1. Паспорт мини - проекта
1.1. Название мини-проекта: «Папа, мама, я - спортивная семья»
1.2. Руководитель мини-проекта: Осипова Наталья Александровна, инструктор по физической культуре, МАДОУ «ДС «Загадка», г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область.
1.3. Консультанты мини-проекта: Гайдадина Ирина Ивановна, директор МАДОУ «ДС «Загадка», г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область; Нуждина Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по УМР, МАДОУ "ДС "Загадка", г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитан мини-проект: 4-7 лет.
1.5. Состав проектной группы: Осипова Наталья Александровна, инструктор по физической культуре; Файзулина Эльмира Равильевна, музыкальный руководитель; воспитатели: Овдиенко Татьяна Михайловна, Кутлуюлова Ирина Рауфовна, Гросс Ирина Ивановна, Козлюк Наталья Борисовна, Челак Светлана Александровна.
1.6. Цель мини-проекта: создание условий для повышения двигательной активности и расширения опыта социальной культуры здоровья, в том числе спортивно-игровой, для дальнейшей адаптации детей в социокультурной среде, успешной общественной жизни в детском саду, в школе, в коллективе.
1.7. Задачи мини-проекта:
- Гармонизация детско-родительских отношений в процессе совместной спортивно-игровой и развлекательной деятельности.
- Формирование у детей интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом.
- Развитие коммуникативных навыков, поддержка детей активно вступать в совместное общение с другими детьми и взрослыми.
- Воспитание у дошкольников дружеских и командных взаимоотношений, коллективизма, товарищества.
1.8. Аннотация. Вопросы здоровья детей все актуальнее становятся в период информатизации общества. К сожалению, в современных условиях повышенной занятости родителей, наблюдается низкий уровень семейного двигательно-игрового опыта, при этом возрастает направленность семейных приоритетов на совместную деятельность с детьми, в том числе в спортивно-массовых мероприятиях.
На наш взгляд, эффективной будет организация проектной деятельности, в результате которой формирование здорового образа жизни, интереса у дошкольников к физической культуре и спорту происходит посредством активного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на гармонизации семейных отношений и установлении партнерских отношений дошкольной организации с семьями воспитанников в спортивно-игровой и соревновательной деятельности.
2. Содержание мини-проекта.
2.1. Актуальность. Играющее детское сообщество - показатель эмоционального благополучия ребенка. Игра-важный компонент здоровьесбережения, которое стало одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях модернизированной системы образования. В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс выстраивается как эффективное интегративное пространство, включающее в себя метапредметный подход, поддержку детской инициативы и самостоятельности, обеспечивающее образовательно-воспитательный процесс мотивационным потенциалом, незаметно побуждающим проявлять детей все свои лучшие способности, качества и компетентности.
Одним из важных направлений по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста является грамотно выстроенное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективны такие формы работы с родителями, на которых формирование здорового образа жизни происходит посредством активного взаимодействия взрослого и ребенка с целью гармонизация семейных отношений и установления партнерских отношений дошкольной организации с семьями воспитанников. Эффективность взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в детском саду можно наблюдать в специально-организованных спортивно-массовых развлекательных мероприятиях, так как оно основывается на процессе интеракции (процесс взаимодействия людей друг с другом) и сопровождается использованием специальных методов и приемов, ориентирующих детей и взрослых на командное взаимодействие.
Игры-эстафеты характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды (Степаненкова Э.Я.).
Совместные с родителями спортивно-массовые развлекательные мероприятия объединяют участников общими идеями, заключенными в специальных заданиях, основанных на позитивном сотрудничестве между взрослыми и детьми, направленными на развитие коммуникативных компетентностей у дошкольников. Подобные мероприятия включают вербальное и невербальное общение обеспечивающее легкость взаимодействия и обмена информацией всех участников процесса, ориентированное на взаимопонимание и высокую скорость решения общих задач, а также получение удовольствия от совместной встречи.
Проблема, которую решает проект, заключается в том, что в современных условиях повышенной занятости родителей, наблюдается низкий уровень семейного двигательного-игрового опыта, при этом возрастает направленность семейных приоритетов на совместную деятельность с детьми, в том числе посредством участия в спортивно-массовых мероприятиях.
Цель мини-проекта: создание условий для повышения двигательной активности и расширения опыта социальной культуры здоровья, в том числе спортивно-игровой, для дальнейшей адаптации детей в социокультурной среде, успешной общественной жизни в детском саду, в школе, в коллективе.
Задачи мини-проекта:
- Гармонизация детско-родительских отношений в процессе совместной спортивно-игровой и развлекательной деятельности.
- Формирование у детей интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом.
- Развитие коммуникативных навыков, поддержка стремления детей активно вступать в совместное общение с другими детьми и взрослыми.
- Воспитание у дошкольников дружеских и командных взаимоотношений, коллективизма, товарищества.
2.2. Модель организации мини-проекта основывается на реализации трех основных этапов, включающих необходимые подготовительные мероприятия, влияющие на успешность осуществления проекта:
1 этап - подготовительный (понедельник): обсуждение плана проекта, привлечение участников соревнований через индивидуальные беседы с родителями и детьми; составление сценария проведения соревнований; привлечение выпускников детского сада для осуществления видеосъемки и фотосъемки события.
2 этап - организационный (вторник - четверг): беседы с детьми о спортивных увлечениях семьи; беседы с воспитанниками о значении здорового образа жизни, рассматривание соответствующих фотографий из семейного архива; изготовление медалей для награждения участников спортивных соревнований; изготовление газеты-объявления для привлечения болельщиков; разучивание «кричалок" в поддержку семейных команд-участников соревнований; обыгрывание с детьми спортивных конкурсов, подвижных игр подготовка музыкально-ритмических движений и танцев, включенных в программу соревнований; проведение просветительских бесед по соблюдению правил безопасной игры, создание условий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
3 этап - преобразовательно-рефлексивный (пятница): организация и проведение спортивно - музыкального праздника "Папа, мама, я - спортивная семья!"; оформление фотоколлажа (приложение 1).
2.3. Практическая сущность реализованного мини-проекта заключается в том, что посредством организации спортивно-массовой досуговой деятельности, осуществляется практико-ориентированный подход, обеспечивающий успешность формирования здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой и спорту, способствующий установлению партнерских взаимоотношений между педагогами, родителями и воспитанниками.
Так, в рамках мини-проекта, дети вместе с педагогами обсуждали и обыгрывали спортивные конкурсы и аттракционы, дошкольники вместе с воспитателями изготавливали медали для участников соревнований. Дети вместе с родителями и воспитателями оформляли газету - объявление для агитации болельщиков и участников спортивного события. Ребята с воспитателями и родителями готовили кричалки в поддержку игроков, придумывали названия командам. (Приложение 2-3).
2.4. Результативность мини-проекта заключается в том, что:
- У детей и у воспитывающих их взрослых возрос интерес к участию в совместных спортивно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
- По результатам устного опроса у 100 % участников спортивно-музыкального мероприятия наблюдается удовлетворенность предложенной совместной спортивно-игровой деятельностью в рамках реализации проекта.
- По результатам анкетирования, 95 % , опрошенных родителей, оценивают работу детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам оздоровления и физического воспитания детей 4-7 лет на «отлично», 5% - на «хорошо».
- Из индивидуальных бесед с родителями, а также на основании педагогических наблюдений выявлено, что все дети детского сада с удовольствием посещают занятия физической культурой.
Результаты мини-проекта для детей:
- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- наличие потребностей в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой,
- проявление активного желания участвовать в спортивно-массовых мероприятиях детского сада с участием родителей;
- приобретение позитивного опыта коллективного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Результаты мини-проекта для родителей:
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня комфортности в совместной спортивно-игровой развлекательной деятельности;
- вовлечение родителей в работу детского сада по организации здоровьесбережения и здоровьеформирования детей.
Результаты мини-проекта для педагогов:
- внедрение современных форм и эффективных методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
- сотрудничество с родителями воспитанников на основе принципов совместной деятельности, направленной на развитие личности ребенка;
- самореализация и моральное удовлетворение;
- повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2.5. Ресурсное обеспечение мини-проекта: спортивная площадка на территории детского сада, спортивный инвентарь (стойки, обручи, резиновые мячи), оборудование для аттракционов (пластмассовые мячи из сухого бассейна, клюшки, короткие палки с лентами, длиной 2-3 м), сценарий праздника, методический инструментарий (подборка игр-эстафет, подвижных игр, игр-аттракционов, музыкальные игры, танцевальные композиции, музыка для сопровождения игр и спортивных эстафет), подборка методической литературы.
2.6. Трансляция опыта осуществлена на персональном сайте инструктора по физической культуре "Физкультура и дети": http://osipovanatasha1973.wixsite.com/fizra-i-deti/blank-11
Литература:
- Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты. - Волгоград: Учитель, 2012.
- ж. Инструктор по физкультуре. - Москва: Издательство «Творческий Центр Сфера, № 1, 2013.
- Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. II: Технология модерации: детальный анализ образовательного процесса, действий педагога и обучающихся, эффективное управление обучающимися и образовательным процессом, умеренное достижение целей ФГОС: настольная книга педагога. - Петрозаводск: Verso, 2015.
|