Четверг, 28.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Выступление: Бизнес-обучение в общеобразовательной школе
В настоящий момент в нашей стране власти всех уровней принимают меры по сдерживанию роста безработицы, вызванной международным экономическим кризисом. Проблема занятости населения, в первую очередь молодёжи, не имеющей профессионального опыта, встаёт достаточно остро. В связи с этим, на мой взгляд, весьма актуально будет внедрение в школьный курс по предмету «Технология» практического курса «Основы предпринимательства».
Существующие в настоящее время учебные курсы под этим названием носят сугубо теоретический характер и призваны лишь дать профориентационную подготовку старшеклассникам, стремящимся в ВУЗы на специальности бизнес-профиля. Моя идея сводится к достижению следующего результата: обучить школьника знаниям и навыкам, которые дадут возможность выпускнику общеобразовательной школы сразу по её окончанию заняться предпринимательской деятельностью. Это не помешает ему учиться в ВУЗе – если времени хватит – учись. Но при этом он сам может зарабатывать себе и на учёбу и на жизнь. Освоить профессию «предприниматель», обеспечить себе трудовую занятостью.
То есть в ходе данного курса школьник должен узнать: содержание нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, практический алгоритм действий – куда пойти, что написать, сколько и куда заплатить, какие документы получить, где и как ими можно или нужно воспользоваться, как выбрать форму налогообложения, какие первичные документы вести при получении денег, закупке материалов, выполнении услуг. А так же уметь вести эту самую документацию, оформлять и сдавать отчёты в государственные органы. Соответственно знать как, какие и в каком размере платить налоги. Как выстроить бизнес-идею, суметь разработать проект, рассчитать доходы и расходы, определить целевую группу потребителей, изготовить рекламу, знать как можно получить кредит и так далее, в общем - полный круг практических вопросов, знание которых может дать обществу нового молодого предпринимателя.
Правовой базой для этого является Гражданский кодекс (статья 27. Эмансипация). Конечно, основной проблемой к широкому внедрению такого курса в школах станет отсутствие подготовленных учителей. Но думаю, во-первых, на фоне того же кризиса, найдутся и бывшие предприниматели, готовые передать свой опыт школьникам и получить стабильную зарплату. Можно так же и перепрофилировать учителей других предметов (как в своё время это спешно делали для восполнения нехватки учителей информатики) – было бы желание и добрая воля.
Существенным здесь, мне думается, является то, что школе не требуется дополнительная материально техническая база. Всё реализуется в обычных аудиториях и компьютерных классах. Полезным, конечно – же, будет использование при освоении такого учебного курса компьютерной программы «1С – Предприниматель». Которую разработчик, с большим удовольствием, предоставит школе бесплатно (ведь выпускники, занявшиеся предпринимательством, сразу становятся их клиентами на покупку этой программы и сопровождение).
Примерный учебный план такой программы может выглядеть следующим образом:

№ Разделы
1 Правовые основы предпринимательской деятельности.
2 С чего начать? Взаимоотношения с государственными органами.
3 Виды, способы и формы предпринимательской деятельности.
4 Учёт и отчётность ИП.
5 Основы бизнес-планирования.
6 Работа с учётной программой «1С Предприниматель»
7 Ведение предпринимательской деятельности.
8 Использование труда наёмных работников.
9 Разрешение споров между хозяйствующими субъектами

Количество учебных часов – в зависимости от учебного плана школы – минимум – 70 (10-11 класс по одному уроку в неделю), но это конечно будет профанацией серьёзной подготовки. Вполне реально в любой школе назвав класс профильным, увеличить количество учебных часов вдвое – тем самым довести их объём до 140. И объединить общим замыслом с кружком (клубом) дополнительного образования. 4-6 часов в неделю дадут за два года 288-416 учебных часов. Вполне достаточный объём для профессиональной программы. Причём думающие родители на неё и денег не пожалеют, если в школе отсутствует лимит часов учебной нагрузки от бюджета.
Ещё более результативной эта программа будет, если организовать при школе учебную торгово-производственную компанию. В которой ученики могли бы на практике осваивать полученные знания. То есть учиться вести бизнес практически его осуществляя (или выполняя некую рабочую функцию в проекте, охватывающем целый коллектив молодёжи и взрослых). Такой компании даже не нужны отдельные льготы. Она по умолчанию получает перед конкурентами преимущество – ведь её основная задача научить, а значит размер фактической прибыли может быть минимальным (учебно- тренировочным). Это, во-первых, во вторых – за обучение платят (или бюджет, или родители) – это второе преимущество такой компании в конкурентной борьбе, снижающей себестоимость её продукции или услуг.
Автор этой статьи на протяжении 7 лет (7 сезонов) вёл бизнес в режиме индивидуального предпринимателя по формированию и продаже оптом и мелким оптом новогодних подарков. Обороты достигали 3,5 млн. рублей в сезон. Задействовано было до 30 человек. Количество проданных подарков до 15 000 шт. стоимостью от 50 до 2500 тысяч рублей. Данный сезонный проект вполне бы подошёл в качестве поля деятельности для такой компании.
Алгоритм этого бизнеса был достаточно простой:
• в августе – сентябре выбрать упаковку для подарков очередного сезона (в России работает всего 5-6 крупных дистрибьюторов новогодней подарочной упаковки);
• в октябре выбрать поставщиков конфет и прочего наполнения подарков (с кем удобно работать на малых партиях на вашей территории); закупить по одной упаковке для формирования образцов подарков, которые у них точно будут на складе по декабрь включительно);
• сформировать образцы, исходя из собственных творческих и вкусовых пристрастий (я это делал из конфет, шоколадных фигурок, мелких игрушек поштучно);
• оформить рекламные буклеты (первые годы я их делал в виде красочного прайс-листа на простом цветном принтере, фотографировал обычным фотоаппаратом, макетировал в редакторе Word);
• разослать агентов по организациям, школам, детским садикам для проведения презентаций и иного рекламирования, собрать заказы;
• закупить необходимую упаковку, конфеты и прочее содержимое подарков;
• выстроить «сборочную линию» и по количеству заказанного укомплектовать подарки в необходимом количестве и составе;
• своевременно доставить подарки заказчикам;
• реализовать остатки сырья.
При этом в процессе всего вышеназванного, вести учёт кому, когда, чего и сколько нужно будет предоставить, предоплата – окончательный расчёт, наличная – безналичная оплата. Часто в этой работе участвовали и старшеклассники, агентами, фасовщиками, грузчиками. При этом я их ещё оформлял в службе занятости по программе трудоустройства несовершеннолетних, что увеличивало фонд их оплаты труда.
Работу такой учебной компании лучше вести по проектам, имеющим ограниченный срок (в отличие от постоянно действующих тем). Поскольку после выполнения конкретного проекта его можно проанализировать – подвести учебный итог (как говорят лётчики – «провести разбор полётов»). Отметить успешные действия и промахи каждого участника. Да и сама эта процедура «подведение итогов» так же важна для предпринимателя, для его успешной работы. Затем в учебных аудиториях восполнить пробелы. И взяться за новый проект.
С уверенностью утверждаю, всё это под руководством взрослых старшеклассникам по силам!
Уважаемые руководители образовательных учреждений, если кто-то заинтересовался практической реализацией этой идеи – готов к сотрудничеству в любой форме.
Дрозд Александр Геннадьевич, юрист, педагог дополнительного образования высшей квал. категории, Санкт-Петербург, е-mail: urist.aleks@ya.ru,

P.S. Периодически встречаю в Интернет сообщения об обучении старшеклассников основам предпринимательства на разной стадии реализации этих проектов. Проекты заканчиваются, а весомого результата – т.е. большого числа юных предпринимателей не наблюдаю. Возможно – не там смотрю, коллеги, если где-то есть позитивные прецеденты по данному вопросу – сообщите, буду рад.
Категория: Бизнес проекты | Добавил: Александр70 (10.09.2013) | Автор: Дрозд Александр Геннадьевич E
Просмотров: 1754 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz