Все хотят, чтобы что-нибудь произошло,
и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.
Б.Окуджава
Проблема воспитания и организации воспитательного процесса в школе имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Уже сейчас очевидно, что воспитательная система школы претерпевает кризис, и требует серьезных изменений, и должна быть оптимизирована на процессы социализации и личностного развития.
Создание опорной площадки по проектированию на базе школы при условии выполнения всех требований, может стать новым направлением воспитательной работы. Так как направление инновационное, можно представить его организацию в качестве лаборатории по социальному проектированию, которая утверждена приказом, локальными актами и является структурным подразделением научно-педагогического центра школы.
Лаборатория социального проектирования – это добровольное объединение учителей, занимающихся изучением и овладением технологией социального проектирования и её внедрением в учебно-воспитательный процесс школы. Она может объединять классных руководителей начальной, подростковой и старшей школ.
Целью деятельности лаборатории можно поставить всестороннее изучение технологии и апробация её в практике воспитательной работы с классным коллективом, а также разработка рекомендаций по её наиболее эффективному внедрению в учебно-воспитательный процесс школы с целью реализации личностно-ориентированного и развивающего образования школьников.
В таком случае, вытекающими задачами последуют:
-изучение технологии социального проектирования;
- определение путей внедрения технологии с учетом Концепции развития школы, условий учебно-педагогического и воспитательного процесса;
-апробирование технологии в практике внеклассной работы через серию реализованных проектов;
- анализ результатов внедрения технологии в учебно-воспитательный процесс.
В состав лаборатории входят руководитель и педагоги школы. Руководство осуществляет учитель, назначаемый приказом «Об организации научно-методической работы НПЦ школы» с учётом уровня его профессионализма и методической готовности. Руководитель планирует работу по проектной деятельности, организует и проводит теоретические занятия, осуществляет индивидуальное консультирование педагогов, посещает внеклассные мероприятия, проводимые учителями по технологии, даёт им анализ, привлекает к экспертизе проектной деятельности педагогов, имеющих опыт работы с методом проектов, мотивирует учителей школы к освоению технологии. Также руководитель исследует учебно-воспитательный процесс: объектом исследования может стать деятельность любого классного руководителя. В своей деятельности лаборатория социального проектирования подотчётна научно-методическому совету школы. Для отслеживания результативности работы лаборатории, разрабатываются и утверждаются критерии.
Какими могут быть критерии результативности работы:
-класс под руководством классного руководителя спланировал и осуществил не менее одного социально значимого проекта в учебном году;
- проект имел реальный социально значимый продукт деятельности;
- продукт проектной деятельности представлен для экспертизы экспертному совету лаборатории;
-проект принял участие в конкурсе либо конференции по проектной деятельности;
-класс, осуществивший проект, представляет грамотно оформленную необходимую документацию (паспорт проекта, заполненную матрицу проектной деятельности, описание хода работы);
- классный коллектив умеет анализировать свою деятельность, определять сильные и слабые стороны собственной работы в проекте.
Члены лаборатории социального проектирования посещают теоретические занятия и мероприятия по технологии социально-значимого проекта, получают индивидуальные и групповые консультации по интересующим вопросам у руководителя лаборатории, имеют свободный доступ к имеющимся методическим материалам по технологии социального проектирования, пропагандируют наработанные идеи по технологии через все виды организационных мероприятий: выступления с докладами, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах и т.д.
Направлениями работы лаборатории избираются теоретические занятия, индивидуальные консультации, разработки проектов, оформление папок проектной деятельности с представлением паспорта проекта и описанием деятельности учащихся, обобщение опыта работы педагогов по обучению школьников проектному методу.
Формами работы определяются индивидуальное консультирование классных руководителей по проблематике социального проектирования; наработка практики социального проектирования с учащимися; подготовка рекомендаций по использованию технологии в учебно-воспитательном процессе школы; обеспечение условий для широкого практического применения технологии; пропаганда технологии через публичное представление готовых продуктов проектной деятельности на различном уровне.
При правильно организованном и планомерном подходе, лаборатория социального проектирования способна выстроить новую форму воспитательной работы, работу классного руководителя с ученическим коллективом.
Источники:
- Справочник руководителя методического объединения/авт.-сост. Л.П.Татаринова, С.Д. Аюпова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 291 с.
- Статья «Проблемы организации воспитательного процесса в школе» http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3894
Источник: https://yadi.sk/d/DHQpCgBqzm89v |