Пятница, 26.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Жоголева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ села Кожевино
Петровского района Саратовской области»,
Руководитель Центра подготовки педагогов к аттестации
портала Мой университет


В последние годы много внимания стало уделяться использованию учителем современных образовательных педагогических технологий, в том числе и проектной деятельности. Под проектной деятельностью педагога подразумевается организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе, где педагог выступает в роли ее организатора. Создана целая система подготовки учителя к осуществлению проектной деятельности: курсы повышения квалификации, мастер –классы, дистанционное обучение и т.д. Появилась и возможность представить результаты проектной деятельности обучающихся : различные конкурсы, конференции и т.д. Таким образом, созданы все условия для организации учителем проектной деятельности в образовательном процессе.
В 2011 году вступил в действие новый порядок аттестации педагогов, который ввел в качестве квалификационного испытания педагогов на установление соответствия требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, представление ПЕДАГОГИЧЕСКОГО проекта. Оказалось, что данное испытание вызвало у педагогов затруднения. Как преподаватель дистанционных курсов по подготовке педагогов к аттестации автор статьи представил педагогам всю палитру квалификационных испытаний при аттестации на высшую категорию, в том числе и педагогический проект: в лекции были подробно изложены методические рекомендации по созданию, реализации и оформлению педагогического проекта, были даны ссылки на примеры уже созданных и реализованных педагогических проектов. Нам показалось, что миссия наша выполнена на этом… Но не тут – то было: волна просьб помочь с созданием и реализацией педагогического проекта не спадает и сейчас.
Налицо парадокс: технологией проектной деятельности педагоги владеют, делают практически каждодневно в своей профессиональной деятельности. А как только приходится перенести проектную деятельность из образовательной плоскости в методическую – возникают проблемы! Парадокс?!
Ничего подобного! В образовательном процессе педагоги организуют учебную проектную деятельность - они прошли обучение и делают это уже на очень высоком уровне. Но методический проект – это другой уровень владения проектной деятельностью. Да, педагоги участвуют в методических проектах своего ОУ, правда, под руководством своей администрации или методистов, и тогда они выступают в роли УЧАСТНИКОВ подобных проектов, а не организаторами. А организация педагогического проекта требует от педагога нового уровня владения проектной деятельностью, а следовательно, и профессионализма. Ведь не зря создание и реализация педагогического проекта - один из составляющих компонентов профессионализма учителя ВЫСШЕЙ квалификационной категории.
Следовательно, проблема у педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию в том, что они не готовы выступить в роли организатора методического педагогического проекта. Но если причина только в этом, то все это преодолимо: педагогам необходимо овладеть технологией создания педагогического проекта. Вроде бы все давно известное, но ракурс несколько другой!
Позвольте представить некоторые результаты работы по преодолению данных затруднений педагога и приемы работы по обучению технологии работы над педагогическим проектом.
Исходным материалом для начала работы было то, что:
- педагоги прошли обучение проектной деятельности,
- умеют ее организовывать с детьми,
- имеют большое желание обучиться создавать и реализовывать педпроект.
Таким образом, налицо ресурсы, подготовка и высокая мотивация педагогов. После проведенного опроса стали ясны основные затруднения педагогов:
- не видят проблем,
- не умеют их формулировать,
- не умеют переносить имеющиеся знания на новый – методический – материал.
В очередной раз убеждаемся, что проблемы педагогов связаны с недостаточной методической подготовкой педагогов или методической службы ОУ. Для команды ЦППА( Центра подготовки педагогов к аттестации) стало очевидным, что педагогам нужна помощь.
Проходим мы обучение все, но обучаемся и « научаемся» по – разному; читать умеем все, но понимаем прочитанное тоже по – разному. Все педагоги – личности. Личности неординарные, с мощным творческим потенциалом, а следовательно, воспринимающие любую информацию своеобразно. Нам стало понятно, что надо так было представить информацию по педагогическому проекту, чтобы « завести» этот самый творческий потенциал, показать своеобразие/ особый ракурс проектной деятельности учителя по реализации методического проекта. Нами был разработан комплекс методических приемов, опиравшихся на деятельный подход к обучению педагогов, основанных на аналогиях, логике формирования и развития знаний. Позвольте представить Вам некоторые из них.
Одна из трудностей при формулировании и вообще начала создания педагогического проекта – это умение видеть проблемы обучения и образования. Способов решения тут может быть много, но мы останавились на приеме «Вопрос! Еще вопрос!» Данным приемом мы вынуждаем наших педагогов общаться на данную тему, постараться вербальным ( с помощью слов) способом для себя самого определить, какая проблема образовательного процесса педагога заинтересовала. Проблема – это некое противоречие. Какое же может быть противоречие в деятельности учителя? Между тем, какие результаты труда, организация процесса, его оснащение и т.д. существуют в реальности профессиональной деятельности педагога, что именно он делает в настоящем, чтобы добиться желаемых результатов и тем, какие результаты деятельности, организации процесса и т.д. он хотел бы иметь. Между вкладываемыми усилиями по достижению определенного качества образования или формирования качеств личности и низким результатом данной деятельности. Между высокими требованиями к результатам труда педагога и низким уровнем материально – технической базы ОУ, методическим сопровождением образовательного процесса. Между требованиями ФГОС нового поколения к результатам учительского труда и отсутствием базы для достижения этого самого высокого результата и т.д. и т.п.
Получается что основными моментами « обнаружения» противоречия являются следующие вопросы:
1. Что Вы делаете сейчас для реализации образовательного процесса в классе?
2. Как Вы оцениваете результат своих усилий?
3. Вы именно это для себя планировали? Именно этот результат ожидали?
4. А что не так? Почему не так?
Вот это и есть проблема! Вот и поймали « проблему за хвост!» Точнее саму суть проблемы – то есть ее обоснование. А саму проблему надо еще суметь сформулировать. Как это сделать, покажу на собственном примере. Когда только еще было введено ГИА, мною была разработана система подготовки 9 класса к ГИА по русскому языку. Мне тогда казалось, что она идеально подошла для довольно сильного класса. Работала много, занималась с детьми регулярно и в урочной и внеурочной деятельности. Но… результат оказался низкий: с ГИА не справилась часть слабых учащихся. Этого никак не планировала и не ожидала! Стала задавать себе вопросы: «А почему не получилось? В чем проблема?» Не буду сейчас выстраивать всю цепочку рассуждений, сразу перейду к результату – моя первоначальная технология подготовки детей к ГИА была неверной! Она не учитывала индивидуальный уровень подготовки учащихся и их способность к обучению. Вот это и стало проблемой или темой моего педагогического проекта «Технология подготовки к ГИА по русскому языку учащихся с различным уровнем развития и обученности», по – другому, всех учащихся сидящих в классе.
Много ли таких - проектных – проблем может быть в практике педагога? Да сколько угодно! У всех ли педагогов общие проблемы? Могут быть и общие, а могут быть и чисто индивидуальные. Этого не надо пугаться: проблемы надо решать. Приведем примеры использования метода « Вопрос! Еще вопрос!», чтобы не только показать педагогам алгоритм рассуждения, но и показать наглядно логику рассуждений ( см. Приложение 1.)

Хочется познакомить Вас с еще одним приемом работы по созданию педагогического проекта - это представление материала в виде алгоритма. Перед началом работы мы использовали метод аналогии. Мы обращались к ним с самыми разными вопросами, например, Вы любите яблоки? А Вы бы хотели, чтобы они росли в Вашем саду? Обычно, все отвечали «да». Чем не проект? А как его реализовать?
Итак, наш конечный продукт - в нашем саду яблони, которые плодоносят.
А как достигнуть этой цели? Можно ли это сделать сразу в один день, в один этап?
Очевидно, что нет, так как вырастить сад – это дело времяемкое и трудоемкое.
Так что же надо сделать?
Надо купить саженцы,
посадить их,
ухаживать за ними,
после начала цветения собирать урожай. Но это только направления работы, а в каждом надо еще и какие – то мероприятия провести. Например, мы будем выбирать сорта яблок или нам подходят любые, можно посадить в любое место в саду или его надо выбрать, окультурить и т.д. и т.п. Вот тут нам ведь все понятно! А чем отличается педагогический проект от этого? Да ничем! Для удобства мы предложили педагогам таблицу, в которой обозначили все шаги реализации проекта, точнее, его описания. Представляем ее Вашему вниманию.
Например, возьмем проблему, представленную выше « Определение модели использования современных педагогических технологий в пространстве урока». Если мы обратимся к предыдущей таблице, то увидим, в чем затруднения учителя и направления, в которых педагогу надо будет работать: это повышение квалификации, создание модели использования современных педтехнологий на уроке ( см. Приложение 2.)

Мы представили Вашему вниманию только фрагмент данной таблицы , но он как раз и отражает самые проблемные места в разработке педагогического проекта. Таким образом, последовательно с помощью практико ориентированных приемов представления информации о педагогическом проекте можно активизировать творческий потенциал педагогов, поднять его на более высокий уровень не просто проектной деятельности, но и профессионализма.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
- проектная деятельность не теряет с годами свою актуальность и востребованность не только в образовательном процессе, но и методической работе учителя,
- владение проектной деятельностью становится мерилом профессионализма педагога и показателем уровня его квалификации,
- проектная деятельность позволяет педагогу разработать педагогический проект, аккумулируя при этом все свои профессиональные ЗУНКи и подняться на более высокую ступень профессионального развития.
И еще один вывод хотелось бы сделать - создание или разработка педагогического проекта - это один из видов методической работы учителя. Методическим службам ОУ необходимо обратить на это внимание и помогать педагогам в вопросах его создания и реализации, так как ближе всех находятся к учителю. Кроме этого портал Мой университет в лице факультета Проектной деятельности и фрайдрайзинга и Центра подготовки педагогов к аттестации предлагает педагогам дистанционные курсы по проектной деятельности, в ЦППА подходит к концу работа по созданию постоянно действующего мастер –класса и дистанционного курса по разработке педагогического проекта.
Список использованных ресурсов:
1.Педагогический проект http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=pedagogicheskij_proekt.&url=http%3A%2F%2F86sch3.ucoz.ru%2Fdocuments%2Fattestaci%2Fvishaya%2Fpedagogicheskij_proekt.doc&noconv=1&fmode=inject&mime=doc&l10n=ru&sign=db7b66c59f1d0ef563930120510c70c8&keyno=0
2. Материалы по педагогическому проекту Саратовского ГАОУ ДПО СарИПК и ПРО. http://www.saripkro.ru/datas/users/pedagogicheskij_proekt_2.rar
3. Педагогическое проектирование http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html
Категория: Другие проекты | Добавил: Zhogoleva (08.04.2013) | Автор: Жоголева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 4459 | Комментарии: 2 | Теги: педагогический проект, ПРОЕКТ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 Жоголева Елена Евгеньевна  
Уважаемая Валентина!
К сожалению, эти ссылки сейчас не работают - видимо, удалены страницы.

1 valentina-yesina  
Добрый вечер! Очень заинтересовалась Вашей работой, но , к сожалению, ссылки на ресурсы Интернета 1 и 3 не работают. Не могли бы Вы уточнить их.
С уважением,
Валентина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz