Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Январь » 13 » И не прервётся связь времён
18:36
И не прервётся связь времён

МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорскаоваыаы

 

 

 

И не прервётся связь времён…

 

 

 

 

 

Автор: Дмитриенко Александра

ученица 6 класса

МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска

руководитель: Егорова И.Г.,  

библиотекарь МБОУ

«Кадетская школа» г. Сосногорска

 

 

 

 

Сосногорск

2015

Содержание

1.

Введение

с.3

2.

Глава 1. Что такое династия?

с.4

3.

Глава 2. История династии Макаровых

с.6

4.

Глава 3. Опрос учащихся  11 класса

с.11

5.

Заключение

с.12

6.

Список литературы, используемых материалов

с.13

7.

Помощники в работе

с.13

8.

Приложения  (документы, фото, анкета, газеты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я учусь в кадетской школе г.Сосногорска шестой год.   В этом году нашей школе исполнилось 55 лет, и мы три месяца готовились к юбилею, собирали материал, брали интервью, выпускали газеты. Оказалось, что в школе за 55 лет было много династий, одна из которых работает до сих пор. Это семья Макаровых. Появилось желание узнать о ней  побольше. Так появилась тема работы: «И не прервётся связь времён»

Цель работы: узнать становление кадетской школы через историю династии Макаровых. Для достижения цели были выдвинуты задачи:

  1. Проанализировать сведения научной литературы.
  2. Опросить ветеранов школы.
  3. Найти материалы о школе в муниципальных и республиканских публикациях.
  4. Провести анкетирование учащихся 11 класса с целью узнать, как они относятся к профессиональным династиям, сделать анализ анкет.

Актуальность работы в том, что:

- во-первых, кадетская школа отмечает юбилей, и собранный материал стал подарком школе к празднику;

- во-вторых, династии в современном мире – это большая редкость, но известно, что лучшие специалисты в своих профессиях именно из династических семей; поэтому надо об этом говорить.

В работе мы использовали методы: интервью, анкетирование, работа с архивными документами, анализ литературы и газетных статей.

Практическая значимость: результаты исследовательской работы можно передать в краеведческий музей города Сосногорска, использовать на классных часах, подготовить публикацию в муниципальной газете.

 

«Гордиться славой своих предков не только можно,

но и нужно; не уважать её есть позорное малодушие».

А. С. Пушкин

 

Глава 1. Династии – что это такое?

Меня всегда привлекала личность учителя.  Они, как мне кажется, все  интеллигентные, талантливые и добрые люди. Они дарят  тепло души детям, окружающим их людям. За три месяца учебы я встретила много учителей кадетской школы, которые излучают это тепло.                                                                                                         

    Узнав об истории школы с 1960 года по сегодняшний день, мы удивились, что, несмотря на маленькую заработную плату, в школе работало много учителей. Сюда стремились попасть молодёжь и опытные учителя, поэтому сформировывался устойчивый коллектив преподавателей, среди которых были либо уникальные по своим педагогическим и профессиональным качествам, либо талантливые педагоги-энтузиасты своего дела.

В 1960 г. на улице Первомайской в Сосногорске была открыта новая школа-интернат для учеников из железнодорожных посёлков от Сольвычегодска до Инты.  (Приложение №1). Это тогда было всего лишь одно школьное трёхэтажное здание и в четырёх классах занимались только 68 детей. Интересно, что занятия проходили на третьем также, а жили воспитанники в спальных комнатах первого этажа. В помещении актового зала раньше была столовая, а продукты привозили на лошади - любимице всех детей.

Со временем зашумели деревья на пустыре возле школы, построили  по соседству большое  здание спального корпуса, затем здания столовой  и   гаража.

"Уютно жить и интересно учиться было в этом добром доме ребятам, свыше двух тысяч которых уже получили здесь "путёвку в большую жизнь". А тепло души в условиях школы-интерната многого стоит. Но детвора, уехавшая на время от родителей (а кое-кто и вовсе не имеет их), встретила здесь своих вторых пап и мам" (В.Краснопёров. Тридцать пять - школа ягодка опять//Заря Тимана.4 апреля 1996г.) (Приложение № 2)

До сих пор с большим уважением вспоминают ветераны школы первого директора Анатолия Григорьевича Бушуева и завуча Макарову Александру Васильевну, возглавлявших первые и самые трудные десятилетия школьный коллектив, как говорится, стоявшие у истоков. Всю жизнь они были людьми с активной жизненной позицией. Макарова Александра Васильевна  -  основоположница  учительской династии. А что такое династия?

