Педагогический проект по теме:
«Праздник "Дружбы народов" -
визитная карточка города Нижневартовска»
Автор: Тубилова Сария Хатмулловна,
воспитатель МАДОУ ДС №38 "Домовёнок"
г.Нижневартовска ХМАО-Югра
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...........................................................3
Паспорт проекта………………………………………………………..….…...........................................................4
Обоснование проекта……………………………………………………….............................................................5
Цель, задачи и принципы проекта………………………………………..............................................................6
Содержание и механизм реализации……………………………………….........................................................7
Схема управления для реализации проекта ..............................................................................................8
Принципы содержания работы, ресурсное обеспечение……..………….........................................................9
Ожидаемые результаты……………………………………………………...........................................................10
Заключение………………………………………………………………….............................................................11
Список использованных источников……………………………………….........................................................12
Приложение ……………………………………………………………….…..........................................................13
Фотоколлаж "Праздник "Дружбы народов" - визитная карточка города Нижневартовска............................17
Паспорт проекта
Наименование проекта
|
Социальный проект «Праздник "Дружба народов" - национальное наследие моего города»
|
Разработчик проекта
|
С.Х.Тубилова - воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста
|
Руководитель проекта
|
Л.А.Богданова, заведующая МАДОУ ДС №38 "Домовёнок"
|
Целевая группа
|
Воспитанники группы старшего дошкольного возраста
|
Цель проекта
|
Формирование у детей толерантного отношения и представление о культуре других национальностей.
|
Сроки реализации проекта
|
Ноябрь - Июнь
|
База реализации проекта
|
МАДОУ ДС №38 г. Нижневартовска
|
Краткое содержание
|
Данный проект направлен на формирование представления о разнообразии традиций и культур, умения взаимодействовать в социуме, проявлять гуманность, уважение к окружающим, способствовать формированию толерантного отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству. Этому способствует знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. В ходе реализации данного проекта детям предложены мероприятия: выставка рисунков, поделок, организация выставки декоративно-прикладного творчества, знакомство с национальным костюмом, предметами быта, литературным наследием народов, для подведения итога - открытое мероприятие «Россия наш общий дом» и ежегодное участие в городском празднике "Дружбы народов" в рамках фестиваля "Самотлорские ночи".
|
Введение
Детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности, особенно период посещения дошкольной образовательной организации. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому важно сформировать у всех детей начало доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. Практически в любых детских садах города воспитываются дети разных национальностей. Наше дошкольное отделение не исключение.
Поэтому важно не только формирование у дошкольника чувства гордости за свое национальное «Я», но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Именно поэтому был создан данный проект, который направлен на формирование представления о разнообразии традиций и культур, умения взаимодействовать в социуме, проявлять гуманность, уважение к окружающим, способствовать формированию толерантного отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству.
Цель, задачи и принципы проекта
Цель: сформировать у дошкольников представление о культуре других национальностей, привить уважение к многообразию культур,понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам.
Задачи:
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
- Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
- Гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания.
Принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
4. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Содержание и механизм реализации проекта
Сроки реализации: Ноябрь – Июнь
Целевая группа: Воспитанники групп старшего дошкольного возраста
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный этап (сбор информации, подготовка к организации выставки, музея).
- Основной этап (проведение бесед на темы: «Что значит дружить?», «Наша многонациональная Россия», «Народные костюмы и традиции разных народов», знакомство с народными играми, предметами декоративно-прикладного искусства, изучение народных пословиц и песен, организация конкурса рисунков и поделок «Мы разные, но очень дружные!», участие в городском конкурсе «Ожерелье дружбы», участие в Международной акции «Гирлянда дружбы», организация выставки.
- Заключительный этап (итоговое открытое занятие «Россия – наш общий дом» и участие на празднике "Дружбы народов").
1. Подготовительный этап
- Выявление интереса и отношения детей к данной теме путем устного опроса.
- Поиск и подготовка материала для организации и проведения выставки, музея, мероприятия.
2. Основной этап
- Проведение бесед на темы: «Наша многонациональная Россия», "Достопримечательности моего города Нижневартовска", «Народные костюмы и праздники разных народов», «Символика нашей страны и города Нижневартовска».
- Знакомство с народными играми, предметами декоративно-прикладного искусства
- Изучение народных пословиц и песен
- Организация конкурса рисунков и поделок «Мы разные, но очень дружные!»
- Участие в городском конкурсе «Ожерелье дружбы»
- Участие в Международной акции «Гирлянда дружбы»
- Организация выставки по народному искусству.
3. Заключительный этап
- Итоговое открытое мероприятие «Дружный хоровод»
- Участие на ежегодном городском празднике "Дружбы народов" в рамках фестиваля "Самотлорские ночи".
Принципы содержания работы
- Комплексно-тематический подход к планированию.
- Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса.
- Интеграция образовательных областей.
- Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
- Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
- Построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.
Ожидаемые результаты
- Готовность детей поддержать проект и принять в нем активное участие.
- Получение новых знаний о национальных особенностях участниками;
- Формирование у участников толерантного отношения к представителям других национальностей, расширение представления о культуре других национальностей.
- Создание интегрированной среды, при которой толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности.
- Усиление взаимосвязи в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом (активная позиция родителей в вопросах воспитания толерантности).
- Формирование уважительного отношения к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями.
Список использованных источников
- Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию: сборник - М.: Смысл, 2000.-255 с.
- Коновалова, М. Терпимость - ключ к благополучию общества: воспитание толерантности. Основные идеи и принципы / Коновалова // Библиотечное дело. - 2006. -№ 2. - С. 27-28.
- Риэрдон, Б. Э. Толерантность – дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
- Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов //Социологические исследования. - 2003. - № 8. - С. 54-63.
- Солдатова, Г. У. Научная конференция «Толерантность -норма жизни в мире разнообразия» / Г. У. Солдатова / Вопр. психологии. - 2002.- № 1. - С. 132-135.
Приложение
Итог проекта: Участие воспитанников в ежегодном городском празднике "Дружбы народов" в рамках "Самотлорские ночи"
«Праздник "Дружбы Народов" - визитная карточка города Нижневартовска»
"С народом России мы песни поем,
Есть общее в нашем быту и морали,
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить!"
Есть недалеко от города Нижневартовска уникальное место - озеро Самотлор. Под озером тем невиданное богатство - великое хранилище черного золота - нефти.
В г. Нижневартовск приехали самые смелые, отчаянные, молодые и очень талантливые люди со всего Союза чтобы освоить сибирскую нефть, добывать нефть стране. Нефтяники построили город и прославили маленькое озеро Самотлор на весь мир, придав величия и богатства нашей стране. Первопроходцы заложили удивительные традиции. Одна из них - праздник "Дружбы народов"!
Традиции эти бережно передавались из поколения в поколение спустя несколько десятилетий. Фестиваль «Самотлорские ночи» является самым главным, любимым и долгожданным праздником жителей нефтяного города Нижневартовска.
"Самотлорские ночи" - это фестиваль белых ночей, который объединяет людей разных национальностей, профессий, всех возрастов и поколений. На протяжении всех дней фестиваля по городу проходят праздничные мероприятия: музыкальные, гастрономические, игровые, а главное, очень добрые и задорные!
Нижневартовск с первых дней своего существования является многонациональным городом. Ведь наш город как разноцветная радуга, в котором переплетается культура разных наций, выделяясь яркой краской на фоне других. Здесь проживают и трудятся представители более ста этносов, 24 из которых объединены в национальные организации.
Традиционно, на улице Дружбы Народов ежегодно проходит праздник "Дружбы народов" - праздник национальных культур, где объединяются более двух десятков национальных диаспор Нижневартовска.
На празднике Дружбы народов побывала губернатор ХМАО-Югра Наталья Комарова вместе с председателем Думы Югры Борисом Сергеевичем Хохряковым.
Борис Сергеевич Хохряков (бывший Глава города Нижневартовска, ныне председатель Думы ХМАО) обратил внимание жителей на то, каким цветущим, многонациональным городом в настоящее время является Нижневартовск: «Сегодня Нижневартовск — это родина многих народов. В этом городе происходит взаимообогащение культур. Праздник Дружбы Народов — визитная карточка всей Югры. Мы живем в великой стране, могучей России!»
Праздник открывается традиционным шествием представителей разных национальных общественных организации города, почётных жителей города, ветеранов-нефтяников, представителей молодёжных общественных объединений.
Представители национальных общин (русские и ханты, татарские и узбекские, хантыйские и марийские, украинские и белорусские...) по очереди проходят по центру, чтобы поздравить вартовчан с праздником Дружбы народов.
Почти три десятка этнических площадок раскидывается вдоль улицы Дружбы народов. Хантыйский чум соседствует с башкирской юртой, казачья станица – с белорусской хатой, где представлены выставки декоративно-прикладного творчества, предметов культуры и быта, музыкальных инструментов и костюмов народов разных национальностей.
Жители города могут познакомиться на выставках с экспонатами декоративно-прикладного творчества разных национальностей.
Угощение национальными блюдами – обязательная часть праздника. Каждый год диаспоры стараются удивить гостей и приготовить что-нибудь особенное.
Действительно, в этот день на символично названной улице Дружбы Народов мы можем услышать и татарские, и белорусские, и дагестанские, и украинские песни и речь.
Здесь можно встретить украинца, отплясывающего лезгинку или болгарина, поющего армянские песни. Праздник "Дружбы народов" учит лучше понимать друг друга, не зря же его называют - «жемчужиной» «Самотлорских ночей».
Улица Дружбы народов гудит весь день - с утра до вечера! На сценической площадке проходят концертные программы с участием вокальных и хореографических коллективов Центра национальных культур и национальных общественных организаций города.
Наше дошкольное учреждение уже на протяжении нескольких лет сотрудничает с НООТ "Ватан" и каждый год выступают наши дети на сцене праздника "Дружбы народов".
Отвечая на вопросы журналистов, глава региона поделилась впечатлениями от праздника, отметив, что в единстве и уважении другу к другу всех народностей, проживающих в стране и есть сила государства. "Этот праздник символ дружбы, толерантности к людям разных национальностей. Пусть будет мир на Земле!"
Желаю Вам и всей нашей стране процветания, мирного неба над головой, благосостояния, и чтобы детский задорный смех царил в наших домах, как символ надежды и веры в наше будущее! |