РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ «Веб-квест» В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цель мастер-класса: знакомство с современной образовательной технологией «Веб-квест» - ресурсом формирования информационной компетентности младших школьников.
Задачи мастер-класса:
1. Раскрыть содержательный потенциал технологии «веб-квест» в формировании информационной компетентности младших школьников.
2. Представить методические приемы создания веб-квеста, механизмы его использования на уроке.
3. Представить алгоритм создания веб-квестов, с целью применения данной технологии на практике.
1. Презентация педагогического опыта
Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы..
Что в современном уроке применить мы готовы?
А как показывает практика применить мы готовы многое. Сегодня в арсенале учителя множество современных технологий, каждая из которых оправдана на результат. Большой популярностью пользуется информационно-коммуникационные технологии.
Интернет. Это хорошо или плохо? Это хорошо, - ответят одни, - так как он позволяет быстро найти нужную информацию, быть в курсе событий. Интернет это плохо, - ответят другие, - так как огромный объем информации не всегда является полезным, а особенно для детей. Но скажут и те и другие: «Без Интернета не обойтись в современном мире, так как это требование времени». Возникает проблема: как, минуя минусы, использовать только плюсы Глобальной сети?
Интернет не всегда безопасен. Многообразие различного рода рекламы, информационных роликов, иллюстраций засоряют информационное поле и найти то важное, не отвлекаясь на эти раздражители ребенок младшего школьного возраста, в силу своего возраста, не может. Ему это интересно, его это привлекает. А как показывает практика, ограничивающие фильтры стоят далеко не на всех компьютерах и взрослые не всегда могут контролировать деятельность ребенка в глобальной сети. Возможно ли решить эту проблему?
Возможно. Безопасную работу ребенка во время поиска информации в сети Интернет может обеспечить технология «веб-квест».
Впервые эта технология была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Образовательный Web Quests (quest – от англ. – поиск, искать):
- это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет в ходе которой добывается и анализируется информация;
- это особый вид проектной деятельности учащихся, способствующий формированию новых компетенций на основе использования информационных технологий для решения учебных задач.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на специально подобранных учителем веб-сайтах, на которые участники попадают через веб-ссылки, тем самым, защищены от нежелательной информации в сети Интернет.
Наиболее эффективно применение этой технологии на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка. Это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание, самостоятельная или групповая работу учеников на уроке.
Так, например, на уроках окружающего мира в 3 классе по теме «Организм человека» большой интерес учащихся вызвал веб-квест «Правильное питание младших школьников». Его участники познакомились с принципами правильного питания и его значением в жизни современного человека.
Интересен веб-квест «Русские народные сказки», работа по которому была организована на уроках литературного чтения в 3 классе. На этом занятии были интегрированы три предмета: литературное чтение, русский язык и изобразительное искусство. Путешествуя по миру сказок, во вкладке «литературное чтение», детям было предложено сравнить образы героев, дать характеристику их поступкам. Группа, работающая во вкладке «русский язык» написала мини-сочинение по предложенному плану. Составлен картинный план группой, работающей во вкладке «Изобразительное искусство». Межпредметная интеграция позволила работу веб-квеста сделать более содержательной.
Веб-квест «Преданья старины глубокой…» позволил синхронизировать урочную и внеурочную деятельность через анализ былин на уроке литературного чтения в 3 классе и путешествие в мир картин факультатива «Музей в твоем классе» (Приложение1).
- Представление урока
Для создания веб-квеста необходимо создать презентацию в редакторе Microsoft Power Point по конкретной теме. Важной деталью является то, что слайды должны быть взаимосвязаны. Это возможно достичь благодаря созданию гиперссылок. У веб-квеста есть своя структура, что, конечно, отражается на содержании слайдов.
Вашему вниманию предлагаю веб-квест, который был разработан для урока окружающего мира в 3 классе по теме «Планеты Солнечной системы». Цель урока: открытие нового знания при организации работы с информацией, представленной в разных источниках и формах.
I этап - вступление, в котором четко описаны главные роли участников, предварительный план работы, обзор всего квеста. В представленном веб-квесте определены следующие роли: «Астрономы», «Геологи», «Космонавты», прописан порядок выполнения работы.
II этап – центральное задание. Оно прописано для каждой роли. Так, например, для группы геологов составлены контрольные вопросы, для космонавтов – задание представлено в таблице.
Для выполнения этих заданий используются ссылки, которые заранее подобраны и проверены учителем. Это могут быть как ссылки на ресурсы в сети Интернет, адреса веб-сайтов, так и заранее скопированные и систематизированные в отдельной папке текстовые документы (в этом случае получается так, что, даже не выходя в Интернет, ребенок как будто работает в нем). В веб-вкесте «Планеты Солнечной системы» группа «Геологи» работали на сайте ru.wikipedia.org, группа «Космонавты» использовали в работе сайт space.vx5.ru.
III этап – заключение. Здесь представляется опыт, полученный в результате самостоятельной работы.
Для эффективного использования данной технологии, предлагаю практикоориентированный алгоритм, который позволит не только организовать работу по готовому веб-квесту, но и создать свой. (Приложение 3)
- Имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов работы
Дальнейшую работу будем проводить в рамках рассмотренного веб-квеста. Разделимся на группы. Каждой группе определены роли. Перейдите по ссылке «Алгоритм работы» и познакомьтесь с порядком работы.
Вы видите, что первые два этапа мы уже прошли. Нам необходимо выполнить следующие четыре: познакомиться с задачами роли, исследовать информационные ресурсы своей роли, ответить на предложенные вопросы и обсудить полученные результаты.
Возвращаемся на главную страницу. Сейчас у нас ролевой этап – групповая работа в команде. Вам необходимо выйти на свое задание, щелкнув по ссылке с названием группы.
Пред вами центральное задание, для выполнения которого вы можете воспользоваться ссылкой внизу страницы. Воспользуйтесь карточкой для записи ответов на предложенное задание.
(участники выполняют задание по группам)
На заключительном этапе, для наглядного представления результатов, целесообразно использовать образовательный ресурс bubbl.us. С помощью этого ресурса на данном уроке, в рамках данного веб-квеста, были созданы блок-схемы в режиме он-лайн. (Приложение 4)
.
4.Рефлексия
Работа по данной технологии интересна, трудна и требует тщательной подготовки от учителя, но, на мой взгляд, результативна. Я прошу и вас оценить качество представленного материала. Если вы то, что узнали, готовы применить поднимите карточку синего цвета, если вы готовы не только применить, но и изменить – желтого, а если вы готовы создать свое – зеленого цвета. Пусть эта диаграмма станет диаграммой нашего успеха и продуктивного сотрудничества.
Нам с детства хочется летать,
И в счастье верить и мечтать.
Но в жизни есть и взлеты и паденья,
Прозренья мудрые и тяжкие сомненья.
На крыльях мысли и мечты
Поднимемся и я и ты!
Высоты духа вместе одолеем
В себя поверить мы сумеем!
Используйте современные технологии себе на пользу!
Библиографический список
- Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты// РО-ВЕСТНИК http://ro-vestnik.ucoz.ru: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
- Давыденко М.С., Гвоздева А.А. Использование Веб-квестов в обучении// Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014, №5, С. 20-21
- Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки/ Сост.: Галеева Н.Л. – М.: УЦ «Перспектива», 2012