Династия - ж. греч. род, дом, говоря о государе; поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц. (Словарь Даля)

1) Династия - Ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода

2) Династия - о тружениках, передающих от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции (Словарь Ожегова).

Глава 2. История династии Макаровых

Александра Васильевна Макарова (в девичестве Вершинина)

 - родилась в 1924 году в Кировской области, с. Халтурино. После окончания Кировского пединститута сначала работала в школе посёлка Мурыгино Кировской области преподавателем русского языка и литературы, совмещая одновременно с работой завуча. Там же в 1960 году познакомилась с будущим мужем Макаровым Иваном Ивановичем, приехавшим погостить к родственникам. Судьбоносная встреча состоялась! Расписавшись, по зову  сердца, поехали поднимать Север! Муж Иван работал сначала  кочегаром в Малой Пере, а затем машинистом в Сосногорском локомотивном депо, а Александра Васильевна согласилась стать завучем в школе-новостройке.

Прошло немало лет с той поры... Многих учителей  того времени уже нет в живых, но навсегда в истории школы останется запись № 2 в старой книге приказов о принятии на работу с 14 августа 1960 г. Макарову Александру Васильевну, беспартийную, русскую, стаж работы которой к тому времени уже был немалый 17 лет! В памяти коллег она была Человеком с большой буквы с врожденным трудолюбием, аккуратностью, ответственностью, поиском истины. Остается только догадываться, как ей удавалось всё успевать - и воспитывать в семье четверых детей, отлично шить, вкусно печь, создавать семейный уют... Её любили, к ней прислушивались и именно она повлияла на выбор профессии старшего - Геннадия - он продолжил династию педагогов этой школы.

Макаров Геннадий Иванович.

Год рождения 1947.

Место рождения - Кировская область, с. Заречка.

Образование - высшее. Ярославский государственный педагогический институт (факультет физической культуры). В школе работает с 1971 года.

Детство Геннадия выпало на сложные послевоенные времена. Голод, разруха. Но люди в то время жили и верили, что всё  скоро наладится. Так и вышло. Постепенно стали образовываться города, открываться школы. Люди возвращались к обычной жизни. Наверное, трудно не согласить с с мнением, что поколение детей, живших в послевоенный период, само по себе уникально, потому как это были маленькие взрослые, философы своей жизни, которые прошли лишения и невзгоды, смерть близких...Ребята той поры обладали лучшими человеческими качествами, несмотря ни на что не становились чёрствыми, хотя быстро взрослели.

Геннадий окончил в Сосногорске десятитилетку, попробовав поработать кочегаром и студентом Ухтинского индустриального института, и понял, что его призвание это учитель. Со временем успешно закончил Ярославский пединститут несказанно обрадовав тем самым своих родных. Немалый вклад за годы своей работы внёс он в спортивную жизнь школьников как опытный преподаватель физкультуры. В 80-90-х годах в интернате были открыты спортивные классы. Ребята были  чемпионами Северной железной дороги и Коми АССР (именно так ранее именовалась наша республика), призёрами Всесоюзных пионерских соревнований. Это его усилиями создана в школе  лыжная база и стрелковый тир,  и другие сооружения.

1990 год в жизни Геннадия Ивановича оказался судьбоносным - коллектив школы оказал ему доверие,  избрав директором школы, которая после пожара оказалась в плачевном состоянии. И он не отступил перед трудностями. Сплочённый Геннадием Ивановичем трудовой коллектив преодолел всё -  помещения отмыли, покрасили, привели в порядок, и распахнула школа двери своим ученикам к окончанию каникул. "Много забот легло на плечи новой администрации школы: завершить капитальный ремонт спального корпуса, провести срочный косметический ремонт  после пожара в учебном корпусе, а самое главное - добиться повышения авторитета школы не газетными публикациями, а конкретными делами. В сознании людей сложился негативный стереотип учебного заведения, называемого интернатом. Нередко считают, что здесь всё плохо, начиная с обучения и воспитания детей и заканчивая материально-бытовыми условиями. (А. Батагов. Не в деньгах счастье//Заря Тимана.3 марта 1990г.) (Приложение № 3)

 «...Год от года растёт авторитет школы в глазах родителей и ломает стереотип некого убогого заведения с сомнительным качеством образования". Самое яркое тому подтверждение мы видим в большом количестве желающих учиться в первом классе, также в письмах выпускников..." (И. Сажнева. Навстречу юбилею//Заря Тимана. 16 сентября 1995 г.)(Приложение № 5)

В 1999 году 28 шестиклассников-мальчишек из разных школ района становятся первыми сосногорскими кадетами" (Н. Максимова. Кадетская школа отмечает свой полувековой юбилей//Заря Тимана. 16 декабря 2010г.) (Приложение № 6)

В беседе Макаров Г.И. утверждает, что он учит  всю жизнь и учится сам, стараясь быть на высоте. В этом его неоценимая заслуга перед школой и перед своими учениками. Особенно успешно видно это по совместной работе при подготовке к конкурсам и предметным олимпиадам. И радость от побед окрыляет вдвойне.

Продолжает династию Макаровых в нашей школе  дочь Геннадия Ивановича - Егорова Ирина Геннадьевна. С 1992 года работает она, по отзывам коллег, творчески и успешно. С 2004 года помогает ребятам в качестве заведующей школьной библиотекой. Именно в ней, как мне кажется, находит свою опору  Геннадий Иванович. И то, что им вместе, дружно удаётся справляться с любой проблемой в школе и не только, говорит о том, что они сила.

История школы неразрывно связана с историей каждого её педагога и ученика. Касается это и династии Макаровых.  При встрече и беседе с Геннадием Ивановичем особенно удивил его понимающий, глубокий  и  в тоже время светлый взгляд, впечатлил мягкий, тёплый и ободряющий голос, его улыбка, а так же  его способность одним спокойным, мудрым взглядом дать больше, чем множество темпераментных советов других.

Оказывается, в целом педагогический стаж династии Макаровых составляет около 100 лет! "Самое сложное на земле - это быть человеком и воспитать человека" - говорили древние. На мой взгляд,  династии Макаровых эта жизненная сложность по плечу.

В наше время учитель - это одна из самых нужных и в то же время сложных профессий. Я думаю, что учитель это даже не профессия, а образ жизни. Ведь учитель живёт тем, что каждый день идёт в школу, чтобы научить, помочь найти себя  каждому ребёнку в этом сложном мире. Поэтому учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. В кадетской школе таких учителей оказывается много. Жизнь современных школьников так не похожа на ту, в которой жили дети и взрослые второй половины двадцатого века. Но остаются документы и воспоминания, тонкой нитью связывающие нас с тем временем. И мы будем помнить. А значит - связь времён не прерывается!

Глава 3. Опрос  учащихся 11 класса.

С целью узнать отношение выпускников школы к профессиональным династиям, мы провели анкетирование  «Школьная династия… Какая она?», (Приложение № 7). В результате  опроса составили коллективный портрет школы (Приложение № 8). В анкетировании участвовало  16 человек.  

У учеников по результатам опроса  только положительные мнения о династиях: истинный учитель  даже замечания детям делает доброжелательно, с юмором, стараясь не обидеть.     

№ п\п

Содержание вопроса

Ответы учащихся

1.

Знаете ли вы, что такое династия?

Да – 15 чел

2.

Известны ли вам династии в нашей школе?

Макаровых – 10 чел.

Тюльпановых – 7 чел.

Васениных – 14 чел.

3.

Хотели бы вы продолжить династию вашей семьи?

Да – 3 чел

Нет – 13 чел.

4.

Династии в наше время нужны? Почему?

Наверное, да – 8 чел.

Не знаю – 8 чел.

5.

Что бы вы пожелали нашей школе в год юбилея

Процветания, хорошей материальной базы.

