Среда, 08.05.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 413
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект "Как хорошо уметь читать!"
Название: проект "Хорошо уметь читать - можно все самим узнать!"
Разработчики: Мальцева Татьяна Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории; Кузнецова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.
Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.
Участники: дети и родители средней группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта: В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач педагога.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше, с целью - обогащения детского мира. Книга способна сделать детский мир интересным, полным и подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений... Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.
В детском саду № 57 для детей с туберкулезной интоксикацией было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 78 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 22 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Практическая значимость данного проекта, состоит в том, что:
- данный проект могут внедрить педагоги дошкольных учреждений, работающие с детьми имеющими как нормальное речевое развитие, так и работающие с детьми с осложненной формой ФФНР, ОНР-3ур.;
- методические рекомендации по приобщению детей к художественной литературе, сценарии викторин могут применяться в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель проекта: способствование формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе и бережное отношение к книгам.
2. Развивать внимание, слуховую память, образное мышление, чувство рифмы при чтении стихов, навык передачи в речи последовательности событий.
3. Прививать навык грамматически-правильного оформления высказывания.
Интегрируемые образовательные области: "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация", «Художественное творчество», «Музыка».
Миссия: проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Разработка системы работы с книгой.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Положительные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Этапы работы проекта:
№ Этапы сроки Мероприятия

1.
Организационный сентябрь 1. Подбор литературы по теме проекта.
2. Определение цели и задач.
3. Разработка модели взаимодействия всех участников.
4. Определение прогнозируемого результата.
5. Обсуждение проекта с родителями.
6. Обсуждение средств необходимых для реализации проекта.
7. Пополнение материальной базы: биб¬лиотеки (общей и групповой), книж¬ного уголка, выставки, фонотеки, портреты писателей, поэтов, худож-ников-иллюстраторов и пр.
Дополнять раздел на региональном уровне за счет введения в круг чте¬ния детей лучших образцов нацио¬нальной детской литературы.
8. Составление перспективного плана.

2.
Диагностический сентябрь
1. Достижения ребенка (Что нас радует - Вызывает озабоченность) в образовательной области "Чтение художественной литературы"
2. Обследование связной речи детей.
3. Составление анкет для родителей, анкетирование "Место книги в вашей семье".
4. Беседа с детьми "Моя любимая книга"
5.Оформление результатов диагностики.

3.
Практический сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль
март 1. Реализация данного плана с включением театрализованных игр (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспе¬чивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений в течение реализации проекта).
2. Вечер сказок "Посидим послушаем".
3. Первые предметы в книге "Волшебные предметы"
4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
5. Проведение мероприятий с родителями. «День матери» - «Тень, тень, потетень...» - инсценировка потешки.
6. Литературный вечерок "Сказки старого сундучка"
7. «День отца»- командная игра "Марафон знаний" или "Путешествие по сказкам".
8. "Оживают стихи и потешки" - для детей младших групп.
9. Конкурс загадок "В чудесном мешочке найдете отгадки".
10. Выставка детских рисунков "Мой любимый сказочный герой".
11. Пополнение книжки волшебными предметами.
12. Викторина по произведениям К.Я. Чуковского. Выставка книг К.Я. Чуковского.
13. Конкурс "Старая сказка на новый лад".
14. Постановка сказки "Три поросенка".
15. Составление: памятки для родителей "Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения", "Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению"

4.
Обобщающий
апрель 1. Обобщение итогов работы с детьми.
2. Оформление книги "Волшебные предметы" с привлечением родителей..
3. Организация выставки "Читаем дома и в детском саду"
4. Презентация стенгазеты "Мы любим читать и это здорово!"
5. Литературный досуг "Сейчас узнаем!"

5.
Итоговый
май
1. Представление проекта на педсовете.
2. Презентация проекта на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ г.Березники..
3. Участие в конкурсе проектов.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных и речевых возможностей детей среднего возраста.
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на предложение послушать литературное произведение, принять участие в инсценировке..
3. Возросла речевая активность детей в НОД, совместной детско-детской, взросло-детской деятельности.
4. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родитель, родитель-ребенок.
Цель была достигнута - дети научились пересказывать сказки, рассказы с помощью мнемотаблиц, артистично инсценировать литературные произведения разных жанров, повысился уровень речевого развития детей.
Ожидаемый результат: на презентации страниц книги волшебных предметов, дети представили свои любимые волшебные предметы; на презентации стенгазеты "Мы любим читать и это здорово!" - рассказывали о последовательности ее изготовления, о любимых книгах своих и родителей, две семьи совместно с детьми презентовали стенгазету в стихах.

Приложение. Консультация "Влияние игр-драмматизаций на речевое развитие ребенка-дошкольника"

Литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Программа Коррекционное обучение и воспитания детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В.
5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са¬да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Про¬свещение, 2010
6. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Приложение
Влияние игр-драматизаций на речевое развитие
ребенка-дошкольника
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и большинство занятий, совместной взросло-детской деятельности с дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).
Игры-драматизации наиболее интересны и близки дошкольникам 4-5 лет.
Существует несколько видов игр-драматизаций, которые по их роли в развитие речи можно разделить в следующем порядке:
1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.
2. Театр с куклами би-ба-бо, настольный театр с плоскостными и объемными фигурами.
3. Игры-драматизации с пальчиками.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
1. Воспитательно-образовательные:
• обогащение знаниями, умениями, навыками;
• развитие интереса к литературе и театру;
• развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
• развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
• формирование норм поведения;
• воспитание морально-волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
• закрепление навыков правильной, речи;
• усвоение богатства родного языка;
• усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
• активизация и пополнение словаря;
• совершенствование грамматического строя речи;
• развитие тонкой моторики рук.
Предлагаем рассмотреть методику руководства играми-драматизациями.
Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации, затем дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.
На заключительном этапе работы дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей. При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной мини-спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге, для детей младших групп.
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста и речевого развития детей.
Тематический принцип подбора лексики для занятий по речевому развитию также влияет и на выбор художественного произведения. Например, в сентябре при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород" для детей 4-6 лет. А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".
Учитывая особенности психоречевого развития детей 3-4 лет, материалом для игр-драматизаций в начале учебного года служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Затем предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с педагогом, например:
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
В третьем и четвертом периодах в средней группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".
В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.
Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., "Просвещение", 1991.
2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., "Просвещение", 1981.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "Просвещение", 1983.
4. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., "Просвещение", 1986.
5. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. - М., "Просвещение", 1982.
Консультацию для Вас разработали:
Кузнецова Светлана Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
и
Мальцева Татьяна Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Категория: Другие проекты | Добавил: tat73 (26.01.2014) | Автор: Мальцева Т.В., Кузнецова С.В. E
Просмотров: 4856 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz