Название проекта: «Дружная семья» Тип проекта: познавательный Разработчики: Падерина Наталья Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории; Шершнёва Наталья Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории Возраст детей: младший дошкольный Продолжительность проекта: 2 недели 1 этап: Цель проекта: формирование первичных представлений детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитание у детей любви и уважения ко всем членам семьи; развитие общительности и коммуникабельности. Задачи: 1. Учить понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними. 2. Закреплять умение называть членов семьи. 3. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи. 4. Упражнять в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, обогащать словарный запас. 5. Развивать творческие способности, память, воображение. 6. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации. 2 этап: Подготовка к внедрению проекта: 1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. 2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры. 3. Оформить выставку семейных фотографий: «Лучше нет семьи родной». 4. Составить перспективный план мероприятий. 3 этап: Развивающие области Мероприятия Социализация С/р игра «Семья», «К нам приехала бабушка». Познание - Беседа: «С кем я живу». - Рассматривание сюжетной картины «Петушок с семьёй», «Моя семья». - Заучивание пословиц. Развитие речи коммуникация Составление рассказов о самом себе, о своей маме. Чтение художественной литературы - С.Капутикян «Моя бабушка». - Сказка на новый лад «Дружная репка». - Е.Благинина «Посидим в тишине». Продуктивная деятельность - Рисование пальчиками: «Нарядное мамино платье». - Конструирование: «Гараж для папиной машины». - Аппликация: «Красивое блюдце для бабушки». Физическая культура - Спортивное развлечение: «Кошкин дом. Как мы весело живём». - Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья». Развивающая среда - Сюжетные картинки на тему: «Моя семья». - Книжки-раскраски на тему «Помогаем дома». Безопасность Ситуация: что делать если ты потерялся. Работа с родителями - Изодеятельность совместно с родителями «Моя рука – моя семья». - Консультация: «Ребёнок в семье». - Составление семейных альбомов. - Индивидуальные беседы с родителями: «Весёлые игры для всей семьи». - Альбом любимых песен «Поём вместе с мамой».
4 этап: - Оформление стенгазеты «Лучше нет семьи родной». - Поделка своими руками «Сердечки для семьи». - Картотека «Пословицы и поговорки о семье».
Приложение № 1 Конспект деятельности для 1 младшей группы «Дружная семейка» (рассматривание картины «Петушок с семьёй»)
Программные задачи: Познакомить детей с понятием «семья», на примере семьи петушка. Дать понятие о том, что члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге. Вызвать эмоциональный отклик у детей. Развивать память, внимание. Воспитывать привязанность к семье, любовь и заботливое отношение. Мини-среда: ширма, картина «Петушок с семьёй», шапочки цыплят, аудиозапись, корзинка с игрушками-цыплятами. Ход: - Сегодня в гости к нам пришла Алёнушка. Давайте с ней поздороваемся. Алёнушка: Здравствуйте, ребята, я хочу вам показать, кто у меня живёт во дворе. В моём дворе живёт дружная семейка. А какая вы сейчас отгадаете: Кто рано встаёт, голосисто поёт, Деткам спать не даёт? (дети отвечают) - Давайте позовём петушка. Петушок, петушок, золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь? Педагог выставляет картину «Петушок с семьёй». Вопросы по картине: - Кто это? - Какой петушок? - Кто ещё рядом с ним находится? - Какая курочка? - Какие цыплята? Что они делают? Рассказ по картине: - Это петушок. Он большой и красивый. У него есть гребешок, крылья, красивый разноцветный хвост. Рядом с ним ходит курочка – мама. Она по двору ходит, хохолок раздувает, малых деток созывает. А у курочки и петушка есть маленькие детки. Цыплята крохотные жёлтые комочки. Мама курочка очень любит своих деток и оберегает их. Папа петушок защищает свою семью. - Алёнушка любит петушиную семейку. Кормит их зёрнышками. Давайте и мы дадим цыплятам зёрнышки. Возьмите зёрнышки пальчиками и посыпьте курочке, петушку и маленьким цыплятам. Давайте их позовём – цып-цып-цып. Клюйте зёрнышки, растите большими и здоровыми. - А сейчас я буду мамой-курочкой, а вы цыплятами (Музыка). Пошла курочка на полянку и цыплята за ней. – Ко-ко-ко червячка нашли, лапка погребли, поиграли, цыплята устали. Уже и солнышко спряталось. Быстро бегите ко мне, мои цыплятки, обогрею я вас, прячьтесь под мои крылышки. (воспитатель обнимет деток). - А вот Алёнушки принесла корзинку. Что в ней? Там сидят грустные цыплятки. Давайте скажем им добрые слова, и они станут весёлыми. Дети говорят слова, воспитатель дарит каждому ребёнку по цыплёнку. Алёнушка прощается с детьми.
Приложение №2 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: Обогащение игрового опыта детей. Задачи: 1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. 2. Учить готовить обстановку для игры. 3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Темы подпроектов: 1. Сюжет «Подготовим малышу обед». 2. Игра-занятие «Малыш проснулся». 3. Сюжет «Идём в гости». 4. Игра-занятие «Собираемся на прогулку». 5. Празднование дней рождения малышей. Совместная деятельность воспитателя и детей: - Наблюдение за работой помощника воспитателя. - Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций «Семья»; Е.Благинина «Алёнушка»; А.Л.Барто «Младший брат». - Изготовление предметов-заместителей. - Постройка мебели. Совместная деятельность детей с родителями: - Наблюдение как мамы гуляют с детьми. - Посильная помощь маме в уборке, приготовлении пищи. - Изготовление одежды для кукол. Ожидаемые результаты: - Обогащение личного опта детей. - Формирование представлений об окружающем. - Расширение у детей круга ролевых действий.
Приложение №3
Конспект совместной детско-взрослой деятельности по ИЗО «Моя рука – моя семья» Цель: Привлечение детей и взрослых к ИЗО используя нетрадиционные техники изображения. Задачи: 1. Знакомство со своей рукой, как предметом ИЗО. 2. Сконцентрировать внимание детей и взрослых на теме «Моя семья», её основных ценностях. 3. Воспитывать любовь к членная семьи, способствовать сплочению семьи. 4. Объединить родителей и детей посредствам творческого процесса. Ход: - Здравствуйте все, родители и дети. Собрались сегодня с Вами, Чтобы всем нам стать друзьями. Поиграть, повеселиться И чему-то научиться! - А вы любите рисовать? Что нам обычно нужно для рисования? - Но сегодня у меня нет ни красок, ни кистей. Но мы всё равно будем рисовать. Посмотрите, что у меня в коробке. (В-ль достаёт отпечатки ладошек.) - Сколько у вас ладошек, покажите их. Покажите правую руку, левую. Пальцы наши первые помощники в рисовании. Они крепко держат карандаш и кисть, но сегодня они сами помогут нам в рисовании. Давайте сначала развеселим наши пальчики-ладошки. Пальчиковая гимнастика: З.Александрова (воспитатель читает под негромкую музыку с движениями, все повторяют) Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие и дружные, Вот какие нужные. На другой руке опять: Раз-два-три-четыре-пять! Пальчики быстрые. Хоть не очень чистые. Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, То зачем-то лезут в рот, Книжки рвут у бабушки, но всё равно. Пальчики дружные Всем такие нужные. - Приложите дети свою ладошку к ладони мамы или папы. - Чем отличаются? Почему? - А вот вам и первое задание: Раздвигаем пальчики левой руки, прикладываем ладошкой вниз на лист бумаги, а мама или папа обводят ладошку фломастером. Молодцы. Воспитатель приговаривает: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик –Я Вот и вся моя семья! - Сейчас превратите каждый пальчик в бабушку или маму, подрисуйте глаза, рот, нос. Можно подрисовать очки, галстук, бантик. Замечательные рисунки получились! - А кто из вас знает стихи о членах семьи? Родители читают заранее выученные стихи. *Мы любим нашу бабушку, Мы очень дружим с ней, С хорошей доброй бабушкой Ребятам веселей. *У меня есть дедушка, дедушка родной. На груди у дедушки Орден боевой. Он в реке купается летом и зимой И не простужается дед мой молодой. *В.Малков Папа мой – защитник смелый, Добрый смелый и умелый. Физминутка: Раз, два, три, четыре, Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать. Папа, мама, брат сестра, Кошка Мурка, два кота, Мой щегол, сверчок и я Вместе дружная семья. - Дружные семейки у вас получились, но чего-то не хватает. Воспитатель достаёт штампы для моделирования. - С помощью этих штампы можно дорисовать свой рисунок. Печатаем дом, деревья, машину. Буд-то ваша семья гуляет на поляне, или поехала в деревню отдыхать. Дети и родители приступают к работе. В ходе работы воспитатель тихим голосом рассказывает ещё стихи. - Семья – это мама и папа, и дед, Бабуля готовит нам вкусный обед. В семье ещё братья и сёстры бывают Семья – это Я и меня называют: Котёнок и ласточка, заинька, птичка. Семья – где все любят меня и ласкают И лучше семьи ничего не бывает. - А теперь сделаем из наших работ выставку. Работы вывешивают. Воспитатель раздаёт родителям сердечки сделанные заранее руками детей. Звучит весёлая музыка, дети и взрослые танцуют. Используемая литература: 1. Е.Косинова «Гимнастика для пальчиков» 2. З.Александрова «Раз-два-три-четыре-пять» 3. Н.В.Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Приложение №4 Театрализованная деятельность в 1 мл. группе «Дружная репка» (сказка на новый лад) Цель: обучение инсценированию отрывка из хорошо знакомой сказки «Репка» (социализация). Задачи: 1. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов (музыка) 2. Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение звуков (коммуникация) 3. Формировать положительное отношение к членам семьи. Материал: книга Н.Д.Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»; Н.В.Зарецкой «Календарные праздники»; куклы, лопатка, лейка, тапочки для персонажей сказки. Ход: - Дети, я хочу пригласить вас в сказку. - Все мы знаем, все мы верим Есть на свете чудный дом Домик, домик, покажись. Покружись, остановись К лесу задом, к нам лицом И окошком и крыльцом. - Вот и показался наш домик. Давайте же сядем и посмотрим что же будет дальше. Тук, тук, кто же в домике живёт? Показывается дедушка (кукла), здоровается. Воспитатель: Скажите нам, пожалуйста, кто вы? Вы живёте в домике один? Дедушка: Я дед Федот. А живу я в домике не один, а с бабушкой. Воспитатель: А где же бабушка? Дед: Позовите её все хором (Дети зовут) Бабушка: Иду, иду! Здравствуйте, как вас много, какие вы все красивые, послушные, нарядные. Бабушка: Есть у нас ещё внучка Машенька. Дети зовут хором Машеньку, собаку, кошку, мышку. Воспитатель: Большая у вас семья. Дружная. Начинается действо: Дед: Надо репку посадить Всех в округе удивить, Землю вскопал Репку посадил. Воспитатель даёт детям лопатки, они помогают деду вскопать землю и жестами «сажают» репку. Воспитатель: Не успел посадить Надо репку полить. В руки лейку взял, Репку поливал. Дети берут леечки и помогают поливать. Воспитатель: Репка, вырасти большой Будем кушать мы с тобой. И выросла репка большая пребольшая. Дети показывают, какая большая и садятся на стульчики. Воспитатель: Ай да репка на гряде, Золотая, наливная, не найти такой нигде. Дед: Пора репку вытаскивать. Воспитатель: Тянет-тянет, вытянуть не может. Кого позовём на помощь? Воспитатель: Вот и бабушка идёт. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут понемногу, силы не хватает, бабка на подмогу внучку вызывает. Бабушка: Где ты Маша, помощница наша? Воспитатель: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут, понемногу, силы не хватает, оглянулась внучка Маша, жучку подзывает. Маша: Жучка, ты ко мне беги и в работе помоги. Воспитатель с детьми: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут, вытянуть не могут. Жучка зовёт кота. Жучка: Кот Васька, иди сюда! Гав, гав, Василий, не ленись, А крепче за меня держись. Воспитатель с детьми: Васька за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут понемногу, силы не хватает, котик мышку на подмогу срочно вызывает. Кот: Мяу, мышка к нам иди, да скорее помоги. Мышка детям: А вы то что сидите, идите и нам помогите. Воспитатель: Тянем, потянем и вытянули репку. Воспитатель: С огородной грядкой подружилась крепко. Но вы дружною семьёй вытянули репку. И на радости такой попляшите все со мной. Тут и сказочки конец, кто был с нами – молодец! Сюрприз: Воспитатель дарит картонные репки, на другой стороне которой приклеена конфета. Итог: Какую сказку мы сегодня обыграли? Кто герои этой сказки?