по теме», «Пересказы и рассказы», упражнение в составлении описания «рисуем словами».
Считалки, мирилки, дразнилки
Детские рисунки: «Дорисуй»
Совместное речевое творчество «Забавные стихи».
Во всех этапах проекта мы знакомили детей с пословицами и поговорками о речи, о вежливости, о доброте и т.д., заучивали и декламировали стихотворения, скороговорки, чистоговорки.

3 этап. Заключительный:
На заключительном этапе были организованы:
Взаимопосещения мини-музеев групп, где дети смогли проявить себя в роли экскурсоводов;
Конкурс чтецов
Праздник «Красивой речи»
Свои таланты и умения дети также смогли продемонстрировать в театральных постановках: «Жили у бабуси…», «Дружные пчелки», «Красная шапочка».
Дети стали участниками конкурса «Умники и умнички», проводимого в детском саду, где показали хорошие результаты.
Победители приняли участие в городском конкурсе «Умники и умнички», где наши воспитанники заняли первое место. А также в городском конкурсе «Юный исследователь», где защищали свои исследовательские проекты.
Мы работаем по данному проекту уже второй год, можем сказать, что достигли определенных хороших результатов. На перспективу планируем внедрить проект во всех старших группах нашего детского сада.
Литература
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. – М.: АСТ. Астрель, 2002.
2. Береговская, Э., Верже Ж. М. Занятная риторика. - М.: Языки русской культуры, 2000.
3. Волков А.А. - Основы риторики – М.: Академический Проект, 2003.
4. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников: Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Лаврентьева Занимательная риторика и этикет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
6. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Ювентик в стране Риторика. Для тех, кто хочет общаться. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
7. Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк.учреждений. Мн.: - Нар.асвета,1999.
8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Я.: Академия развития. Академия К.,1998.
9. Скажи по –другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008.
10. Смирнова Л.П. Риторическая азбука: Учебное пособие по детской риторике. - СПб.: СПбГУКИ, 2000.
Категория: Другие проекты | Добавил: alger (30.01.2014) | Автор: Батина, Герасимова E
Просмотров: 1298 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]