      Вывод:   Учащиеся 11 класса  знакомы с понятием «династия».   Большинство учеников назвали несколько фамилии династий в нашей школе. Однако, лишь 20% пожелали  пойти по стопам родителей и продолжить династию в своей семье. И лишь половина опрашиваемых в целом  считают династию важной и необходимой в наше время.                                                           

4. Заключение

      Средний возраст педагогов нашей школы 42 года. Для меня важно узнать, какими качествами должен обладать молодой учитель, чтобы его любили и уважали? Ведь любовь и уважение к учителю окружающих людей является одной из составляющих престижа и привлекательности  этой профессии. В маленьком городе  жизнь учителей  проходит на виду у всех. О нём судят не только по его отношению к своей профессии, по тому, как он учит детей, но и по тому, как живёт, как поступает в различных ситуациях. Он влияет на детей и взрослых постоянно, независимо от того, где находится: в школе, дома, на собрании, в отпуске.

Работая над данным проектом, я поняла, что учитель – это не только специальность, работа, призвание. Бывает так, что профессия учитель – это нить, связывающая целые поколения одной семьи. Из поколения в поколение члены одной  семьи как эстафету передают гордое знамя преданности и любви к одной школе. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая требовательность к себе и желание отдавать сердце детям. Педагог - это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным - здесь нет  случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути. За  55 лет существования школы работали 5 династий. 

Династии Макаровых  в сумме отданных школе лет в 2015 исполнилось 100 лет.

Традиции, заложенные Александрой Васильевной, продолжаются в Геннадии Ивановиче, а затем и в Ирине Геннадьевне.
   Педагогические династии в  семье - это гордость.  Они вносят огромный вклад в дело образования и воспитания школьников.

      Хорошо, что продолжается опыт, имеющиеся заслуги и опыт не уходят бесследно, а продолжаются в детях и внуках.

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

И  славу труда наших предков

Сквозь годы мы все пронесём.

Потомственный врач иль учитель...

Как славно и гордо звучит!

И в русле семейного счастья

Тот дух единенья кипит.

Так пусть же растут, процветают

На благо любимой страны

Везде трудовые династии,

Бесспорно, нужны и важн

Помощники в работе:

Дмитриенко В.Н. - учитель рус. языка и литературы МБОУ «Кадетская школа»

Крашенинникова Н.М. - учитель ин. языка МБОУ «Кадетской школы»

Макаров Г.И. – учитель технологии МБОУ «Кадетская школа»

Тюльпанова В.А., Ермоленко Г.И. - учителя МБОУ «Кадетской школы»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Батагов А. Не в деньгах счастье//Заря Тимана.3 марта 1990г.
  2. Краснопёров В. Тридцать пять - школа ягодка опять//Заря Тимана.          

 4 апреля 1996г.)

  1. Максимова Н.. Кадетская школа отмечает свой полувековой юбилей//Заря Тимана. 16 декабря 2010г.
  2. Материалы семейного архива Макаровых: фотографии, грамоты, книги приказов.
  3. Сажнева И. Навстречу юбилею//Заря Тимана. 16 сентября 1995 г.
  4. Сербин А. С днём тридцатилетия// Северная магистраль.19 окт.1990г.)
  5. Фотографии  из личных архивов учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: • «Педагогические династии» | Просмотров: 366 | Добавил: vera | Теги: vera.vnd2013@yandex.ru | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые,  Дмитриенко Александра и    Егорова И.Г.! 

На конкурс могут быть представлены материалы в формате  короткометражных кино- и видеофильмов (до 5 мин.), фото- и слайд фильмов, а  также иных аудиовизуальных и медиакомпозиций.
 
  
Даем вам 5 дней на исправление ошибок при загрузке вашего конкурсного материала "И не прервётся связь времён". 

Вам необходимо загрузить  медиа-продукты.  Высылаю вам ссылку на инструкцию по размещению материалов 
http://grant-project.ru/Konkurs....ov.doc  
При необходимости, обратитесь к учителю информатики для консультации. 

Если до  22.01.16 вы не загрузите медиа-материал, ваша работа будет не допущена до конкурса. 

С уважением, техническийэксперт  Половникова Татьяна Геннадьевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]